Рабочая программа по Основам морали для 10 класса

Программа курса «Основы морали»
Пояснительная записка к курсу «Основы морали»

Рабочая программа разработана на основе Положения о Рабочей программе ОУ в соответствии с Примерной программой среднего общего образования по истории на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
В общей системе общеобразовательной подготовки школьников важное место должно принадлежать их нравственному просвещению и воспитанию. Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без его знакомства с основами морали, его нравственного образования. Особенно актуальна программа в наше время
Эту задачу не может выполнить ни один из традиционных общеобразовательных учебных предметов; хотя, бесспорно, каждый из них способствует выработке у детей нормативных правил, учит обязательности, ответственности, честности и справедливости, а предметы гуманитарного цикла, особенно литература и история, вообще представляют собой огромное и необозримое поле для нравственного формирования и воздействия. Однако они, разумеется, могут лишь расширить и дополнить нравственные знания школьника. Базовые знания может дать только специальный предмет, который объяснит детям суть морали и её содержание, познакомит с основными нравственными понятиями и нормами, раскроет учащимся пути их нравственного становления, будет ориентировать всех детей на приобретение нравственного опыта и дальнейшее нравственное самоусовершенствование. Такой предмет и предлагается для XXI классов.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, нравственного и патриотического воспитания.
Необходимость формирования нравственно-ориентированной личности, патриотически-настроенного подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Для формирования активной личности гражданина - патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны иные подходы, оптимизирующие этот процесс. Изменившиеся условия жизни и педагогический опыт показали, что сегодня назрела необходимость внедрения современного содержания нравственного образования и воспитания в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной средней школы.
Курс «Основы морали» способствует осмыслению нравственных норм старшими школьниками в их дальнейшей нравственной деятельности в конкретных условиях жизни; указанные разделы не только подводят итоги изученного моралеведческого материала, но и учат детей практическим способам нравственного самоусовершенствования (составлять программы нравственного познания и самовоспитания, выяснять нравственные критерии человеческой деятельности, делать нравственный самоанализ поступков, определять нравственную позицию и нравственную направленность деятельности и поведения и т. п.), знакомят их с семейно-бытовыми моральными нормами и правилами и нравственными требованиями к труду и профессиям.
Последний раздел программы «Мораль, труд и профессия» имеет профориентационную направленность и очень важен с точки зрения рассмотрения нравственных проблем подготовки старших школьников к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда. Он касается психологии нравственных установок выбора профессии, ориентирован на подготовку молодежи к труду, трудовому образу жизни/ на ее нравственный выбор в профессиональном самоопределении с учетом новых социально-экономических условии. Этот раздел с практической стороны особо важен, составлен очень подробно и может при необходимости преподаваться как отдельный самостоятельный курс по трудовой морали на базе изучения общих основ моралеведения, особенно в школах с усиленной трудовой и профессиональной подготовкой и в целях углубления профессиональной ориентации учащихся, он будет полезен и в средних специальных учебных заведениях, где количество часов на его изучение можно увеличить, а программу детализировать с учетом конкретной профессии.
Общий принцип построения программы содержательно-модульный. Поэтому курс «разбит» на содержательные разделы (или модули), каждый из которых имеет достаточно законченную программу и может изучаться отдельно при знакомстве с основными моральными понятиями курса. Программа одновременно построена так, что приобретаемые знания повторяются в разных формах в новых разделах и могут быть изучены вновь по модульной структуре. Правда, в этих случаях обычно увеличивается количество часов на изучаемый раздел; но, разумеется, незначительно.
Полнота и глубина изучения разделов курса и методика их преподавания может быть в разных классах неодинакова, В значительной мере она зависит от контингента и уровня нравственного кругозора детей, их умения самостоятельно работать и многих других факторов, которые должен учесть учитель.
Не надо забывать также, что курс достаточно сложен по своему фактическому содержанию (как правило, из-за недостаточной подготовки учащихся в области морали и нравственности) и одновременно имеет специфические особенности в «подаче», объяснении и восприятии учебного материала. Поэтому учитель должен хорошо продумать формы и методы преподавания, чтобы не сводить преподавание к простому морализированию, составить четкий и реальный поурочный тематический план курса и продумать поурочные практические задания по каждой конкретной теме (без них, как показало экспериментальное преподавание, трудно набежать морализирование), основательно ознакомиться с рекомендуемой специальной и дополнительной литературой к курсу и литературой по морали и нравственному воспитанию.
Основными методами проведения занятий являются обсуждения и дискуссии, творческо-исследовательские задания, моделирование и логический анализ, учебно-исследовательская работа учащихся, самостоятельные работы, в том числе творческие работы с книгой и источниками. К каждой теме курса должно быть составлено практическое творческо-самостоятельное задание-упражнение, которое выполняется и классе (если оно небольшое) или предлагается для выполнения (пли окончания) дома после соответствующего пояснения или инструктажа по его выполнению (окончанию).
Базой для изучения этого курса являются нравственные понятия, входящие в моральное сознание, работа по усвоению которых ведется постоянно, на каждом уроке, и одновременно у школьников формируется личностное отношение к нравственным знаниям и понятиям, способность с их помощью оценивать деятельность и поведение окружающих, для чего широко используются опросы, разбор различных нравственно значимых ситуаций, методы ранжирования и социометрии.
Программа не содержит какой-либо конкретный учебно-методический материал, а даст лишь перечень главных тем курса и их краткое содержание, которое должно быть конкретизировано в составляемом каждым учителем поурочно-тематическом плане с учетом формирования у учащихся базовых нравственных понятий курса (мораль, нравственное сознание, нравственные нормы и требования, моральные понятия и суждения, моральная деятельность и нравственные отношения, нравственные чувства и нравственное поведение, сферы и стороны морали, нравственное развитие личности, язык морального общения, нравственное самовоспитание; трудовая мораль и др.).
Разработка тематического поурочного плана курса «Основы морали» дело творческое. Каждый учитель, исходя из особенностей своего опыта работы, уровня нравственной подготовки учащихся может решать, какие дать названия конкретным темам и в каком порядке их расположить, какие иллюстративные материалы и формы ведения уроков использовать, разумеется, в рамках, определенных программой для изучения. Надо учитывать, по возможности, и степень развитости нравственных умений, навыков и привычек в различных сферах поведения и деятельности учащихся, которые учитель может определить с помощью диагностических методик по нравственному воспитанию, достаточно и хорошо разработанных в литературе по нравственному воспитанию, что рекомендуется частично к программе.
Примерная тематика занятий по курсу основ морали может несколько отличается от традиционных форм названий тем общеобразовательных курсов: многие темы носят сравнительный, дискуссионный или альтернативный характер, что диктуется спецификой курса («Нравственность в природе может ли это быть?», «Что такое «нравственная культура?», «Совесть как нравственный контролер личности», «Моральный мотив человека зеркало его поведения», «Моральные ценности и нравственная оценка», «Как это понимать: нравственное совершенство?» и т. п.).
Отдельные занятия курса могут быть полностью посвящены самостоятельному изучению темы учащимися в виде выполнения практических заданий или творческой работы с текстами и источниками.
Курс предусматривает возможность, кроме групповой формы занятий с учащимися, одновременной работы по индивидуальным заданиям (преимущественно в 10 11 классах), полученным каждым школьником от учителя после прохождения начальных, установочных и базовых тем курса, а также для углубления конкретных тем. С целью выполнения этих индивидуальных заданий (особенно для выполнения функциональных заданий по одной теме) класс может «разбиваться» на ряд групп, чтобы выполнить эту индивидуальную учебно-исследовательскую и самостоятельную работу учащихся.
Следует иметь в виду, что при изложении материала в программе курса понятия «мораль» и «нравственность» не разграничиваются и употребляются как тождественные, как синонимы.
В курсе «Основы морали» на вводном уровне даются логико-фнлософские и мировоззренческие основы морали как формы общественного сознания, раскрываются научные понятия о морали и се структурно-логических компонентах, ведется разговор о видах, основных сферах и сторонах морали, ее истории; о нравственных нормах в жизни общества и людей, их роли и использовании в моральной деятельности, о соотношении морали с другими формами общественного сознания, о нравственных учениях и теориях мира и их возникновении в разные эпохи, учащиеся знакомятся с понятием о моралеведении, о нравственной культуре общества и личности. Основными методами проведения занятий-уроков являются обсуждения и дискуссии, логический анализ, творческо-исследовательские задания. Для изучения этого курса базой являются основные нравственные понятия, входящие в моральное сознание, которые изучались в 59 классах.
Учитывая местонахождение курса в общей системе курсов нравственного просвещения, надо особо обратить внимание на то, что именно этот курс является завершающим и предусматривает формирование нравственного сознания учащихся и нравственную ориентацию личности в жизни общества.
Программа курса «Основы морали» предусматривает вовлечение школьников в разностороннюю, активно значимую деятельность, которая содействует нравственному воспитанию личности, позволяет переходить от слов к делу через практические работы:
- гражданско-патриотические акции;
- благотворительные акции;
- театральные постановки;
- проектная деятельность;
- творческие проекты (сочинения и т.п.
Таким образом, программа нравственного образования является не только базовой отраслью общественных знаний, которая должна быть необходимой частью общего образования детей в школе, но это и определение светского содержания и форм нравственного образования как базы воспитания – одна из актуальных задач развития и духовная база современной общеобразовательной школы, ибо нравственность – это основа нового содержания образования и его стабильности. Поэтому проблема нравственного образования, согласно Конституции РФ, - это проблема государственная.
Цель программы по нравственному образованию учащихся, не только сформировать у них нравственное сознание, а подготовить полноценного гражданина, патриота своей Родины. То есть главная цель – Нравственное Возрождение России


Общедидактические принципы обучения:

