Доклад на тему:Построение процесса воспитания на основе общечеловеческих ценностей, народных традиций, культуры народов Казахстана и норм этической морали.
Построение процесса воспитания на основе общечеловеческих ценностей, народных традиций, культуры народов Казахстана и норм этической морали.
Человек – есть составляющее внутреннего состояния и внешнего окружения.
Мораль – правила поведения, диктуемые обществом извне.
Нравственность – внутреннее состояние (содержание ) человека.
Этическая культура является практическим применением гуманизма и составляет содержательную сердцевину культуры внутреннего мира человека.
Формирование этической культуры школьников предполагает опору на общечеловеческую культуру. Выдвигая идеи гуманности и полагая человеческую личность в качестве высшей ценности, общечеловеческая культура на протяжении всей своей истории вырабатывает критерии для различения добра и зла, красоты и безобразия, истины и лжи.
Патриотическое и нравственное воспитание — основа духовности казахстанского общества
Образование нового поколения происходит в условиях быстро меняющегося мира, информационной эпохи высоких технологий. Но развитие и процветание страны, как и прежде, зависит от силы и эффективности патриотического воспитания, от того, насколько глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Патриотическое воспитание — основа нравственности.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал: «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце».
В Государственной программе патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008 годы («Казахстанская правда» от 12 октября 2006г. №228 (25199) обозначена цель: формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания.
Это любовь к своей стране и земле, огромное уважение к ее истории и культуре, вера в собственные силы каждого и сплоченность всего общества.
Это высокое чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны, которое возводится сегодня.
Патриотизму нельзя просто научить, его необходимо воспитывать кропотливо и целеустремленно. При внедрении в учебный процесс инновационных технологий, элементов народной педагогики, при создании благоприятного микроклимата в группах педагоги добиваются желаемых успехов в воспитательной работе.
Изучая творчество известных казахстанских писателей, знаменитых мастеров поэтического слова, воспитанники познают для себя смысл духовных исканий литературных героев, выбора ими жизненной и общественной позиций, осознают проблемы духовного развития человечества на перекрестках исторических эпох. На 2-ом съезде работников образования и науки Глава государства Н.А.Назарбаев отметил: «Воспитывать не просто будущее поколение, а поколение патриотов, духовно и физически образованных граждан, осознающих важность общечеловеческих ценностей».
Изучение литературы и языка позволяет формировать у учащихся чувство казахстанского патриотизма и основы духовно-нравственной общечеловеческой культуры.
Одним из таких произведений является повесть Мухтара Магауина «Дети одного отца». В ней повествуется о том, как в тяжелое военное время казахский аул принял осиротевших детей из далекого детского дома. Детей разобрали казахские семьи. Аксакал Ахмет выбрал мальчика-немца по национальности — Зигфрида Вольфганга Вагнера. Сам нуждаясь в поддержке и опоре, старик сделал все, чтобы обогреть сердце мальчика, воспитал его. И хотя жилось трудно, не хватало самого насущного, все же Зигфрид смог вынести из этой жизни качества настоящего человека, и прежде всего — любовь и уважение к своим приемным родителям, к земле, взрастившей и воспитавшей его.
Жизненное кредо аксакала Ахмета отразилось в его словах:
- Если хотите знать, — сказал Ахмет, — всякий, кто разделяет людей, называя их орыс, или казах, или немис, нарушает учение пророка и берет на свою душу великий грех.
