Программа кружка Займись творчеством ФГОС (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Терновская СШ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
ФГОС
ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ
Срок реализации: 1 год
Направленность: прикладная
Разработчик: Генералова О.Н.,
Высшая квалификационная категория
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Займись творчеством» разработана для занятий с учащимися 2-4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и на основании нормативно-правовых документов:
1.Закон об образовании РФ, ст.9 ( в редакции, введённой в действие с 19.01.1996 г. Федеральным законом от 13.01.1996 г. №12-ФЗ, с изменениями на 22.08.2004 г.)
2.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. №27).
3.Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844)
4. Модель программы дополнительного образования детей (разработана д.п.н., профессором Н.М.Борытко, к.п.н., профессором А.Н.Кузибецким и утверждена Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области, 2006 г5. Дополнительная программа «Художественное творчество» автор Т.Н. Проснякова.
6.Дополнительная программа «Мир бумаги» автор Е.И. Лепилина.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, в начальной школе являются актуальными, т.к. решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Направленность программы: «Займись творчеством» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – одногодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей младшего школьного возраста с элементами дизайна, декоративно – прикладного искусства.
Тематика занятий по программе обширна – это игрушки из бумаги и картона, открытки, сувениры для украшения интерьера; необычные поделки из бросового материала и замечательные сувениры из бисера.
Новизна программы состоит в том, что впервые осуществляется обучение детей изготовлению игрушек разных по назначению (игровая, декоративная), из различных по виду и способам обработки материалов. Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми – программа дополнена элементами свободного творчества (изготовление подарков, сувениров, открыток к праздникам и др. по индивидуальному выбору).
Педагогическая целесообразность программы- её содержание нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.
Цель программы – реализация концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков при создании декоративных изделий.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности;
Обучать умению моделировать и конструировать игрушки из различного материала, умению передавать с помощью форм и материалов образы реальной жизни;
Обучать детей владению различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Развивающие:
Развивать образное и пространственное мышления, фантазию ребёнка;
Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
Развивать аналитическое мышление и самоанализ
Воспитывающие:
Формировать творческое мышление, стремление сделать – смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при изготовлении различных поделок;
Формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.
Воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.
Программа «Займись творчеством» имеет ряд отличительных особенностей от уже существующих в этой области программ:
1. Образовательный процесс организуется как гибкая система, адаптированная к различным ситуациям личностного развития ребёнка;
2. Изучение народных традиций и региональных особенностей осуществляется в тесной взаимосвязи с современным дизайном;
3. Программа ориентированна на применение широкого комплекса приёмов и методов работы с различными видами материалов;
4.Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели;
5.Указанный в программе план занятий не предполагает прохождения тем в строгой последовательности;
6.Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-11 лет.
У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно - образное мышление и эмоционально- чувственное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно –эстетическом воспитании.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Займись творчеством» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника.
Методы обучения: передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Формы занятий: программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
-планировать свои действия;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Сформировать и навык и работы с информацией
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, оформление;
Способы соединения деталей: клеем, нитками, плетением;
Способы контроля по шаблону;
Приемы правильной и безопасной работы с инструментами приспособлениями;
Учащиеся должны уметь:
Организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
Изготавливать изделия по образцу, рисунку, инструкционным картам;
Работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе;
Использовать различные материалы в изготовлении одной поделки;
Применять разные способы соединения деталей;
Работать индивидуально и группами.
Учащиеся могут знать:
Способы изготовления поделок из материалов, не указанных в программе;
Учащиеся могут уметь:
Самостоятельно вырезать простейшие детали без шаблона;
Использовать в оформлении игрушек материалы, не указанные в программе;
У учащихся будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Учащиеся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
Формирование универсальных учебных действий
Метапредметные (УУД):
Регулятивные - технологическая последовательность в выполнении задания; Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Способность прогнозировать деятельность на уроке.
Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками, разрешать конфликтные ситуации; Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения.
Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Планирование профессиональной карьеры
Познавательные –выбор наиболее рациональных способов изготовления изделий.
