Внеклассное мероприятие по литературе Спешите делать добрые дела
-5143512065Тулупова М.А.,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ СОШ №99, г. Новосибирск
-51435116205
Соболева Г.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 99, г.Новосибирск
Сценарий внеклассного мероприятия
по литературе для учащихся 6-7 классов «Спешите делать добрые дела»
Цели мероприятия
Развитие нравственных понятий о добре и зле, чести и достоинстве человека, коллективизме и взаимопомощи; воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к истории своей Родины; развитие интереса к художественной литературе.
Чтобы поверить в добро,
надо начать его делать.
(Л.Н. Толстой)
Ход мероприятия:
Организационный момент. Приветствие гостей и участников.
Объявление целей мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Обратимся к эпиграфу и теме мероприятия. Что такое добро? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на этот вечный вопрос. Давайте поразмышляем вместе. Как бы вы продолжили фразы «Доброта – это…», «Добрый человек – это такой человек, который…»(4 человека отвечают без комментариев).
Обобщение ответов учащихся:
Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.
Добро в первую очередь связано с умением сочувствовать, сопереживать.
Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца. Это называется добродетелью, т.е. это внутреннее стремление делать добро, идущее от сердца, бескорыстное желание сделать счастливыми людей, прийти им на помощь.
Вопросы к обсуждению:
Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?
Можно ли принудить человека быть добрым?
Выразительное чтение стихотворения
Сергея Острового «В жизни по-разному можно жить…»
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям!
Ведущий: Ответы на многие сложные вопросы мы ищем в художественных произведениях. Литература дает нам возможность увидеть разные судьбы людей, разные поступки: хорошие и плохие, разные мотивы поступков: корыстные и бескорыстные, разные дела людей: героические подвиги и подлое предательство, равнодушие и стремление сделать этот мир лучше, даже ценою собственной жизни.
Обращение к «Письмам о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева.
«Самое большое»
А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого… можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком…
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов…
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, все мудрее.
Что вы думаете об этом отрывке из письма Лихачева?
Коллективное обсуждение содержания письма.
Выводы:
Делать добро можно и в мелочах. Учатся этому с детства у тех, кто несет добро в мир. Складываясь и мелочей, самое большое добро делает счастливым всех людей.
Ведущий: Давайте вспомним литературных героев, которые своей добротой щедро делятся с миром. Начнем со сказок, знакомых всем с детства …
Кто эта девочка, преодолевшая невероятные препятствия и лишения, своей любовью растопившая лед в сердце своего названого брата? ( Герда из «Снежной королевы» Андерсена).
Ответы на вопросы, приготовленные детьми заранее.
Ведущий: Герои книги Пришвина М.М. «Кладовая солнца», герои рассказов «Уроки французского» Распутина В. И «Конь с розовой гривой» В. Астафьева. Список литературных примеров добрых дел и поступков можно продолжить.(несколько ответов учащихся)
Хотелось бы вспомнить еще одного героя, проявляющего прекрасное мальчишеское великодушие не на словах, а на деле. Он придумал увлекательную форму тайной заботы о тех, кто нуждался в помощи. Смелый, отзывчивый, благородный в свои побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, этот мальчуган стал образом, по которому захотели равняться, которому хотели подражать миллионы ребят. О ком речь? ( Это Тимур из книги А. Гайдара «Тимур и его команда»)
Гайдар сумел окружить маленького героя таким ореолом увлекательной таинственности, что разом отпала всякая опасность скучной, навязчивой нравоучительности. За человека говорят его поступки. Послушаем разговор Жени и Ольги. Что мы из него узнаем?
Сценка 1. Женя и Ольга говорят о Тимуре.
Вопросы к обсуждению:
Почему Жене, еще ни разу не встречавшейся с Тимуром, кажется, что она в него влюблена? Чем он ей стал интересен?
Почему Тимур помог незнакомой девочке, попавшей в трудную ситуацию?
Чем занимались Тимур и его команда? Заглянем на чердак сарая, который является штабом тимуровцев.
Сценка 2. Тимур и его команда.
Вопросы к обсуждению:
Так чем же занимались тимуровцы? Какие дела творили?
Действительно ли это были добрые дела? Что двигало героями?
Все ли мальчишки поселка входили в команду Тимура?
Кто такой Квакин? Что это за человек?
Сценка 3. Квакин и Тимур.
Вопросы к обсуждению:
Была и другая команда. Чем они занимались? В каких отношениях были с тимуровцами?
Беседа по содержанию книги Гайдара «Тимур и его команда».
Какие эпизоды из книги вам больше запомнились? Какие взаимоотношения ваших сверстников вы увидели в этой книге? Что вы о них думаете? Почему стало возможным такое разделение на два враждующих лагеря ребят? А в какой команде были бы вы? Почему?
Как были наказаны за свои дела «квакинцы»? (Их закрыли в пустую будку на ключ на краю базарной площади, Квакина отпустили, т.к. «никому не страшен и не нужен», «смешон». Фигуру посадили в часовню. Повесили плакат «Прохожий, не жалей…»). Как вы относитесь к такому наказанию, считаете ли его справедливым? Как вы думаете, изменились ли «квакинцы» после этой истории?
Коллективное обсуждение проблемного вопроса
Есть такой афоризм: «Добро должно быть с кулаками». Ребята, а как вы понимаете эти слова? Можно ли обойтись без насилия в борьбе с недобрыми людьми и их поступками?
Выводы:
Слава Тимура вышла за пределы литературы. Стихийно, по ребячьему почину, создалось широкое повсеместное благородное движение, названное именем гайдаровского героя, - движение «тимуровцев». Тысячи и тысячи школьников тех лет (до войны 1941 года) увидели в Тимуре самих себя. Каждый из них хотел стать таким же честным, храбрым и полезным людям. И слава Тимура и его команды – добрая слава благородных дел.
Хочется верить, что и для современных школьников этот литературный пример бескорыстного и преданного служения идеалам добра станет заразительным. Нести добро в мир – это почетная миссия тех, кого не оставляют равнодушными чужие невзгоды.
В современном мире есть многие движения, основанные на милосердии и благотворительности – на стремлении делать добро людям. Это и служба Красного Креста и Красного Полумесяца, добровольческие отряды миссионеров, движение зеленых, волонтерство.
Волонтерство - что это за движение? Кто становится волонтерами сегодня, какие мотивы заставляют людей присоединяться к этому движению?
(обсуждение вопроса, мнений детей и взрослых)
Человек на то он и человек, чтобы творить добро. И это будет обязательно оценено окружающими. «За добро добром платят!» - говорит народная мудрость. А это значит, что добрые дела не предадутся забвению. Давайте задумаемся над тем, какие добрые дела мы в силах совершить, чтобы сделать мир лучше, добрее.
А что доброго сделал ты сегодня, в своей жизни?
Ответы детей.
Очень хочется, чтобы все добрые желания воплотились в добрые дела. А для этого каждый выбирает дорогу, по которой он пойдет в жизни. Надеемся, что это будет дорога добра.
Исполняется песня «Дорогою добра» .