- Благословенный дед мой говаривал, — продолжал Ахмет, — что сам слышал в старину эту историю от мудрых людей… Поначалу сотворено было небо, голубое, без единого пятнышка, потом земля, черная, без единой морщинки. Потом из неба родилась туча, окропила землю, выросли цветы, зеленые травы, густые леса и деревья, дающие плоды. Дикие звери заселили поля и леса, а чтобы ими управлять и властвовать, создан был человек. И приручил он диких зверей, обратил их в домащних животных, а по просторным степям раскинул свои кочевья. Не было в те времена ни вражды между людьми, ни разделения на своих и чужих. Все жили в достатке и веселье. Потому что те, первые люди, знали, что все они — братья, дети одного отца… [2,93]
Воспитанный казахом Ахметом Зигфрид Вольфганг Вагнер — интернационалист, не желающий разделять людей по их национальному признаку, патриот, бесконечно преданный приютившей некогда его земле : «Только презренный человек скрывает свое происхождение. Я никогда не забуду своего куке, аксакала Ахмета, воспитавшего и вырастившего меня. Его фамилию ношу я сам, и носят мои дети, и будут носить дети моих детей. Но живет во мне память и о том человеке, который подарил мне жизнь, — о моем дорогом отце Вольфганге Вагнере, погибшем в рядах испанских республиканцев, сражаясь с фашистами. Кто же я, спросите вы, кем считаю себя по нации?.. Я и сам иногда задумываюсь над этим. Немец?.. Не вполне. Казах?.. Тоже не совсем верно. Происхожу от немцев — это будет поточнее. Ну, а дети мои… Они как ответят на этот же вопрос?..впрочем, так ли это важно — копаться в своей родословной? Сейчас мы все — русло одной реки, дети одного отца. Или, если хотите, члены одной семьи, сыны одного улуса… [2,144]
Великим сыном казахов, пламенным патриотом назвали русские ученые Шокана Валиханова. Знакомство с его трудами вызывает удивление. Восторг и удивление вызывают его молодость, его преданность науке, величие его открытий, мудрость его суждений. Русские ученые, работавшие рядом с ним, сравнивали его с Пушкиным, Лермонтовым, Добролюбовым. «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Валиханов», — подчеркивал Н.И.Веселовский. [3]
Он (Шокан) фанатично любил свой народ. Фанатично верил, что дружба его народа с русскими принесет в степь самые священные плоды цивилизации. Он верил, что его соплеменники, сохранив свою народность, впитают в себя европейскую просвещенность.
Казахский просветитель постоянно стремился раскрыть естественные основы нравственного поведения людей, естественные основы их эстетических понятий и законов художественного творчества вообще. Общеизвестно, как высоко ценил он народное словесное искусство. С гордостью за свой народ он неоднократно отмечал в своих работах богатство и содержательность устных произведений казахов, любовно собирал и бережно хранил лучшие образцы казахского народного фольклора.
Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями вглубь веков.
За годы независимого развития Республики Казахстан общественный интерес к традиционным культурным ценностям казахского народа неизменно возрастал. Он охватывает все стороны бытия народа, образа жизни, социального обустройства, искусства, нравственных устоев, общественных идеалов. В «Казахстанской правде» была опубликована статья Джона Ордвея - « Казахстан-страна контрастов»,в которой описаны яркие впечатления иностранца, проживавшего в нашей республике. Джон Ордвей был поражён контрастностью не только природных ландшафтов, но также параллелью между современными принципами и уважением к традициям предков.
Традиции и обычаи формировались на основе общественных отношений, особенностей культуры, природной среды и быта. Традиции закрепляют результаты трудовой и общественной деятельности людей, дают общую направленность их поведению, являются важным элементом национальной особенности.
Изучение обрядов, традиций народов является вспомогательной научной дисциплиной, которая имеет как теоретическое, так и прикладное значение, ибо особенности уклада, быта, обычаи и традиции — это своего рода символы народа, рассказывающие о его истории и устремлениях. Поэтому вполне закономерным является возрождение истории, культуры, обрядов и традиций казахского народа, наблюдаемое в годы независимости. Они становятся достоянием и других народов. Казахстан стал родиной для всех проживающих здесь людей, представителей различных национальностей и вероисповеданий. Они объединены общей исторической судьбой, и всем им важно сохранить мир, дружбу, межнациональное и межконфессиональное согласие. Только уважая национальные истоки, люди в состоянии принимать и уважать культуру других народов. Ничто не объединяет людей разных национальностей лучше, чем взаимоуважение, основанное на понимании духовного мира представителей другого этноса.
Казахстан — многонациональная страна. Представители более 100 национальностей и народностей проживают в Казахстане, и у каждого своя культура, свои традиции и обряды, песенное и танцевальное искусство.
