Краеведение — как основа воспитания патриотизма

«Краеведение как основа воспитания патриотизма» (из опыта работы)

Багавиева Фанзия Рафаэлевна,
Руководитель ВПК «Мирас»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Большебитаманская средняя общеобразовательная школа»
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

В нашей школе краеведческой работой занимаются не так давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя, и выпускники, покинувшие стены школы.
Меня, как руководителя военно-патриотического клуба «Мирас», волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать  а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на те или иные события.
Чтобы узнать об этом, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям.
История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.
История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые.
При организации краеведческой работы с детьми в нашей школе используются разные формы и методы работы. Существует три направления работы с учениками.
Учебное. Это организация и проведение уроков по краеведению. Проведение уроков осуществляется в 59 классах. На каждый год обучения предусмотрена программа, причем продумана она таким образом, чтобы, завершая курс краеведения, ребята имели представление о родном крае.
Внеурочное. Это занятия в краеведческой группе. Участники этой группы не только занимаются сбором и систематизацией краеведческого материала, но и пропагандируют традиции и обычаи нашего народа, через фольклорные праздники и конкурсы-концерты. Кроме того, ребята создают творческие художественно-поэтические композиции, основанные на материале поисковой краеведческой работы.
Внешкольное. Это организация поисковой краеведческой работы в сельском Доме культуры, при библиотеке. Здесь ребята не только систематизируют и оформляют материал, здесь они организуют и проводят вечера встречи с ветеранами войны и труда, концерты для тружеников села.
В школе оформлен музей. Здесь собраны экспонаты, поисковые материалы, оформленные учащимися разных лет, документы, повествующие об истории села и людях здесь проживающих. Перед учителями стоят следующие задачи:
1.Познакомить учащихся с историей возникновения села. Рассказать ребятам о жизнедеятельности жителей села на конкретных примерах. Дать учащимся школы возможность познакомиться с предприятиями расположенными в нашем селе.
2.Продолжать создавать историю Большебитаманской СОШ. Старшеклассники занимаются краеведением в музее, проводят поисковую работу, пишут рефераты, выступают с ними на уроках и внеклассных мероприятиях.
В музее есть три раздела:
«История села»
«История школы»
«Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне»
Первоклассники, только поступающие в школу, в первый свой День Знаний приходят в музей, чтобы в первый раз услышать о том, как интересна история нашего села и школы. Выпускники, прощаясь со школой, приходят сюда, чтобы принести какой-нибудь экспонат на память о себе. Учителя школы считают, что краеведение помогает им сделать свои уроки более конкретными, более интересными и близкими детям, помогают воспитывать людей любящих свое Отечество, патриотов.
Для учащихся 7-9 классов организована работа краеведческого кружка. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Знамя», краеведческая литература.
Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние пять лет ребята выполнили исследовательские работы: «Труженики тыла», «Народные промыслы с. Большой Битаман», «Культурное наследие села». История как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Коллективизация», дополняются краеведческим материалом. При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах, которые участвовали во всех сражениях войны. Нам очень повезло: в нашем селе ещё живёт и здравствует ветеран Великой Отечественной войны, кавалер «Ордена Славы» 2 и 3 степени Мулеков Мансур Хидиятуллович.
Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, рассказы, услышанные из уст самого ветерана и подборка фотографий из его семейного архива.
Воспитание патриотизма в настоящее время – важнейшая задача. Воспитывать это качество помогают беседы на классных часах. Одна из тем - “Любить Родину – значит быть ей полезным”. Учащиеся узнают про трудовые достижения народа. В процессе беседы обсуждалось: “В каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям?” Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город или село все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.
Фотоматериалы


Соревнования по стрельбе



Классный час, посвященный выпускнику нашей школы, летчику-штурману Бариеву Ильфату Мидхатовичу, геройски погибшему в Афганистане


Проведение акции «Письмо солдату»



Игра «Зарница», конкурс шифровальщиков



Рисунок 105Описание: C:\Users\ICL-Ильдар\Pictures\Фото0371.jpgРисунок 9Описание: C:\Users\Рафаэлевна\Desktop\fyZ2lvDjaMg.jpgРисунок 8Описание: C:\Users\Рафаэлевна\Desktop\GwKx-pl5Jd4.jpgРисунок 125Описание: C:\Users\ICL-Ильдар\Desktop\Новая папка (5)\PC090234.JPG Заголовок 115