Работа на конкурс Вдохновенный Эрмитаж
Всероссийский конкурс детского творчества «Вдохновляющий Эрмитаж»
Сочинение:
Тема: «Мой любимый экспонат / зал Эрмитажа»
Автор: Ваниева Кристина;
Возраст: 16 лет
МБОУ СОШ с. Фиагдон Ардонского района РСО-Алания
Контактный телефон: 8-918-835-18-33,
Ф.И.О. родителей: Гарисова Аза Борисовна,
Электронная почта: arfiagdon@mail. ruЭрмитаж - это имя знает каждый культурный человек в нашей стране и мире. Эрмитаж - главный художественный музей России, в котором собрано самое богатое художественное собрание в стране. Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира, расположен на берегу Невы и занимает пять зданий, самый главный и красивый из которых – Зимний дворец, построенный в 1754-62-х гг. по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли как царская резиденция. Другие – Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр, - все они вместе составляют единый музейный комплекс. Музей создавался с 1764 года и занимает сегодня – 400 залов экспозиции. За 250 лет старейший музей страны собрал богатейшую коллекцию – более 3 млн. единиц хранения – памятников культуры и искусства разных эпох, стран и народов - уникальных шедевров. Экспозиция Эрмитажа состоит из пяти отделов: истории культуры и искусства античного мира; истории западноевропейского искусства; истории культуры и искусства стран Востока; истории первобытной культуры и искусства; истории русской культуры.
Я никогда не была в Санкт-Петербурге, но обязательно приеду в «Град Петра» и увижу самую главную достопримечательность «Северной Пальмиры» - Эрмитаж, который знаю по книгам¸ фотоальбомам, путеводителям, энциклопедиям и интернету. Посмотреть воочию и потрогать уникальные экспонаты может каждый человек. Я даже завидую петербуржцам, которые могут всегда свободно приходить в главный музей страны.
Эрмитаж – это мир прекрасного, где представлены культурные достижения всего человечества. Через века и тысячелетия до нас дошли эти шедевры и мы не только восхищаемся ими, но и знакомимся, общаемся с народами, создавшими их.
Мы сегодня, в начале XXI века, видим по теленовостям и другим СМИ как дикари – нелюди не только убивают десятки тысяч невинных людей, но и разрушают, взрывают, уничтожают тысячелетние памятники культуры в Ираке, Сирии, Ливии, Афганистане и других странах Ближнего Востока. Очень страшно и обидно, что сегодня разумные люди во всем мире не могут остановить современных дикарей – варваров и они безнаказанно делают свое черное дело. Я все же твердо верю, что зло будет побеждено добром, и что в мире наступит долгожданный мир, не будет литься кровь людей и не будут разрушаться памятники культуры.
Мне нравятся очень многие экспонаты из разных залов и отделов музея. В отделе истории культуры и искусства античного мира – это статуя Афродиты (Венеры Таврической) III в. до н. э., одна из самых прославленных статуй Эрмитажа, подаренная русскому императору Петру I. В отделе истории западноевропейского искусства – картина гениального итальянского художника Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», картина голландского художника Х. Р. Рембрандта «Возвращение блудного сына», рассказывающая о сыне, который забыл родительские наставления, вел распутную жизнь и нищий, больной, духовно опустошенный, вернулся к слепому старику – отцу и был им прощен. Из скульптур мне больше всех нравится скульптура знаменитого французского скульптура Огюста Родена «Вечная весна», которая изображает любовь и счастье юности. Большое впечатление на меня производят часы «Павлин», работы английского механика XVIII века Джеймса Кокса, которые работают и сегодня, их показывают по каналу «Культура» телевидения. В отделе истории русской культуры мне очень нравятся часы «Яичной фигуры» работы выдающегося русского механика-самоучки И. П. Кулибина, они имеют 400 частей, приводящих в движение 3 механизма – часовой, музыкальный и движущие миниатюрные золотые фигуры, часы также работают по сей день. В Георгиевском зале Эрмитажа очень интересна «Карта СССР», состоящая из 45 тыс. кусков камней разных пород.
И этот перечень можно долго продолжать, но все же моими самыми любимыми залами музея являются те, где в отделе истории первобытной культуры и искусства, показана культура и искусство скифского периода с VIII до III вв. до н. э. Коллекция скифских памятников (древностей) Эрмитажа уникальна, имеет мировую известность и пользуется заслуженной славой. Она рассказывает о жизни, культуре, обычаях родственных ираноязычных племенах, вошедших в историю под именем - скифов, позже - сарматов и алан. Эти племена обитали в степной зоне Юго-Восточной Европы от Дуная и Северного Причерноморья до Волги, Прикаспия и Средней Азии. Древняя история Европы и Азии не может быть понятна без знания истории скифского мира. Скифы сыграли значительную роль в исторических судьбах многих стран, скифские племена, а их было немало, участвовали в происхождении многих народов. Скифский мир внес неоценимый вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры.