Искусство и традиции различных народов соединяются в общеказахстанскую культуру, сверкающую неповторимыми гранями. Мы обладаем бесценным богатством, и очень важно сохранять и развивать соцветие культур и народов Казахстана. Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Таким образом, получалось своего рода расширение воспроизводства педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа, общества в целом.
В республике созданы условия для формирования национального самосознания на основе уважения культуры и языка представителей всех этнических групп людей, проживающих на территории республики и за ее пределами. Казахский народ был всегда открыт к восприятию других культур. И одна из основных особенностей его менталитета — уважение к культуре, религии, традициям и обычаям другого народа. Народная мудрость гласит: «Узнаешь язык, обычаи народа — познаешь его душу». Хочется отметить, что наш интернат довольно чётко и правильно понял это высказывание, поскольку мероприятия проводимые в нашем интернате, не только знакомят с разными национальностями, но и знакомят с обычаями, традициями, позволяют познакомить с языковыми особенностями того или иного народа. Фестиваль, прошедший в год независимости был ярким и запоминающимся.
Родина — самая главная святыня у любого народа. В казахском фольклоре, пословицах, исторических дастанах, тронных речах ханов, в мудрых словах биев, в песнях серэ и салов — любовь к Родине, к отчему краю — атамекен — главная тема, дух предков, родной край, родной язык — святыни. В этом заключена веками освященная, немеркнущая истина о том, что в человеческой жизни есть высокие ценности, нравственно надежные, а именно: отчий край, память предков, история, язык.
Духовная идентичность дополняет гражданское и политическое единство наших соотечественников становится еще одним краеугольным камнем укрепления независимости государства и консолидации общества в 21 веке.
У нас есть традиции, которые помогут преодолеть любые трудности. Это традиции дружбы. Но, чтобы эти традиции сохранились, каждый человек должен понять — все люди равны независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального происхождения и любых других признаков. Так сказано и во Всеобщей Декларации прав человека.
В силу исторической и политической ситуации Казахстан сейчас представляет собой уникальное на постсоветском пространстве сообщество, избежавшее кровопролитных межэтнических конфликтов, массовой миграции по кровопролитным мотивам, нарушений прав человека по национальному признаку. Дружба и взаимопонимание между народами Казахстана — одна из самых дорогих, а может и самая великая ценность. Сохранить это согласие — одна из самых важных задач, стоящих перед всеми гражданами Казахстана, и это должно красной чертой пройти через все воспитательные мероприятия в организациях образования Республики Казахстан.
По словам Макаренко, «воспитывает каждый квадратный метр Родины».
Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций.
Семейные традиции — это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписаными законами семейной жизни и воспитания; эти традиции, в свою очередь, затрагивают отношения ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и к миру. Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающих поколений. А если семьи нет?
В таком случае необходимо решить, кто должен вложить в ребёнка все эти нормы, ценности, традиции.
Обучение и воспитание — это целостный образовательный процесс современной школы. Еще Аль-Фараби утверждал, что «человеку, прежде всего, необходимо воспитание: знания, приобретенные без него, принесут вред человечеству».
В настоящее время особый интерес в сфере образования представляют этнокультурный подход, преемственность национальных традиций в обучении и воспитании молодого поколения. Усвоение общечеловеческих ценностей осуществляется посредством специфических способов воспитания, свойственных национально-культурным традициям того или иного народа. Поэтому одной из важнейших задач воспитания в современных условиях является развитие человека на духовно-нравственной основе, этических нормах с учетом национальных традиций и идеалов; формирование мировоззрения, отражающего диалектику взаимосвязи общечеловеческого и национального; воспитание культуры народного самосознания и межнациональных отношений.
Один из путей предотвращения нравственной и духовной деградации молодежи в сегодняшнем состоянии общества мы видим в национальном воспитании, являющемся основой общей системы воспитания. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек-патриот преданный своей Родине.
Самопознание как ключевой предмет казахстанской школы призвано вернуть человеческое измерение образованию. Содержание предмета задает жизненно важные ценностные ориентиры, чтобы дети и молодежь почитали и уважали проверенные временем общечеловеческие ценности, традиции и ценности собственного народа, Отечества, семьи, осознавали свой потенциал и возможности самореализации.
