Кубанские пословицы, поговорки, загадки местная фразеология
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Конспект урока по русскому языку
«Кубанские пословицы, поговорки, загадки;
местная фразеология»
Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Гайдидеева Н.Н.
Г.Тихорецк, 2016г.
Тема: Кубанские пословицы, поговорки, загадки;
местная фразеология.
Цель: познакомить учащихся с кубанскими пословицами, поговорками, загадками, местной фразеологией, выяснить их значения, показать красоту и многообразие кубанского фольклора.
Тип урока: изучение нового материала
Словарная работа: пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы.
Ход урока.
Кто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае.
Народная мудрость.
Слово учителя. (Тезисы на интерактивной доске).
Богат наш край устным народным поэтическим творчеством. Это прекрасные песни, танцы, народные промыслы, обряды.
Неотъемлемой частью этого богатства являются пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы. Их часто употребляют в своей речи кубанцы. В них отразились быт, труд, взгляд на семью, на ложь и правду, достоинства и пороки.
А теперь подробнее поговорим о пословицах и поговорках. По выражению С.Д.Мастепанова, учителя из станицы Отрадной: «Пословица- живой памятник народного фольклора ...»
Беседа с учащимися о пословицах и поговорках.
В нашей повседневной речи, чтобы красочно что-то рассказать, убедить собеседника, мы обращаемся к пословицам и поговоркам. Ребята, прочитайте приведенные предложения. Определите, какие из них являются пословицами, какие поговорками.( на интерактивной доске)
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Хороший хозяин робыть летом санки, а зимой - телегу.
После дождичка в четверг.
На седьмом небе.
Палку ткны - дэрэво вырастэ.
Как банный лист.
(Предложения записать в тетрадь).
Чем различаются между собой пословицы и поговорки?
Пословица - народное изречение, имеющее поучительный смысл. (Записать в тетрадь).
Палку ткны - дэрэво вырастэ - о плодородной земле.
Поговорка - образное выражение, дающее яркую, меткую характеристику. (Записать в тетрадь). Как банный лист - о слишком навязчивом человеке.
Слово учителя. (Тезисы на интерактивной доске)
У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, и в них отразилась история народа, так как на Кубани селились казаки - запорожцы, крестьяне - переселенцы, казаки - линейцы. Поэтому среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало одинаковых по смыслу, но разных по звучанию:
Шило в мешке не утаишь. - Шила в мешку нэ сховаешь.
Какие сами, такие и сани. - Яки сами, таки и сани.
Свинья грязь найдет. - Свэня калюжу найде.
Задание учащимся для самостоятельной работы в группах.
Первой группе выбрать и записать пары пословиц , а второй группе пары поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию из книги П.Ткаченко «Кубанские пословицы».
Беседа с учащимися. (С закреплением изученного).
Но сокровищницей народной мудрости является не только кубанские пословицы, поговорки, но и загадки. Собиранием этого уникального фольклорного жанра занимаются Л.Б.Мартыненко и И.В.Уворова. Тематика кубанских загадок разнообразна и интересна.
(На интерактивной доске дан ряд кубанских загадок.)
Лэжал, лэжал да в реку побэжал. (Снег)
Кругла, а ни мисяц, желта, а ни масла, с хвостом, а ни мышь. (Река)
Что написано на доске?
Как вы поняли, что это загадки?
Чем загадка схожа с пословицей и поговоркой?
Дайте определение загадки.
Загадка - жанр фольклора, в котором предлагается вопрос для отгадывания. (Записать в тетрадь).
Давайте заполним кроссворд «Отгадай загадку!». (Работа в группах).
5
4
1
2
5
2
3
6
3
4
Вопросы по горизонтали:
1. Ноги тонки, бока звонки, а хвост закорючкой.(Собака)
2. Какой колокольчик ни звинит? (Цветок)
3. Нимая собака, а хату стережот. (Ключ)
4. Кто говорит, да молчит? (Книга)
5. Што на свите всих жирнэе? (Земля)
Вопросы по вертикали:
1. Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. (Стол)
2. Чиво во рту ни удержишь? (Кипяток)
3. Обижит теремок и снова в уголок. (Веник)
4. Какой бес побежал у лес? (Заяц)
5. Лэжал, лэжал да весной в реку побэжал. (Снег)
6. Чирис поля, чирис луга встала нарядна вода. (Радуга)
- Итак, мы видим, что кубанские загадки охватывают разные темы: лжи, дружбы, семьи, доброты, родины, есть пословицы о явлениях природы и многом другом.
В последнее время большое внимание уделяется составлению фразеологических словарей говоров Кубани. Познакомьтесь со словарем фразеологизмов говоров Кубани, который содержит более 1000 фразеологических единиц. Источником фразеологических единиц послужили:
говоры Кубани;
художественные произведения, отражающие жизнь Кубани.
Фразеологизм - это устойчивое словосочетание (записать в тетрадь).
-Определите значения фразеологизмов:
И тоби о цэ охота було в таку рань ноги бить?(Ходить напрасно)
Ни Ваня, ни Маня (слабохарактерный человек, не имеющий своих убеждений)
В хату не влезть (грязь, беспорядок или тесно)
Гнуть горбину (много работать)
Метр пять с фуражкой (человек низкого роста)
Хвали Заморье, а седи дома (буть предан родине)
Как в воду упал (пропал)
Как сарай с приставкой (большой неуклюжий человек)
- Запишите в тетрадь 3-4 фразеологизма по выбору.
VI. Подведение итогов урока.
Кубанские пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы обогащают нашу мысль и душу, делают мысль точной, меткой, а язык живым, красочным, образным.
Использование кубанского фольклора помогает сохранить традиции, обычаи, предания народа для будущих поколений.
VII Домашнее задание по группам.
1.Записать в тетрадь 5-10 кубанских пословиц.
2. Записать в тетрадь 5-10 кубанских поговорок.
3. Записать в тетрадь 5-10 кубанских фразеологизмов.