*принцип научности – связан с нравственным просвещением, формирование самих нравственных знаний и представлений о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей. При этом необходимым условием всякого познания являются нравственные качества личности, поскольку познание морали осуществляется несколько иначе чем познания в общей науке: здесь значительную роль играют нравственные чувства и мотивы.
Сообщение учащимся необходимого объема знаний основ морали, формирование нравственно ориентированной личности разбирающейся в условиях жизни современного общества.
* принцип активности – формирование нравственной мотивации являющейся активно-побудительной и творческой функцией сознания.
* принцип учета возрастных особенностей – адаптирование и дозирование процесса привития и сообщения нравственных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
* принцип сознательности – предусматривает, что мораль не может быть сведена к простым нормам: она должна обосновывать и «оправдывать» эти нормы, их необходимость, указывать во имя чего они должны выполняться, т.е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на осознания смысла жизни, на представление о мире в целом;
* принцип гражданственности обучения связан с необходимостью воспитания чувства патриотизма, формирование национальных ценностей школьников;
* принцип воспитывающего обучения предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, эстетической, культуры труда, общения;
* принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание: общение, взаимодействие и обособление обеспечивают развитие личности;
* принцип доступности и посильности обучения.

Ожидаемые результаты обучения основам морали:

Требования к учащимся, оканчивающим изучение данного курса:
- знать сущность морали, уметь характеризовать ее, выделять ее существенные стороны и признаки, разбираться в видах морали и уметь отличать ее от этики и этикета;
- знать содержание и уметь характеризовать на уровне выделения 3-4-х содержательных признаков на уровне выделения понятий о нормах поведения, о нравственных личных качествах, нравственных признаках и идеалах человека;
-иметь представление об основных нравственных ценностях людей;
-знать правила культуры нравственного поведения людей по разным линиям общения и правила этикета;
-знать, называть и применять нравственные основные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу;
- знать основные виды нравственной деятельности людей и пути их коррекции на добрые поступки;
-знать основные пути формирования морали у человека, понимать, как должно осуществляться единство нравственного сознания и поведения человека;
- знать пути нравственного совершенствования и самовоспитания человека.
Программа курса «Нравственная грамматика» рассчитана на 36 учебных часа (1 час в неделю).
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

Собеседование по изученным темам.
Анализ текстов.
Защита творческих работ, защита проектов.
Текущие письменные работы;
Знание нравственных понятий;
Анализ предложенных ситуаций и их правильная нравственная оценка;
Участие в благотворительных акциях.
























