Самоанализ урока по литературе на темуЧеловеческая доброта в произведении А. И.Куприна Чудесный доктор
Самоанализ открытого урока по литературе на конкурс «Лучший по профессии»
Сегодня урок был проведен в 6 «В» классе, количество детей 21, на уроке присутствовало_____
В данном классе дети очень подвижны и энергичны, умеют сотрудничать друг с другом, но не всегда умеют слушать друг друга. В классе есть проблемы межличностного взаимодействия, не все дети относятся друг к другу с пониманием, поэтому не могут работать вместе, при формировании групп это было учтено.
Класс в целом со средними способностями, уровень знаний и подготовленности учеников невысокий, но большинство детей обладает высоким творческим потенциалом. Большинство детей читает мало, поэтому плохо развита речь, низкая техника чтения. Исходя из особенностей детей данного класса, я выбрала соответствующую форму урок-практикум, организовала деятельность в малых группах на уроке, подобрала для анализа соответствующий материал из содержания рассказа.
Тема урока: «Человеческая доброта в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Данный урок запланирован в рабочей программе по литературе для 6 класса, составленной в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014). Это второй урок в системе уроков по разделу «Из русской литературы ХХ века».
Его цель: освоение идеи рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» через анализ образов-персонажей и содержания; воспитание человеческих качеств на примере поступков героев произведения.
К обучающим задачам я отнесла:
- формировать навыки анализа художественного текста;
- учить понимать и оценивать поступки героев;
- находить изобразительно-выразительные средства языка;
К развивающим:
- способствовать развитию умений и навыков работы с художественным текстом;
- содействовать развитию критического и творческого потенциала учащихся средствами творческих заданий;
- развивать навыки чтения, пересказа, память, наблюдательность, умение пользоваться справочной литературой.
К воспитательным:
- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;
- прививать доброе отношение к окружающим людям;
- уметь сочувствовать и сопереживать, откликаться на чужую беду;
- совершать добрые поступки.
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся универсальных учебных действий:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели,
осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию,
осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи,
аргументировать собственное мнение.
Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.
Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами,
мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения,
формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и индивидуально.
По типу урок изучения нового материала, по методу обучения – проблемный. Он включал в себя 8 этапов: организационный этап, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, первичное закрепление, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, рефлексия (подведение итогов занятия).
Этап Задача Формируемые УУД
1.Организационный этап.
1.Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
настрой на учебное сотрудничество с преподавателем и со сверстниками
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 1. Создать эмоциональный настрой на урок, логически подвести к теме урока.
2.Учить формулировать цели.
1)Регулятивные: уметь ставить цели;
2)Коммуникативные:
формулировать собственное мнение;
3. Актуализация знаний. 1. Подвести через размышление над темой урока к проблемному вопросу.
2. Учить работать со словарем.
3.Формировать умения планировать способы достижения намеченной цели.
1)Регулятивные: уметь планировать свою деятельность на уроке;
2)Коммуникативные: аргументировать собственное мнение;
4.Первичное усвоение новых знаний.
1.Дать характеристику образам-персонажам, определить значение антитезы в рассказе. Научить сопоставлять, выявлять общее и особенное.
Познавательные: осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию.
Регулятивные: умение планировать свою деятельность.
Коммуникативные: умение принимать чужую точку зрения,
формулировать собственное мнение, уметь работать в группе.
5. Первичная проверка понимания.
1.Защитить свои проекты.
2. Определить значение образов-персонажей в рассказе.
3. Познакомить учащихся с понятием «прототип героя», рассказать о прототипе доктора в рассказе. 1) Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывания.
2)Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.
6. Первичное закрепление.
1.Ответить на проблемный вопрос.
2. Подвести к пониманию основной идеи рассказа.
1)Познавательные: умение сформулировать вывод;
2)Личностные: соотносить поступки героев с нравственными нормами, и человеческими качествами.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Дать возможность учащимся
выбрать задание из предложенных с учётом индивидуальных способностей.
1)познавательные:
находить нужную информацию;
2) регулятивные:уметь делать выбор;
3) коммуникативные: владеть устной и речью, уметь строить высказывание;
8. Рефлексия 1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и внутри группы.
1) Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:
Принцип научности:
реализация этого принципа осуществлялась через работу над литературными понятиями (образ, сюжет, эпизод, герои);
средствами выразительности (эпитет, метафора, антитеза);
раскрытие причинно-следственных связей событий.
Принцип систематичности и последовательности обучения:
изучение нового произведения с опорой на знания основных литературных понятий, фиксирование внимания учащихся на узловых вопросах.
Принцип доступности обучения:
Урок был построен в соответствии с возрастными особенностями и умственными возможностями учащихся, для этого были организованы разные виды работы (групповая, фронтальная, индивидуальная), отобраны фрагменты рассказа, наиболее раскрывающие образы-персонажи, были подобраны вопросы, способствующие более глубокому анализу произведения и направленные на формирование нравственных ценностей учащихся.
Принцип связи обучения с жизнью:
На уроке неоднократно обращалась к жизненному опыту детей; приобретение знаний происходило через практическую деятельность.
Принцип сознательности и активности:
Ведущий принцип, который реализовался
через осознание цели урока, построение пути для ее достижения;
через интерес к учебному материалу, постановка проблемного вопроса;
дифференцировка материала согласно учебных возможностей учащихся;
использование современных технических средств.
Принцип наглядности:
Составление опорного кластера, использование иллюстраций.
Принцип индивидуального подхода:
Каждый имел возможность, работая в группе, выполнять посильную для него работу.
Принцип эмоциональности:
Использовала притчу в начале урока для того, чтобы создать эмоциональный настрой, вызвать чувства сопереживания, сострадания, активизировать мыслительную и познавательную деятельность.
Главный этап занятия – первичное усвоение знаний. На данном этапе была организована работа в группах, целью которой было поиск решения ответа на проблемный вопрос. Данная работа эффективна тем, что развивает коммуникативные способности обучающихся, охватывает учащихся с низкими знаниями, дает им возможность высказать свое мнение, внести свой вклад в работу группы, развивает творческие способности учащихся.
На этапе постановки цели и задач урока, мотивации учебной деятельности учащихся я использовала прием вызова, чтобы привлечь внимание детей, создать эмоциональный настрой на урок, логически подвести к теме урока.
На этапе актуализации применила прием ассоциаций, для развития творческого мышления детей, и работа со словарем, для обогащения словарного запаса детей, и более глубокого понимания значений слов.
На этапе первичной проверки понимания была организована коллективная работа групп для защиты своих проектов, в результате которой каждый учащийся осознал роль и значение каждого образа-персонажа.
В ходе урока была проведена физминутка, которая позволила детям не только отдохнуть, но и способствовала вхождению в образ, для того чтобы они обратились к собственным чувствам и представлениям.
При первичном закреплении была построена фронтальная работа, чтобы каждый желающий мог высказать свою точку зрения, понять идею рассказа и совместно с учителем ответить на проблемный вопрос.
Задания на уроке были ориентированы на осмысление рассказа, направлены на развитие творческих способностей учащихся. Руководство при выполнении задания было инструктирующим и пооперационным, потому что работа строилась поэтапно.
Учащиеся имели возможность выбора персонажа, для его анализа. При создании своего представления образа-персонажа имели возможность выбора цвета, символов, предметов. Домашнее задание тоже было предложено с правом выбора.
Распределение времени было верным, мне удалось уложиться. У меня были помощники-хранители времени, которые следили за часами и своевременно напоминали своей группе о времени. Темп урока, я считаю, был динамичным.
Мне было легко вести урок, ученики быстро включились в работу, активно выполняли задания, иногда была необходима направляющая помощь учителя. Меня порадовали ученики, они четко справились со всеми заданиями.
Я использовала записи на доске: проблемный вопрос, предположительный ответ, проекты детей и работы детей. В помощь использовалась мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение отрывок из сонаты В. Бетховена «Тишина».
Домашнее задание построено по принципу от простого к сложному, каждый ученик имеет право выбрать по желанию любое, поэтому я думаю, оно не вызовет затруднений.
Цель урока можно считать достигнутой, план урока реализован, содержание рассказа осознано учащимися, я полагаю, что мне удалось донести до ребят главную идею рассказа, вызвать сопереживание, заставить задуматься о своих поступках.