доклад на конференции нравственность- основа патриотизма
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств № 2 пос. Октябрьский
Чердаклинского района Ульяновской области
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННО-
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Доклад на городской конференции
«Нравственность – основа патриотизма»
Подготовила:
преподаватель МОУ ДОД ДШИ № 2
пос. Октябрьский Чердаклинского района
Ульяновской области
Шарапова Альфия Исхаковна
Ульяновск, 2014
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, как говорится в Президентской инициативе «Наша новая школа».
Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В рамках федеральных государственных требований у детей старшего дошкольного и школьного возраста гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация». Ребенок должен быть сориентирован на:
Патриотизм – любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
Социальную солидарность – свободу личную и национальную, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свободу совести и вероисповедания.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Солженицын, 1996). Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, в первую очередь молодежи. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования – важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.
Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.
У детей исказились представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Лучшие умы России уезжают жить и работать за рубеж. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Поэтому формирование личности ребенка невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности детского возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). Советская педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, воспитание культуры поведения.
Вплотную занимались и занимаются проблемами нравственности наши современники – педагоги, психологи, философы. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – А.М. Виноградова, Р.С. Буре и др.; формирование любви к Родине – С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитание нравственно-волевых качеств – А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова.
Единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует.
Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р.С. Буре).
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С.А. Козлова).
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно. Задачами нравственно-патриотического воспитания детей являются:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, школе, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях в школе, в играх, в труде, в быту – так как не только воспитывают в ребенке патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано учителем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в его окружении.
Цель патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Воспитание патриотических чувств у детей – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному краю и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребенка. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, школе, городу или поселку.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Дошкольный и школьный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Для школы особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю, умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности, обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах своего края, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Любовь к Отечеству начинается с любви к родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, видеоматериалов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способств
·ует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.
Работу по патриотическому воспитанию следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В.А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
Главной целью в патриотическом воспитании школьников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию школьников решаются следующие задачи:
1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.
Также решаются задачи эстетического воспитания школьников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства, специально создавая разнообразные ситуации.
Отдельным направлением нравственно-патриотического воспитания учащихся является военно-патриотическое воспитание. Здесь огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники, про них написаны книги.
Работа с детьми по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе искусств ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год. Учащиеся хорового отделения на концерте к Дню защитника Отечества исполняли песни: «Баллада о памятниках-родниках» (муз. Нюкало, сл. Капутикян), «Мальчишки России» (муз. Дроздова, сл. Колесникова), «Память войны» (муз. Бойко, сл. Садовского). На концерте, посвященном Дню Победы, учащиеся класса баяна и аккордеона исполняли военные песни: «На безымянной высоте» (Баснер), «В землянке» (Листов), «Катюша», «В лесу прифронтовом» (Блантер) и т.д. Дуэт преподавателей народного отделения исполнил попурри на темы военных песен. Также преподаватели нашей школы принимали участие в конкурсе «Композиция», посвященному 65-летию Великой Победы. Они исполняли песню «Войны немеркнущая память», сочиненную нашим преподавателем, и заняли 2-е место.
На уроках слушания музыки и музыкальной литературы учащиеся слушают патриотическую музыку и анализируют ее. Например, в опере Глинки «Иван Сусанин» нравственная сила подвига состоит в том, что костромской крестьянин способен превозмочь страх смерти ради спасения России. Героические образы в классической музыке открывают для учащихся 5-я симфония Бетховена, кантата Прокофьева «Александр Невский», опера Бородина «Князь Игорь», опера Мусоргского «Борис Годунов» и т.д. Тема Великой Отечественной войны очень ярко раскрывается в 7-й симфонии Шостаковича, где незабываемо звучит тема фашистского нашествия.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С народной музыкой дети нашей школы знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Она вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания народной музыки позволяют выбирать наиболее яркие ее образцы. Все народные песни обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Они отражают историю народа, быт, стремления, думы и являются результатом коллективного творческого процесса, складывающегося на основе художественных традиций многих поколений. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.
В нашей школе искусств учащиеся класса баяна и аккордеона играют много народных песен и танцев. Проводятся внутришкольные конкурсы на лучшее исполнение народной музыки – не только русской, но и других народностей. Дети получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, обычаи, фольклор, и нужно поддерживать чувство дружелюбия и симпатии к ним. Много народных песен и танцев исполняются в ансамблях баянов и аккордеонов, такие как русская народная песня «Калинка», «Чешский танец», белорусская полька «Янка», Будницкий «Плясовая» и т.д. Также на хореографическом отделении нашей школы дети танцуют такие народные танцы, как «Ползунец», «Лавочка», «Колыбельная». Совместно с хором они сделали постановку русской народной песни «Субботея».
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе можно и нужно развивать патриотическое чувство школьников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В разделе слушания музыки на уроке музыкальной литературы программой предлагается инструментальная музыка, характеризующая образы природы: П. Чайковский – цикл «Времена года», А. Вивальди – цикл «Времена года», С. Прокофьев – цикл «Детская музыка», С. Прокофьев – симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ – сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребёнка лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что она связана с игрой. В нашей школе есть детский театр, где занимаются дети 5-6 лет. Они очень образно изображают персонажей сказок «Курочка Ряба», «Репка», Теремок». Обучающиеся очень ярко и эмоционально выражают своё доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра у детей пробуждается стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, формируется самостоятельность, творческая инициатива.
Приобщая детей к русской культуре, на художественном отделении в нашей школе педагог знакомит детей с предметами народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. Дети сами делают эти игрушки на занятиях прикладного искусства. В рамках патриотического воспитания учащиеся рисуют на темы: «Мир, в котором я живу», «Мое село», «День защитника Отечества», «День Победы». Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Несколько раз работы наших учащихся побеждали в различных конкурсах.
Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, – одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе туристических походов, пешеходных прогулок и экскурсий по родному городу, родной стране.
Поэтому педагоги нашей школы совершают с детьми различные поездки. Во время экскурсий дети знакомятся с историческим прошлым родного края и других городов, их богатой историей, замечательными легендами, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы. Поездки и экскурсии не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, вызывают у детей гражданско-патриотические чувства, поддерживают атмосферу взаимовыручки, товарищества, прививают основы здорового образа жизни. Мы воспитываем чувство гордости за земляков, уважения к прошлому, любовь к ближним.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой начинается в дошкольном возрасте. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада, школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
И, возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса станут настоящими патриотами своей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): пособие для воспитателей и учителей. Серия: Воспитание школьников. Библиотека журнала. – М.: Школьная пресса, 2003.
Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания. Серия: От сентября до сентября. – М.: Республика, 1998.
Бодина Е.А., Ащеулова К.В. Педагогические ситуации: пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. Серия: Воспитание школьников. Библиотека журнала. – М.: Школьная Пресса, 2005.
Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
13PAGE 15
13PAGE 14215