Содержание обучения

Тема I. МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Понятие о морали, ее сущности, функциях, роли и месте в обществе. Мораль в истории развития общества. Виды морали в обществе.
Общечеловеческое и классовое в морали. Специфика и особенности морали. Противоречия в морали. Личная значимость моральных знаний.
Выдающиеся люди о морали и ее функциях.
Тема 2. СОСТАВ И СТРУКТУРА МОРАЛИ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
Мораль как нормативная логическая структура. Моральные понятия как понятия-отношения и категории нравственности, их виды и уровни усвоения, научная и структурная характеристика.
Понятие о нравственном сознании, нравственных чувствах и нравственном поведении как структурных частях, и путях формирования морали, -их характеристики. Нравственная мотивация как составная часть нравственного сознания. Содержание нравственного сознания и его понятийная основа. Нравственные понятия о нормах поведения, о нравственных личных качествах, о нравственных принципах и нравственных идеалах.
Базовые понятия морали, их содержание. Добро и зло. Долг. Совесть. Справедливость. Честь. Достоинство. Честность. Ответственность. Гуманность.
Другие группы нравственных понятий, их направления, содержание и классификации. Нравственные понятия о культуре поведения, дисциплине и этикете, честности и справедливости, об отношении к себе и другим людям, о волевых качествах личности и моральных чувствах людей, об отношении к труду и собственности и др. Ценностно-нормативные понятия (дружба, добродетели и т. п.). Нравственные понятия как основа моральных норм.
Моральное сознание и нравственное требование.
Связь нравственных требований с моральными нормами и правилами.
Тема 3. МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ОБЩЕСТВЕ
Общее понятие о моральных нормах общества как правилах и образцах нравственного поведения людей. Происхождение моральных норм.
Нравственные нормы в истории развития человеческого общества. Виды нравственных норм: правила, кодексы, обычаи, заповеди, поучения, законы, повеления, завещания, притчи; традиции, наставления, конвенции и др.
Моральная норма как нравственное требование, элемент моральных отношений и форма морального сознания человека и общества.
Нравственная норма и моральная деятельность.
Общезначимость нравственной нормы в обществе и ее индивидуальное восприятие человеком. Виды нравственных норм в современном обществе. Коллективные, групповые и индивидуальные нормы морали.
Знакомство с нравственными нормами различных государственных устройств, властных структур, классов, идеологий, религиозных верований. Моральные нормы основных мировых религий христианства, буддизма, ислама, нравственные нормы в России» бывшем СССР.
Освоение моральных норм человеком. Нравственная норма как внутренняя потребность и привычка человека к их выполнению без внешнего и внутреннего принуждения. Основные пути освоения нравственных норм. Нравственное просвещение. Формирование нравственных чувств. Выработка навыков и привычек поведения. Формы языкового выражения моральных норм. Предписательные, оценочные и дефинитивные моральные суждения. Особенности выражения моральных норм, принципов и идеалов при помощи моральных суждений. Логические и эмоциональные формы языка морали.
Тема 4. МОРАЛЬ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Мораль как форма общественного сознания. Мораль и ее соотношения и взаимосвязи с другими формами общественного сознания и их нормативными требованиями. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль и религия. Мораль и искусство. Ведущая роль морали среди других форм общественного сознания.
Тема 5. СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ МОРАЛИ В ОБЩЕСТВЕ
Понятия о нравственных сферах морали к их специфике. Мораль и труд. Мораль и этика, культура нравственного поведения, этикет. Мораль и национальные отношения. Отношения морали к природе (экологическая этика). Мораль и экономика. Мораль, окружающая среда и воспитание. Семейно-бытовая мораль. Роль психологии в моральных действиях людей.
Тема 6. ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ МОРАЛИ
Моральная деятельность и нравственные отношения. Нравственные отношения как основа взаимодействия и взаимопонимания людей, их виды (классификация). Личность и мораль. Моральный выбор. Нравы. Обычаи. Самовоспитание. Золотое правило нравственности. Моральные ценности как форма проявления нравственных отношений в обществе.
Тема 7. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОРАЛИ В ОБЩЕСТВЕ
Моральная регуляция в обществе. Моральные нормы как вид (тип) регуляции поведения человека. Виды и система моральных требований и норм общества. Язык морального общения и нравственное суждение. Основные формы проявления морали в обществе. Понятие о нравственных санкциях. Сравнительная характеристика практических форм морали. Соотношение нравственных норм, требований и санкций. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и поведения.
Тема 8. НРАВСТВЕННЫЕ УЧЕНИЯ И ТЕОРИИ МИРА
Понятие о нравственных учениях, теориях, их типах и направлениях, Краткая историческая справка об их возникновении и развитие.
Проблема классификации нравственных учений и теорий, их анализ. Большая разновидность нравственных учений и теорий по их содержанию и трудности в их классификации.
Психологические теории или теории нравственного чувства. Социально-апробативные теории. Теории эгоизма. Этические теории. Социально-исторические и рациональные теории. Теологические (религиозные) теории или теории божественной санкции.
