Презентация по русскому языку на тему Самостоятельные служебные части речи (4 класс)
Урок 17
Тема: Части речи: самостоятельные и служебные.
Задачи урока: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе совершенствования умения распознавать самостоятельные и служебные части речи.
Планируемые результаты:
1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.2. Метапредметные: (целеполагание, планирование, контроль, оценка; операции анализа, сравнения, обобщения) .
3. Предметные: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
– А девиз у нас, каков?
«Больше дела, меньше слов»
II. Актуализация знаний.
- Добрый день! Для меня это не просто приветствие: день сегодня действительно добрый, потому что нам предстоит очень интересная и увлекательная работа. А для вас сегодняшний день добрый? - Почему? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями) .- Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Чтобы узнать о чем пойдет речь, вам придется поработать в группе. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столах. Найдите первое задание. Как вы думаете, что надо сделать? (составить предложения)
(На карточке:1 задание.
Бабушка, любить, свои, внуки.
Она, рассказывать, они, русские, сказки.
Задание 2.
в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как)- Прочитайте получившийся текст.
- Из каких частей речи состоят данные предложения?
- Что общего между всеми этими частями речи?
- Надпишите названия частей речи над словами.
- А теперь ознакомьтесь с заданием № 2. Я вам предлагаю сделать то же самое.
- Попробуйте составить предложения из данных слов:
в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
- К какой группе относятся данные части речи?
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему.
- Молодцы. А теперь посмотрите на экран. (слайд 3)
- Скажите, вы согласны с тем, что видите на экране. (Есть лишнее слово – в – в первом столбике, и он – во втором столбике.) А можете эти группы вы назвать? (Самостоятельные и служебные)
- Значит, какую цель мы ставим сегодня на уроке? (Уметь отличать группы.) Слайд 4 – 6 .
- А я еще добавлю: Узнать, чем отличаются служебные и самостоятельные части речи?
Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи?
Какие части речи важнее?
Можно ли обойтись без служебных частей речи?
- На какие из этих вопросов вы можете ответить сейчас? Сможем ли мы дать ответ на все эти вопросы на одном уроке? Конечно, нет.
III. Работа по теме урока.
1. Учебник работа над правилом.
- Сейчас вы снова поработаете в своей группе. Задача: Каждый из вас выберет отрывок и расскажет нам, то что запомнил. Но каждый должен дополнит своим отрывком, который будет являться продолжением предыдущего выступающего. На подготовку вам даю 2 минуты. Можно, конечно, пользоваться учебником.
Далее выступление каждой группы.
2. Совместная работа с учителем, рассматриваем карту «Части речи».
Физкультминутка.
3. Выполнение упражнения 96. Работа у доски и в тетрадях.
Записать только группы родственных слов.
1. Пятница – сущ., пять – числит., пятый (класс) – прилаг., пятибалльная (оценка) – прил.
2. Одинокий (человек) – прил., один – числит., одиночество – сущ.
3. Семиглавый (дракон) – прил., семь – числит., семёрка – сущ.
- Выдели в них корень. Укажите часть речи.
Грамматический разбор.
Одиночество – сущ., н. ф. пятница, неодуш., нариц., ср. р., ед. ч., 2 скл., И. п.Семиглавый – прилаг., н. ф. семиглавый, м. р., ед. ч., опред., И. п.4. Самостоятельная работа. Упр.. Обозначьте части речи, которые вы смогли узнать. Как вы отнесли эти слова к той или иной части речи?
IV. Закрепление.
Детям предлагается вновь поработать в группах.
1 уровень. Распределить слова по частям речи.
Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, тот, я, на, под, ребята, играл, мы, открытый, с, наш, а, кто-то, мальчик, пишут, кот.2 уровень. От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные и глаголы. Дополнительно запиши по три предлога и союза.
Веселье –
Холод –
Мороз –
Зелень –
Проверка по слайду 7- 8.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу.
- Встаньте та группа, которая справилась с работой на отлично и хорошо.
- Кто помог тем ученикам, кто встретил затруднение?
V. Итог. Рефлексия.
- Ребята, давайте попробуем проанализировать, насколько хорошо мы поработали на уроке.
Кто считает, что он справился со всеми задачами нашего урока?
Кто считает, что ему еще надо поработать дома, чтобы хорошо усвоить тему?
- Достигли цели урока?
- На следующем уроке мы продолжим работу с частями речи. А сегодня вы все молодцы.
Учитель оценивает работу групп. Выставляет отметки за урок.
VI. Домашнее задание: упр. 98