В содержании предмета «Самопознание» наряду с общечеловеческими ценностями изучаются духовные ценности казахстанского общества и традиции казахского народа. Рассказывается об обрядах по мере взросления человека, каждый последующий обряд раскрывал новую грань общения человека с миром.
Ярко характеризует кочевую ментальность традиционный институт гостеприимства. Согласно народным представлениям, один из основных заветов первопредка, – гостеприимство, наиболее главная этическая добродетель. Гостеприимство по-казахски «бөлінбеген енші» – неразделенная доля, – по легенде завещано праотцом Алаша-ханом. Расходы на гостя считались обратимыми. Казахи верили, что они могли быть возвращены сверхъестественным путем, благодаря магическому воздействию, притом в большем объеме, нежели затраты на обслуживание гостя.
По мнению известного казахстанского культуролога Канат Нурлановой, подлинные корни гостеприимства связаны с феноменом общения. Потребность в общении у казахов – это духовная, смысложизненная потребность, удовлетворение которой является непременным условием психического здоровья человека. Эта потребность была обусловлена кочевым образом жизни. Казахи кочевали небольшими группами. И чем засушливее становился климат, тем более распыленной, разрозненной была кочевая община. В этих условиях многократно возрастала потребность в общении, и кочевник-казах всегда был рад встрече с людьми. Кочевник давал своего рода наказ потомкам: «Если встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Таково философское понимание подлинного гостеприимства в степи.
В казахском менталитете самопознание человека неотделимо от самоидентификации его как представителя общины, рода, племени. В системе ценностей казахов понятия «Ата мекен», «Ата қоныс» (родовая территория) занимают центральное место. Человек не мыслил себя вне родового коллектива, традиционной общины. Неслучайно самой страшной карой для кочевника являлось отлучение от рода, которое в его сознании было тождественно смерти.
Степные мыслители – «жырау» и акыны, размышляя о вечных философских проблемах в своем творчестве, опирались на неиссякаемые родники народной мудрости, черпали в них духовные силы. Асан-Кайгы, Казтуган-жырау, Доспамбет, Шалкииз, Ахтамберды, Бухар-жырау, Шал-акын воспевали идеи независимости, мира, справедливости, равенства между людьми.
Шал-акын Кулеке улы стремился формировать правильное представление соотечественников о красоте, которую должен иметь каждый, чтобы не прозябать в невежестве и неряшливости. Шал-акын впервые в истории казахской общественной мысли выдвинул идею распространения знаний, просвещения. По его мнению, эти ценности являются необходимой предпосылкой интеллектуально-культурного, нравственного становления отдельного человека, а также условием формирования и развития зрелого общества.
Все творчество Шал-акына пронизано борьбой против зла в любой форме его проявления. Истина и Красота рассматривались им не как самоцель, а как средство утверждения среди людей Добра. Шал-акын выстроил по степени значимости для человека основополагающие ценности: Любовь, Добро и Красота. Джигиту нужна одежда и честный меч, а воину – отвага в битве для утверждения Добра в борьбе со злом.
Великий казахский поэт, мыслитель второй половины XIX века Абай Кунанбаев пришел к выводу, что начала человечности – это любовь и справедливость. Абай подчеркивал, что каждый человек обязан найти свое место в обществе, в жизни, а для этого должен стремиться к знаниям, ремеслу и искусству («Сенде бір кірпіш дүниеге, кетігін тапта бар қалан»). Он был убежден, что только в результате упорного плодотворного труда можно создать нормальный быт, сделать благородное дело для родственников и удостоиться почета. По Абаю, человек является уникальным созданием, обладающим неповторимой душой, высшей ценностью в мире, хозяином и творцом своей судьбы. Великий просветитель постоянно повторял мысль о том, что высший показатель человеческого гуманизма – творить добро, стремиться к красоте. Основное этическое кредо Абая: «Будь человеком!» («Адам бол!»).
По мимо этого предмет «самопознание» помогает развить у ребёнка уверенность в себе, почувствовать свою значимость.