Познавательно-воспитательные стороны нравственных учений н теорий мира, их значение для развития общества и людей.
Тема 9. ВЕЛИКИЕ МОРАЛИСТЫ МИРА И ЛЮДИ-ВЫДАЮЩИЕСЯ ОБРАЗЦЫ НРАВСТВЕННОСТИ
Роль выдающихся моралистов мира и людей-образцов нравственности для общества и жизни людей, для поднятия общества на более высокую ступень своего развития, для установления справедливости в мире и нравственного совершенствования человека.
Аристотель, Конфуций, Мэн-Цзы, Сократ, Ибн Снна (Авиценна), Витторино да Фельтре, Б. Мандевиль, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеции, Р. Оуэн, Э. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, И. И. Бецкой, П. А. Кропоткин, Г. В. Плеханов, К. Д. Ушинский, Н. Ф.
Федоров, О. Г. Дробницний, Сергий Радонежский, митрополит Филипп, Ф. М. Достоевский, Ф. П. Гааз, А. П. Чехов, А. Швейцер, Н. К. Рерих, М. К. Ганди, Мать Тереза, М. Л. Кинг, А. Д. Сахаров и др.
Тема 10. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Структура нравственной деятельности человека. Моральное здоровье личности и се нравственная культура. Изучение нравственного развития личности. Нравственное мировоззрение человека. Его нравственное самосознание, самовоспитание и самопознание. Программа морального самовоспитания. Формы нравственного контроля общества и человека. Предупреждение аморальных форм поведения. Критерии нравственной воспитанности человека и выработка им своей нравственной позиции. Нравственный самоанализ своей деятельности и поведения.
Тема 11. МОРАЛЬ И СЕМЬЯ
Понятие о семейно-бытовой морали как совокупности нравственных норм и правил, регулирующих взаимоотношения людей в семье, а также в сфере семейного досуга и свободного общения.
Нравственные требования к семейной жизни и организации семейного быта. Моральные нормы в семейной жизни, их роль и виды. Нравственные ценности в семье и проблема ценности разумного нравственного распорядка в семейной жизни. Нравственные правила семейно-брачных отношений.
Понятие о нравственных правилах личной жизни и ее нравственной регламентации и последствиях. Проблема равенства мужчин и женщин и их нравственных прав и обязанностей. Ответственность за воспитание и образование детей и привитие им навыков нравственного поведения. Знакомство с содержанием кодекса семейно-брачных отношений.
Нравственная ответственность каждого человека за свою личную жизнь и особенно за нравственное воспитание детей. Нравственные требования к воспитанию правильного отношения к любви и проблемам брака.
Нравственные правила семейной жизни (справедливое распределение домашних обязанностей, взаимная любовь и уважение, откровенность, тактичность, терпимость, доброжелательность, взаимопомощь и забота друг о друге, предупредительность и др.). Требования к разрешению семейных конфликтов и способам их решения.
Тесная связь семейно-нравственных норм с социальными и материальными условиями жизни.
Формирование нравственных принципов жизни, идеалов и морально- нравственных качеств личности в семье. Выработка навыков и привычек нравственного поведения, забота о соблюдении правил приличия в нравственном общении и культуре поведения и сохранении добрых нравственных традиций семьи. Борьба со злословием и грубостью. Предупреждение бесстыдства и нехороших манер и других форм отклоняющегося (девиантного) поведения в семье.
Тема 12. МОРАЛЬ, ТРУД И ПРОФЕССИЯ
Мораль и трудовая деятельность людей. Формирование нравственности в труде. Значение и роль труда в нравственном становлении человека.
Труд как средство усвоения нравственных знаний, умений и прочности нравственной позиции человека. Труд и моральные качества личности, процесс их формирования в труде.
Воспитание нравственной готовности к труду. Формирование первоначального отношения к труду. Основы трудового сотрудничества. Мораль, условия труда и выбор профессии.
Нравственное осмысление труда. Труд как нравственная потребность и необходимость. Труд как сфера моральной деятельности.
Понятие о трудовой морали, ее специфике, месте и формировании в обществе. Ведущее место трудовой морали в структуре нравственной деятельности. Трудовая мораль как система норм
и оценок, регулирующих поведение человека в сфере труда, определяющих его отношение к процессу к результату труда, как форма нравственных взаимоотношений в процессе труда и трудовой деятельности. Трудовая мораль как составная часть
нравственно-трудовой мотивации. Мотивация труда. -
Нравственное развитие и становление человека в труде. Понятие о его нравственной ответственности. Раскрытие нравственного содержания личности в труде. Моральные нормы и нравственные принципы в труде.
Проблемы нравственных отношений в труде и содержание самой трудовой морали. Борьба с отрицательными моральными тенденциями в труде.
Нравственные проблемы профессионально-трудового самоопределения молодежи. Работа над нравственными установками выбора профессии, ориентированными на подготовку молодежи к труду как трудовому образу жизни и на ее профессиональное самоопределение. Учет новых социально-экономических условий. Предупреждение падения значимости нравственных ценностей в труде. Нравственные мотивы выбора профессий. Нравственные характеристики профессий и их моральные черты.
Труд как средство нравственного самоутверждения. Проблема интереса к труду. Нравственные проблемы качества труда.
Трудолюбие как нравственная категория. Развитие нравственных качеств личности, способствующих формированию нравственных отношений людей к общему, общественно-полезному, к производительному труду и отвечающих моральным требованиям к труженику, приучающих к общечеловеческим ценностям и справедливости. Воспитание нравственной культуры в труде.