Виды деятельности:
игровая деятельность (игры с правилами, ролевые игры)
познавательная деятельность (знакомство с различными видами искусства)
художественное творчество (изготовление поделок, аппликаций, рисунков)
трудовая (производственная) деятельность (изготовление различных поделок)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема часы
теория практика всего
1.Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. 1 1
2.Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. 0.5 0.5 1
3.Упражнение в вырезании. Панно из открыток. 1 1 2
4.Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. 0.5 0.5 1
5.Плакат – поздравление с праздником. 0.5 0.5 1
6.Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке» Коллективная работа. 0.5 0.5 1
7.Аппликация «Мухомор» 0.5 0.5 1
8.Работа по выкройке. Закладка 0.5 0.5 1
9.Простое плетение. Пакетик «Сердечко». 0.5 0.5 1
10.Идеи дизайнера. Декоративная ваза 0.5 0.5 1
11.Работа с салфетками. 0.5 0.5 1
12.Симметрия. 0.5 0.5 1
13.Вырезание. Правильные узоры. 0.5 0.5 1
14.Упражнение в вырезании. Снежинки 0.5 0.5 1
15.Идеи дизайнера. Великолепная снежинка 1 1 2
16.Портрет моего друга. Коллаж 0.5 0.5 1
17.Цветы из различных материалов 1 2 3
18.Открытки – «Валентинки» 0.5 0.5 1
19.Открытка для поздравления с праздником (самостоятельная работа) 0.5 0.5 1
20.Контраст. Черное и белое. Аппликация «Ночь. Домик в лесу» 0.5 0.5 1
21.Поздравительная открытка к 8 МАРТА (самостоятельная работа) 0.5 0.5 1
22.Аппликация «Мой котенок» 0.5 0.5 1
23.Объемная аппликация «Одуванчик» 0.5 0.5 1
24. Изготовление панно – сувенира «БАБОЧКА» 0.5 0.5 1
25.Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа 0.5 0.5 1
26.Бисероплетение. 1 2 3
27.Изготовление творческого проекта по выбору учащихся 0.5 0.5 1
28.Экскурсия на выставки ДПИ
29.Итоговое занятие
Итого: 1
1
18 17 1
1
35
Содержание программы
ЗАНЯТИЕ №1
Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности.
В игровой форме познакомить учащихся с правилами труда, инструментами, которыми будем работать на занятиях, основами безопасной работы с ножницами, изготовить игры для классной игротеки.
Инструменты и приспособления. Линейка, карандаш, ножницы, открытки, квадратные листочки («КУБАРИК») разных цветов.
ЗАНЯТИЕ №2, №3, № 4
Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы.
Закрепление и умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, по линиям контура, развитие глазомера, внимания, наблюдательности.
Инструменты и приспособления. Линейка, карандаш, ножницы.
ОБОРУДОВАНИЕ. Плакаты по трудовому обучению (техника бехопасности при работе с ножницами).
Первые упражнения по овладению навыками вырезания проводят, когда дети отрезают полоски шириной 20-30мм.
В практической работе дети учатся правильно держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников.
ЗАНЯТИЕ № 5
Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль.
Познакомить с симметрией, развивать пространственное воображение, творческое мышление, наблюдательность, учить видеть красоту окружающего мира.
Во вступительном слове учитель рассказывает о красоте в нашей жизни, связи красоты с симметрией – некоей правильностью почти всего того, что люди видят в окружающем мире.
ЗАНЯТИЕ № 6
Плакат – поздравление «С днем учителя» (коллективная работа).
Закрепление умения работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, по линиям контура, наклеивать детали аккуратно, обучение умению правильно размещать детали на плоскости.
ЗАНЯТИЕ № 7
Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке». Коллективная работа.
Закрепление умений выполнять действия:
- резание ножницами, соблюдение правил гигиены и безопасности труда в работе с инструментами,
- развитие глазомера, координации движения, сообразительности, воспитание привычки к аккуратности, при выполнении задания, оказание взаимопомощи.
ЗАНЯТИЕ №8
Аппликация « Мухомор». Закрепление и умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, по линиям контура, развитие глазомера, внимания, наблюдательности, творческой активности, аккуратности
Инструменты и приспособления: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, писчая бумага, клеёнка, ветошь, кюветы для обрезков.ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (т/б при работе с ножницами).
ЗАНЯТИЕ № 9
Работа по выкройке. Закладка.
Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, развить глазомер, внимание, воспитывать аккуратность.
Инструменты и материалы: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага (желательно двусторонняя), картон, клеёнка, ветошь, тетрадный лист в клетку для выкройки.ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
ЗАНЯТИЕ №10
Простое плетение. Пакетик «Сердечко».
Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, развить глазомер, внимание, воспитывать аккуратность, терпение. Познакомить с простым плетением.
Инструменты и материалы: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, клеёнка, ветошь,ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
ЗАНЯТИЕ №11
Идеи дизайнера. Декоративная ваза.