Скифский мир был связующим звеном между Западом и Востоком, Европой и Азией, он просуществовал более полутора тысяч лет. Народы скифского мира не оставили письменных памятников и поэтому для изучения их культуры особенно велико значение археологии. Наиболее яркие черты материальной культуры скифов получили название в науке - «скифской триады», три ее составные части: оружие, конское снаряжение и звериный стиль скифского искусства позволяет археологам определить принадлежность захоронения. Скифы оставили большое количество курганных захоронений. В XVIII в. в Кунсткамеру Петра I попали первые драгоценные вещи из курганов Сибири. В XIX веке научный мир узнал о сокровищах, найденных в курганах Северного Причерноморья и Северного Кавказа, и с этих уникальных находок началось изучение скифского мира. Во всех скифских курганах, особенно царских, высотой до 20 метров, археологи находят много золотых и серебряных вещей, которые являются произведениями искусства: сосуды, прочая утварь, оружие, украшения. Это объясняется не только богатством скифских правителей их верой в загробную жизнь - золото символизировало у народов скифского мира - бессмертие, всемогущество, свет и солнце.
Шедевры скифского изобразительного искусства хранятся сегодня во многих музеях мира. Но лучшая коллекция находится в Эрмитаже – все они вошли в сокровищницу мировой культуры. Оригинальной чертой искусства скифского мира является ее звериный стиль - изображение животных, борьба зверей. Единственный мотив этого стиля отличается лаконизмом, выразительностью, где черты реального часто переплетаются с фантазией. Все эти произведения служили для украшения оружия, конской сбруи и одежды.
Среди ученых нет единого мнения по вопросу, что же означает этот звериный стиль. Одни полагают, что животным приписывали магическую силу – способность передавать человеку свойства животных – силу, ловкость и пр. Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов, третьи думают, что образы животных означают положение их владельцев в скифском обществе. Но, наверное, к истине ближе те ученые, которые находят в искусстве звериного стиля описание вселенной. Птицы были связаны с небом (верхним миром), копытные животные с землей (средним миром), хищные звери – с подземным царством (нижним миром). Излюбленные «герои» произведений звериного стиля – олень, лось, горный козел, барс, пантера, волк, орел, конь. Скифские мастера создавали свои шедевры со сценами из скифской мифологии и героических сказаний. Подтверждением тому является знаменитый олень с восемнадцатью рогами, что полностью совпадает с образом «восемнадцатирогового оленя» из Нартских сказаний. Скифские мастера работали с металлом, с деревом, костью, рогом, но самым излюбленным их материалом было золото.
Раскопки скифских курганов (захоронений) в XIX-XX вв. в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе дали богатый материал, обогативший историческую науку и фонды музеев. Хотя большинство курганов были разграблены еще в древности, найденные шедевры являются бесценными, так как относятся к VI-IV вв. до н. э. Это и большая золотая бляха в виде пантеры, найденная в 1903 году у ст. Келермесской, и золотой восемнадцатирогий олень, найденный в 1897 году близ ст. Костромской. Эти бляхи украшали щиты скифских вождей, были выполнены в зверином стиле и датируются VI в. до н. э. Среди скифских памятников выделяются и «Солохский гребень» из кургана Солох, найденный в 1912 году с изображением сцены битвы скифов и золотая диадема жрицы из Кургана Хохлач, найденная в 1864 году, и серебряная амфора IV в. до н. э. из Чертомлыкского кургана на берегу р. Днепр с изображениями сцен мирной и военной жизни скифов, и сотни других экспонатов – шедевров истории скифов. Среди них моим самым любимым экспонатом Эрмитажа является «Золотой олень с восемнадцатью рогами» из кургана близ ст. Костромская на Кубани, он один из самых любимых «зверей» Нартовского героического эпоса, созданного нашими далекими предками – скифами.
Историческое значение скифской цивилизации состоит в том, что она явилась продолжением социальных и духовных традиций древних ариев в новых исторических условиях. В I тысячелетии до н.э. сложилась культурно-историческое единство европейских и азиатских степей. Приобщение к скифской цивилизации включало племена и народы в систему мировых культурных и политических связей - в поток всемирной истории. Скифская цивилизация явилась началом и фундаментом трехтысячелетней традиции евроазиатского культурно-исторического единства, которое в средние века продолжали тюркские империи, а в новое и новейшее время - Россия. Наследие скифской цивилизации входило в языческую культуру древних тюрков, славян и германцев, определяло военно-технический и духовный облик средневекового европейского рыцарства. Из скифской цивилизации выросла и культура средневековой Алании-Осетии, которая сегодня воплощает непрерывную и живую связь истории, культуры и языка осетин с эпохой скифской древности.
Эрмитаж – один из величайших музеев мира, хранящий художественные и историко-культурные ценности, созданные на протяжении тысячелетий народами разных стран мира - удивляет, восхищает и вдохновляет всех посетителей.