Учебно - тематический план курса «Основы морали»
(10 класс)
№ урока
Название темы
Количество часов
теория практика всего

1
Мораль как вид знаний. Мораль, нравственность и этика.
1

1

2
Место и роль морали в обществе и обществознании.
1

1

3
Выборочный словарный диктант (или практическая работа) по распределению понятий нравственного сознания.

1
1

4
Практическое упражнение по определению и классификации понятий нравственного сознания.

1
1

5
Нравственное понятие, его уровни усвоения и объем.
1

1

6
Язык морального общения. Виды нравственных суждений.
1

1

7
Язык морального общения людей .
1

1

8
Что такое нравственное правило или норма поведения.
1

1

9
Нравственные суждения и правила поведения (в пословицах и поговорках) – практическая работа

1
1

10
Обобщение и систематизация знаний по темам: «Мораль в жизни общества и человека»
1

1

10
Моральные понятия как понятия-отношения (практическая работа или словарный диктант по рубрикам на виды отношений)

1
1

11
«Золотое правило нравственности»
1

1

12
Нравственные требования и нормы в структуре морали.
1

1

13
Что такое мораль и ее сущность?
1

1

14
Что такое мораль и ее сущность?
1

1

15
Виды морали в обществе.
1

1

16
Общечеловеческое и классовое в морали.
1

1

18
Обобщение и систематизация знаний по теме: « Состав, структура и формирование морали »
1

1

19
Итоговый тест.
1

1

20
Основные понятия морального сознания.
1

1

21
Добро и зло.
1

1

22
Долг и совесть.
1

1

23
Честь и достоинство.
1

1

24
Что такое гуманность?
1

1

25
Что такое ответственность?
1

1

26
Честность и справедливость.
1

1

27
Практическая работа по подбору синонимов-характеристик к нравственным понятиям.