Закреплять умение работать ножницами, развить художественный вкус, внимание, воспитывать аккуратность.
Инструменты и материалы: Ножницы, карандаш, линейка, самоклеящаяся бумага (можно цветной скотч), стеклянная бутылка красивой формы.
ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при ЗАНЯТИЕ №12
Работа с салфетками. Веточки в инее.
Закреплять умение работать ножницами, развить глазомер, внимание, воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, развивать чувство прекрасного.
Инструменты и материалы: Ножницы, карандаш, линейка, белые салфетки, блюдца с водой (влажная ветошь), веточки берёзы (ивы, сливы)ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
ЗАНЯТИЕ №13
Симметрия.
Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, развить глазомер, внимание, пространственное воображение, наблюдательность,
Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, плотная бумага, листы газеты, ветошь, кюветы для обрезков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (т/б при работе с ножницами).
Материал к занятию.
ЗАНЯТИЕ №14
Вырезание. Правильные узоры.
Закреплять умение работать ножницами, развить творческую активность, самостоятельность, внимание, воспитывать аккуратность.
Инструменты и материалы: Карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, клеёнка, ветошь, кюветы для обрезков.ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами),
ЗАНЯТИЕ №15
Упражнение в вырезании. Снежинки
Закреплять умение работать ножницами, развить творческую активность, самостоятельность, глазомер, внимание, воспитывать аккуратность.
Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, тонкая белая бумага, кюветы для обрезков.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами),
ЗАНЯТИЯ № 16, №17
Идеи дизайнера. Великолепная снежинка
Закреплять умение работать ножницами, развивать творческую активность, глазомер, внимание, воспитывать аккуратность.
Инструменты и материалы: ножницы, 6 квадратных листов (150х150 мм), степлер, нитки, скотч
ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
ЗАНЯТИЕ № 18
Портрет моего друга. Коллаж
Закрепление умения работать ножницами, вырезать по линиям контура, развитие глазомера, учить наклеивать детали аккуратно, правильно размещать детали на плоскости. Развитие координации движения, сообразительности, творческой самостоятельности, воспитание привычки к аккуратности при выполнении задания.
Инструменты и материалы: линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, писчая бумага (А-4), клеёнка, ветошь, старые журналы, газеты, кюветы для обрезков. ЗАНЯТИЕ №19, №20, №21
«Цветы из различных материалов»
Изготовление цветов по выбору учащихся
Инструменты и материалы: линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, клеёнка, ветошь,1/2листа ватмана, кюветы для обрезков, обложки старых тетрадей, детские журналы.ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
ЗАНЯТИЕ №22
Открытки – «Валентинки»
Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, творчески подходить к оформлению открытки, воспитывать аккуратность, применять на практике полученные ранее знания.
Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, плотная цветная бумага, клей, кисточка для клея, ветошь, клеёнка, кюветы для обрезков.ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами),
ЗАНЯТИЕ №23
Открытка для поздравления с праздником (самостоятельная работа)
Учащиеся самостоятельно выбирают сюжет для поздравительной открытки, творчески подходят к её оформлению, применяют на практике полученные ранее знания, соблюдают порядок в процессе работы, правила безопасной работы с инструментами.
Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, плотная цветная бумага, вырезки из журналов, клей, кисточка для клея, ветошь, клеёнка, кюветы для обрезков.ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
ЗАНЯТИЕ №24
Контраст. Черное и белое. Аппликация «Ночь. Домик в лесу»
Закрепление умений выполнять действия:
-разметку сгибанием, карандашом по линейке, резание ножницами, склеивание деталей из бумаги,
Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, чёрная и белая бумага, клеёнка, ветошь, кюветы для обрезков.ЗАНЯТИЕ №25
Поздравительная открытка к 8 Марта (самостоятельная работа)
Проверить умение детей самостоятельно выбирать сюжет для поздравительной открытки, творчески подходить к её оформлению, применять на практике полученные ранее знания, соблюдать порядок в процессе работы, правила безопасной работы с инструментами, воспитывать аккуратность.
Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, плотная цветная бумага, вырезки из журналов, клей, кисточка для клея, ветошь, клеёнка, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
ЗАНЯТИЕ №26
Аппликация «Мой котенок»
Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, творчески подходить к оформлению работы, воспитывать аккуратность, применять на практике полученные ранее знания.
Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, цветная бумага, клей, кисточка для клея, ветошь, клеёнка, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
ЗАНЯТИЕ № 27
Объемная аппликация «Одуванчик»
Закреплять умение работать ножницами, развивать глазомер, художественный вкус, внимание, воспитывать аккуратность.
Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, цветная бумага, клей, стержень от шариковой ручки, кисточка для клея, ветошь, клеёнка, кюветы для обрезков.ЗАНЯТИЕ № 28
Изготовление панно – сувенира «БАБОЧКА»
Нужно вырезать сложные контуры, используя ось симметрии, учить работать с различными материалами, развивать чувство прекрасного, формировать творческое мышление.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: ножницы, цветная бумага, открытки, клей, карандаш, клеёнки, салфетки, кюветы для обрезков
ЗАНЯТИЕ № 29
Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа.
Закреплять умение вырезать симметричное изображение бабочки из бумаги, симметрично располагать узор на крыльях, развивать чувство цвета, через самостоятельную работу реализовывать свои творческие способности, получать радость от результатов коллективной работы.
Инструменты и материалы: карандаш, ножницы, цветная бумага, цветная самоклеящаяся бумага для отделки, шаблоны, двусторонний скотч, кюветы для обрезков.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
ЗАНЯТИЕ №30, 31, 32
ТЕМА: Бисероплетение. 3 часа
Основные приёмы бисероплетения.
Знакомство с материалом и инструментами, используемыми в работе. Применение стекляруса, страз и бус в изготовлении и оформлении игрушек. Знакомство с основными приемами работы с бисером (низанием и плетением). Правила безопасной работы с бисером.
Форма занятия: игра, выставка с демонстрацией готовых образцов. Кружковцы наглядно знакомятся с разнообразием изделий из бисера.
Необходимые инструменты: кусачки, ножницы, проволока, леска.
Дидактический и наглядный материал: коллекция отделочных материалов и бисера.
ЗАНЯТИЕ № 33, 34
ТЕМА: Изготовление творческого проекта по выбору учащихся
Цели: подготовить и защитить проект «Подарок другу».
материалы: разноцветный пластилин, стекло, окантованное скотчем, черная тушь, перьевая ручка, цветная бумага для фона, клеёнка, ветошь.познакомить с техникой выполнения, учить аккуратности.
Закрепление и совершенствование навыков по изготовлению изделий с использованием ранее изученных материалов, коллективная работа.
Практическая работа
Изготовление изделий по выбору с применением ранее полученных знаний, умений и навыков.
Формы занятий: сказка, аукцион знаний.
Необходимые инструменты: применяемые по программе.
Дидактический и наглядный материал: видеофильм «Сами своими руками».
ЗАНЯТИЕ № 35
Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Участие в закрытии кружкового сезона. Приглашение родителей. Родительское собрание в кружке. Поощрение наиболее активных учащихся. Вручение благодарственных писем родителям. Рекомендации по работе в летний период.
Форма занятия: праздник.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создаёт многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд, обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие необходимого материала:
Дидактический материал:
Игры на знакомство «Снежный ком», «Имена»;
Викторины «Инструменты и материалы», «Зимние загадки»;
Индивидуальные карточки для тестирования по оригами;
Учебные элементы;
Тренировочные упражнения;
Разноуровневые задания;
Наглядный материал:
Плакаты;
Демонстрационные работы и образцы;
Технологические карты;
Инструкционные карты;
Раздаточный материал:
Опорные схемы;
Выкройки;
Шаблоны;
Минимальный набор инструментов:
Ножницы – 15 шт.;
Иголки, булавки, шило;
Линейка – 10 шт.;
Циркуль – 2шт.;
Карандаши– 15 шт.;
Кисточки – 15 шт.;
Минимальный набор материалов:
Цветная бумага, картон, клей ПВА;
Нитки х\б, пряжа;
Ткань;
Бисер;
Бросовый материал (коробки, пластиковые бутылки, баночки, колпачки, использованные фломастеры);
Леска, проволока
Приспособления:
Подставка под ножницы;
Игольницы
Оборудование:
Интерактивная доска
Детские музыкальные произведения;
Дидактические фильмы («Оригами», «Материал-бумага», «Волшебные ножницы», «Аппликация») ;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»// Директор школы №7, 2002.
2. ФГОС 2 поколения для начальной школы – М.: Просвещение, 2010 г.
3. Дополнительное образование в кружках детско-юношеского центра
Волгоград, 1996 .
Литература для детей.
1. «Школа волшебников». Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 1 класс.
2. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль “Академия развития”, 1998.
3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль. “Академия развития”, 1997.
4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль “Академия развития”, 2001.
5. Виноградова Е.Н. Большая книга бисера. – М., “Олма-пресс”, 2000.