Открытый урок по русскому языку. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Предложение»

Тема: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Предложение».

Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся о предложении: учить интонировать предложение в тексте;
развивать умение составлять предложение из слов, учить работать в малых группах, развивать речь учащихся, память, мышление, внимание;
воспитывать бережное отношение к животным, заботу о птицах весной.
Оборудование:
рисунки учащихся о весне, предметные картинки, карточки для групповой и парной работы, текст, тест.
Методы интерактивного обучения
работа в малых группах
работа в парах
«Микрофон»
«Ледокол»
Ход урока
Организация учащихся.
Приветствие
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Давайте обратимся до гостей
И весело промолвим «Добрый день!»

Все садитесь дети тихо
Договоримся не шуметь,
Красиво руку поднимать
И на уроке не дремать
А лучше знание хватать.
Чтоб не было суеты –
К уроку все готовы вы?

Девиз нашего урока:
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Упражнение «Надежда»
Какой урок вы надеетесь увидеть, что ожидаете от него?

Используется интеракт. Форма обучения «Ледокол»?
Это спец.-но психологически обоснованное упражнение, которое ломает лед отчуждения, создает атмосферу доверии, объединяет участников учебного процесса.
На доске вывешивается три плаката:

УРОК


УЧИТЕЛЬ


УЧЕНИК


Какой урок вы ожидаете?
Каким вам хочется видеть учителя?
Учитель надеется увидеть учеников
(Ответы: увлекательный, развивающий, особенный, красочный, честным, интересным, талантливым, классным, любящим, единственными, умными, кропотливыми и т.д.)
Актуализация опорных знаний учащихся.
Каллиграфическая минутка.
Работа над загадкой.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)
Назовите первый звук в отгадке.
Какой это звук?
А какой буквой на письме мы обозначим этот звук?
Давайте напишем сейчас заглавную и строчную буквы Вв и соединения
Вв
Ва ов вл

Словарный диктант.
(предметные картинки с изображением животных; дети записывают слова в тетрадь с комментированием – «Проверяю-пишу»).
Маленький, колючий .. (ёж)
Хитрая, рыжая (лиса)
Серый, голодный, страшный (волк)
Большой, косолапый (медведь)
Быстрый, длинноухий . (заяц)
Кто из этих зверей проснулся весной после зимней спячки?
Кто из них самый хитрый?
Работа в малых группах.
(на столах карточки со словами, из которых они должны составить предложения.)
Вышла на охоту рыжая лиса.
Рыщет по лесу голодный волк.
Медведь проснулся от зимней спячки.
(записывают в тетрадь. Проверка выполнения).
Сообщение темы и цели урока.
Что вы сейчас составили и записали?
Сегодня на уроке мы повторим, закрепим и проверим ваши знания о предложении.
Работа над темой урока.
«Микрофон»
Что вы знаете о предложении?
(ответы детей)
(После ответов вывешивается памятка, где записано главное о предложении).
Предложение – это слово или группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.
На письме начало предложение пишется с заглавной буквой, в конце ставиться знаки препинания (точка, !, ?).
Предложения бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.
В предложениях есть главные и второстепенные члены предложения.
Физкультминутка.
Работа с предложениями
(на доске - предложения)
I группа - повествовательное
II группа - побудительное
III группа – вопросительное
(Другая группа отвечает почему данное предложение – повествовательное или побудительное или вопросительное).
Работа с текстом. Работа в парах.
Прочитайте текст. Обозначьте конец каждого предложения, соблюдая интонацию.
Хорошо в лесу весной! Снег растаял. Пахнет смолистыми почками. Из теплых стран прилетели перелетные птицы. Чем больше птиц, тем леса здоровее.
Ребята, охраняйте птиц! Они уничтожают вредителей леса.
Есть ли в этом тексте восклицательные предложения?
Побудительное?
Самое короткое предложение? Какое оно?
Есть ли в этом тексте вопросительное?
Переписать два последних предложения.
Почему после «ребята» стоит запятая?
Во втором предложении «Они уничтожают вредителей леса» подчеркнуть главные члены предложения.
Чтение текста учителям.
Как можно помочь птицам веной?
(записать в тетрадях 1-2 предложения самостоятельно).
Контроль знаний учащихся.
А сейчас вы выполните тест, ребята?
Прочитайте внимательно задания и выберите один правильный ответ.
(тест в трех вариантах).
Жёлтый цвет – средний уровень
Зеленый цвет – достаточный уровень
Красный цвет – высокий уровень

Итог урока
«Микрофон»

Что понравилось вам на уроке?
Над какой темой поработали?