1
1

28
Мораль и ее отношения с другими формами общественного сознания. Сводная таблица отношений морали.
1

1

29
Мораль и политика. Соотношение морали и политики.
1

1

30
Мораль и право. Соотношение морали и права и общества.
1

1

31
Мораль и религия. Соотношение морали и религии.
1

1

32
Мораль и эстетика (искусство). Различие функций и средств морали и эстетики (искусства).
1

1

33
Контрольно-повторительные занятия по разделу «Мораль как основная форма общественного сознания».

1
1

34
Повторение. «Что мы узнали на уроках».
1

1

35
Урок – диспут « Мораль как основная форма общественного сознания».
1

1

36
Конкурс мини-проектов учащихся «Мораль как основная форма общественного сознания».
1

1


2 год обучения (11 класс)
№ урока
Название темы
Количество часов
теория практика всего

1
Понятие об основных функциях и сторонах морали и о нравственной деятельности, ее структуре и видах.
1

1

2
Нравственные отношения, характеристика и классификация.
1

1

3
Нравственная деятельность и нравственные отношения как формы моральной регуляции поведения, их взаимосвязь.
1

1

4
Нравственный выбор как вид моральной деятельности.
1

1

5
Дружба как вид нравственной деятельности и отношений.
1

1

6
Нравственные чувства, их значение и характеристика.

1
1

7
Поступок как вид нравственной деятельности и нравственного поведения.
1

1

8
Моральные противоречия как вид деятельности и отношений.
1

1

9
Пути формирования морали, характеристика и взаимосвязь.
1

1

10
Понятие о нравственных санкциях.
1

1

11
Нравственные ценности, их характеристика.
1

1

12
Нравственные ценности, их характеристика.
1

1

13
Нравственные ценности, их характеристика.
1

1

14
Повторение пройденного по заданиям в «Практикуме»

1
1

15
Итоговый тест по теме « Моральные нормы в обществе».
1

1

16
Понятие о сферах влияния, их общая обзорная характеристика.
1

1

17
Мораль и этикет.
1

1

18
Этика и мораль.
1

1

19
Мораль и труд.
1

1

20
Мораль и экология.
1

1

21
Мораль и экономика.
1

1

22
Мораль и культура.
1

1

23
Мораль и национальные отношения.
1

1

24
Мораль и воспитание.

1
1

25
Тест по теме «Сферы влияния морали в обществе»
1

1

26
Функционирование (действие морали в обществе).
1

1

27
Мораль и психология.
1

1

28
Мораль и психология.
1

1

29
Мораль и личность. Направленность личности.
1

1

30
Нравственные качества личности.
1

1

31
Нравственные чувства личности.
1

1

32
Самосознание, самооценка и самовоспитание личности.
1

1

33
Контрольно-повторительные занятия по разделу «Мораль как основная форма общественного сознания»

1
1

34
Великие моралисты и высоконравственные личности
1

1

35
Моральные нормы в семейной жизни.
1

1

36
Мораль, труд и профессия.
1

1


Методическое обеспечение программы
программа курса «Основы морали»;
практикум по курсу 10-11класс.

Список литературы
Учебные пособия
Козлов Э.П. Практикум по основам морали, этике и обществознанию. Учебное пособие для учащихся 9. 10. 11 классов общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий и средних специальных учебных заведений. М., 1998. Ч. 1-3.
Попов Л.А. Этика. Курс лекций. М., 1998.
Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. Учебное пособие. М.,1994.
Зеленкова И.Л.. Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие. Мнск, 1997.
Обществознание в тестах и заданиях (9 класс) /Н.Л. Боголюбов и др. М., 1998.
Человек и общество. Учебное пособие для основной школы / Под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М., 1995. Ч.2. Личность, мораль, право.
Общая специальная литература
Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. М., 1997.
Что такое мораль / Под ред. А.А Гусейнова. М., 1988.
Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
Гусейнов А.А Мораль // Общественное сознание и его формы. М., 1986.
Гусейнов А.А. Введение в этику. М.. 1985.
Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. этика. М., 1988.
Крутова О.Н. Человек и мораль. М., 1970.
Мораль и этическая теория. М., 1974.
Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М. 1977.
Титаренко АИ Структуры нравственного сознания. М.. 1974.
Максимов Л.В Проблема обоснования морали.М., 1991.
Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974.
Уледов А.К.Структура общественного сознания. М., 1968. Гл.2.
Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л. 1974.
Справочные издания.
Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апросяна и А.А Гусейнова. М., 2001.
Нравственность (мораль) // Учебные стандарты школ России / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М., 1998.
Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1967, Т.3 (статья «Мораль»); Т.4(статьи «Нравственное сознание», «Нраственная деятельность», «Нравственные отношения», «Нормы социалные», «Нравы»).
Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966, Т.3 ( статьи «Нравственные понятия», «Нравственное сознание», «Нравственные чувства», «Нравственное поведение»)
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.. М.,1993. Т.1 (статья «Мораль»).
Словарь по этике. М., 1989.
Методическая литература для учителя
Козлов Э.П. и др. Поурочно-тематическое планирование курсов основ морали в общеобразовательной средней школе. М., 1999.
Грамматика нравственности. Методические рекомендации учителям по проведению уроков (5, 6, 7, 8, 9 классы) / Под ред. Э.П Козлова. М., 1999.
Методические рекомендации учителям по проведению уроков (5 – 9 классы). М., 2007.
Станчиц М.А. Уроки нравственности. Минск, 1991.
II
Литература для выборочного пользования
Акмамбетов Г.Г Проблемы нравственного развития личности. Алма-Ата.1971.
Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.М., 1965.
Антонов М.Ф.Нравственность экономики.М., 1984.
Архангельский Л.М. Курс по марксистско-ленинской этике. М., 1974.
Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.
Бакштановский В.И. Принципы морального выбора. М., 1974.
Бардин С.М. Этика взаимных отношений. М., 1972.
Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М., 1973.
Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1975.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. М., 1979.
Боровской М.И. Детерминизм и нравственное поведение личности. Минск, 1974.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М., 1980.
Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. М.,1996.
Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., 1095.
Вольтман Л. Система морального сознания. СПб.,1901..
Вопросы психологии нравственного развития школьников/ Под ред.В.Н. Колбановского и В.А. Крутецкого. М., 1962.
Гижицкий Г. Основы морали. Одесса, 1895.
Голубова Г.А. этика. Учебник для вузов. М., 2005.
Гудилина Э.Б. простые нормы нравственности и их роль в воспитании личности. М., 1975.
Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982.
Гусейнов А.А. Мораль // Общественное сознание и его формы. 1996.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1967.
Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной фолософии), М., 1982.
Дебальский Н.Г. Философские основы нравственного воспитания. СПб., 1880.
Добрынина В.И. , Смоленцев Ю.М. Беседы по марксистско-ленинской этике. М., 1980.
Домострой. (Любое издание)
Дорохова А. Как себя вести.М., 1966.
Журавков М.Г. Что изучает этика. М.. 1973.
Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., 1974.
Ивин Л.Л. Логика норм. М., 1973.
Ивин Л.Л Основания логики оценок. М., 1970.
Изучение мотивации детей и подростков /Под ред.Л.И.Божович и Л.В.Благонадеждиной. М., 1972.
Камычек Я. Вежливость на каждый день. М . 1975
Кант И, Основы метафизики нравственности// Сочинения: В 6 т. М„ 1965.
Карев Н, И. Мысли об основах нравственности СПб 1896,
Ковалёв А. Г. Самовоспитание школьников М 1967
Ковсиьзон Л/. Я. Мировоззрение и мораль М Л\ч\ 1966
Когюв Э. Г1. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов н/Д, 1983.
Коновалова Д В, Знании и нравственность^ М
Кореис М., Фолл Д., Школа вежливости Прага 1963
Коротов В А/. Развитие гуманистических взглядов и убеждений \. Книга для учители. Самара, 1994
Красников 11.11 Православная этика прошлое и настоящее. М., 1981,
Кропоткин П\ А.Этика, Избранные труды, М 1991
Крывылёв И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1985
Кузнецов Ф.Ф. Размышления о нравственности. М., 1979.
Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности. М., 1987.
Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.. 1995.
Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980.
Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. М., 1976.
Мнациканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. Книга для учителя. М., 1991.
Могилевская Г.Л. Дети и деньги. М., 1981.
Момов В. Самовоспитание, самоутверждение, самоконтроль. М., 1975.
Мораль: сознание и поведение. М., 1986.
Моральный выбор / Под общ. Ред.А.И. Титаренко. М., 1980.
Мы живем среди людей. Кодекс поведения /И.В. Дубровина. М., 1989.
Нажин В.Н. Как себя вести. Л.,1969.
Наука и нравственность. М., 1971.
Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М., 1976.
Нравственное воспитание школьников. / Под. Ред.И.С. Марьенко. М., 1969.
Очерк истории этики / Под ред.БА.Чапина., М.И. Шахновича, З.Н. Мелещенко. М.,1969.
Правила этикета. Краткий справочник / Под ред.Л.Васильевой-Гантнус. М., 1992.
Рациональное и эмоциональное в морали / Под ред.А.И. Титаренко, Е.Л. Дубко. М., 1983.
Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание детей. М., 1962.
Селиванов Ф.А. Благо. Томск, 1967.
Скрипник А.П. Нравственные отклонения и пути их преодоления. М., 1986.
Смоленцев Ю.И. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.
Современная цивилизация и моральные ценности. М., 1982.
Социальная психология личности. Л., 1974.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.
Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М., 1963.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971.
Титаренко А.И. Мораль и политика. М., 1969.
Титаренко А.И. Нравственный прогресс ( Основные исторические черты нравственного прогресса в докоммунистических общественно-экономических формациях). М., 1969.
Труд, контакты, эмоции. Л.. 1980.
Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965.
Тугаринов В.П. О смысле жизни. Л., 1961.
Фрейд З. Тотем и табу. М., 1926.
Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников.М., 1988.
Ходаков М. Как не надо себя вести. М., 1975.
Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. Учебное пособие для учащихся старших классов / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1987.
Честерфилд Ф.С. Письма к сыну. М., 1993.
Шварцман К.А. Теоретические проблемы этики. М., 1969.
Швейцер А. Культура и этика. М., 1986.
Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979.
Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. ХХ век и моральные ценности человечества. М., 1968.
Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение.Книга для учителя. М.. 1986.
Щербак Ф.Н. мораль как духовно-практическое отношение. Л., 1986.
Этические беседы с учащимися. Минск, 1986.
Этическое и эстетическое. Л., 1971.
Юности честное зерцало. М., 1979.
Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
Яковлев В. А. Научные основы нравственного воспитания школьников. Тамбов, 1976.
III
Дополнительная литература по формированию морали в труде
(к теме 12 «Мораль, труд и профессия*
[программа «Мораль и труд*])
Богданова О. С., Новикова Л. И., Куракин А. Т. Вопросы нравственной подготовки школьников к труду. М., 1962.
Громов И. А. Этика взаимоотношений в трудовом кол-лективе. Л., 1973.
Киселёв В. П. Труд как ценность. Причины негативного отношения к труду // Моральные ценности развитого социализма. М., 1981.
Литвинов Л. Н. Труд основа нравственного формирования личности. М., 1974.
Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1958. Т. 7: Радость творческого труда.
Нестеров В. Г. Моральные стимулы трудовой деятельности. М., 1974.
Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2: Труд в его психическом и воспитательном значении.
Холостова Т. В. Этическое воспитание. Л., 1970.
IV
Общая дополнительная литература
Гумницкий Г. Н. Нравственный поступок и его оценка. М., 1978.
Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1958. Т. 7: Счастье.
Петросян М.И. Гуманизм. М.. 1964.
Ребрик В.А. Общественное благо и общественный долг. М., 1971.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т.2: О нравственном элементе в русском воспитании.













Тематическое поурочное планирование
Основы морали. 10 класс. 34 часа

Дата
№ урока
Содержание
Д/з


1
Мораль как вид знаний. Мораль, нравственность и этика.

Инд.зад.



2
Место и роль морали в обществе и обществознании.

Инд.зад.


3
Выборочный словарный диктант (или практическая работа) по распределению понятий нравственного сознания.
Инд.зад.


4
Практическое упражнение по определению и классификации понятий нравственного сознания.
Инд.зад.



5
Нравственное понятие, его уровни усвоения и объем.

Инд.зад.




6
Язык морального общения. Виды нравственных суждений.

Инд.зад.



7
Язык морального общения людей .

Инд.зад.


8
Что такое нравственное правило или норма поведения.
Инд.зад.



9
Нравственные суждения и правила поведения (в пословицах и поговорках) – практическая работа
Инд.зад.



10
Обобщение и систематизация знаний по темам: «Мораль в жизни общества и человека»
Инд.зад.




11
Моральные понятия как понятия-отношения (практическая работа или словарный диктант по рубрикам на виды отношений)

Инд.зад.



12
«Золотое правило нравственности»
Инд.зад.




13
Нравственные требования и нормы в структуре морали.

Инд.зад.



14
Что такое мораль и ее сущность?

Инд.зад.



15
Виды морали в обществе.

Инд.зад.




16
Общечеловеческое и классовое в морали.
Инд.зад.



17
Обобщение и систематизация знаний по теме: « Состав, структура и формирование морали »
Инд.зад.


18
Итоговый тест.
Инд.зад.



19
Основные понятия морального сознания.
Инд.зад.



20
Добро и зло. Долг и совесть.
Инд.зад.




21
Честь и достоинство.
Инд.зад.



22
Что такое гуманность?
Инд.зад.


23
Что такое ответственность?
Инд.зад.


24
Честность и справедливость.
Инд.зад.




25
Практическая работа по подбору синонимов-характеристик к нравственным понятиям.
Инд.зад.



26
Мораль и ее отношения с другими формами общественного сознания. Сводная таблица отношений морали.
Инд.зад.




27
Мораль и политика. Соотношение морали и политики.
Инд.зад.


28
Мораль и право. Соотношение морали и права и общества.
Инд.зад.




29

Мораль и религия. Соотношение морали и религии.

Инд.зад.



30
Мораль и эстетика (искусство). Различие функций и средств морали и эстетики (искусства).
Инд.зад.



31
Контрольно-повторительные занятия по разделу «Мораль как основная форма общественного сознания».
Инд.зад.


32
Повторение. «Что мы узнали на уроках».
Инд.зад.


33
Урок – диспут « Мораль как основная форма общественного сознания».
Инд.зад.


34
Конкурс мини-проектов учащихся «Мораль как основная форма общественного сознания».
Инд.зад.



15