Внеклассное мероприятие по литературе на тему Мир добра и красоты (Творчеству С.Т.Аксакова Аленький цветочек) (5 класс)


Внеклассное мероприятие на тему «Мир добра и красоты»
(по сказке «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова)
Цели урока:
познакомить учащихся с личностью писателя-земляка С.Т.Аксакова;
научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя;
развивать монологическую речь, мышление, память;
воспитывать стремление и желание быть внимательными к окружающим, проявлять чувство доброты и справедливости.
Оборудование:
Портрет Аксакова С.Т., выставка книг писателя; атрибуты к инсценированию отрывка из сказки: зеркальце с ручкой, детская корона-венец, яркий искусственный цветок, костюмы русские народные.
Ход урока
1. Организация начала урока.
- Ребята, добро пожаловать в мир добра и красоты! Я знаю, что вы очень любите загадки, потешки, шутки. А сказки любите?
- За что вы любите сказки?
Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.
- Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет сегодня речь на уроке.
2. Подготовка к восприятию.
- Ребята, посмотрите на предметы, кому могли бы они принадлежать? (Демонстрирую зеркальце с ручкой, детскую корону-венец и яркий цветок).
Учащиеся легко и свободно называют сестер из сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.
- А вы знаете, кто написал эту знаменитую сказку?
- Да, вы правы. Это наш замечательный писатель-земляк Сергей Тимофеевич Аксаков. В 2016 году исполняется 225 лет со дня его рождения. И не смотря на то, что прошло более двух веков, эта поучительная сказка не менее интересна и детям, и взрослым.
3. Постановка учебной задачи.- Заглянем в творческую лабораторию писателя С.Т. Аксакова, исследуем содержание, художественные особенности сказки, раскроем авторский замысел.
4. Обобщающая беседа о личности С.Т. Аксакова.- Чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представлять личность писателя и знать условия, в которых жил автор.
Выступают заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о родовом имении Аксаковых в Майнском районе Ульяновской области, о матери Марии Николаевне Аксаковой, об отце Тимофее Степановиче Аксакове и ключнице Пелагее. Выступления учащихся сопровождаю слайдами, которые содержат фотографии родных мест, репродукции портретов родителей автора.
- Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния, дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в нем собственные фантазии.
Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой.
Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханием Пелагеи.
- Какое влияние оказали на Сергея Аксакова в детстве его близкие?
У учащихся должны получиться такие цепочки:
мама – любовь к чтению (стал умным, образованным);
папа – любовь к природе (писал много о природе);
ключница Пелагея – увлечение сказками (написал сказку «Аленький цветочек»);
поместье – любовь к родному краю.
5. Инсценирование отрывка из сказки «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова.
6. Работа по первичному восприятию содержания сказки.
- Понравилась ли сказка?
- Какие эпизоды особенно запомнились? В каких фрагментах сказки проявилась любовь Аксакова к природе?
Учащиеся отмечают описание сада во дворце чудовища: сам сад, деревья, плоды, птицы; зачитывают строки.
- Если бы не было указания на сказку, как бы вы догадались, что это произведение относится к жанру сказки?
Учащиеся называют приметы сказок: наличие волшебных предметов, сказочных превращений, сюжет, троекратный повтор, победа любви над колдовством
- О чем же эта сказка?
Учащиеся формулируют тему сказки, говорят:
- о заколдованном королевиче и девушке, которые силой своей любви одолели чары злой волшебницы; - о доброте и силе любви, которая только одна может бороться со злом.
- Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» о волшебной силе любви и добра.
- Как вы понимаете слово «добро», «красота»?
- Вспомним пословицы и поговорки о добре, красоте, мире.

7. Подведение итогов.
- Давайте вспомним еще раз персонажей сказки.
-Кто больше всего вам понравился? Почему?
Учащиеся обязательно назовут младшую сестру и чудище.
Младшая сестра – добрая, отзывчивая, преданная, смелая девушка, щедрая душой
Чудище – ласковый, добрый, щедрый, любящий,
- Почему младшая сестра пожелала стать женой чудища?
Она поняла, как любит ее чудище, смогла распознать настоящую любовь.
- Итак, что же самое главное хотел сказать С.Т. Аксаков читателям? Какова идея сказки?
Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда счастья не найдутОбращают внимание на эпиграф к сказке –« о любви громко не говорят».
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. И в самом деле, уже в заголовке есть установка на любовь: цветочек аленький. Автор очень просто и задушевно поведал нам историю любви, которая может произойти с каждым.
8. Инструктаж домашнего задания.
Как видим, сказка «Аленький цветочек» - результат творческого союза С.Т.Аксакова и ключницы Пелагеи. Предлагаю и вам внести свой вклад - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на отца королевича. Напишите мини-сочинение на тему: «Почему появилось на свет чудище?»

















Аксаков Сергей Тимофеевич
(1791 – 1859)
Аксаков, Сергей Тимофеевич, знаменитый русский писатель. Род Аксаковых был очень древний и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова – русского литератора и нашего земляка.
Сережа Аксаков был очень одаренным мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи». Сергей несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе «знаменитого рода Шимона» - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. Сергей Тимофеевич – сын Тимофея Степановича Аксакова (1759-1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября 1791 года.
Любовь к природе – совершенно чуждую его матери– будущий писатель унаследовал от отца. На развитие его личности огромное воздействие оказывает степная природа, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой, крестьянская жизнь оказала немалое влияние на любознательного мальчика. Крестьянский труд вызывал в нем не только сострадание, но и уважение. Ключница Пелагея, хранительница народно - поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, сказками, святочными играми. А «Аленький цветочек», услышанный Сережей из уст Пелагеи, дошел и до наших дней. Детство Аксакова прошло в Уфе и в Ново - Аксаково в родовом имении Оренбургской губернии среди степной природы.
Свое литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. Его друзья восхищались рассказами о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.
К вымыслу у автора «душа не лежала», а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказывал о том, что лучше всего знал и любил. В своих книгах «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) он описывает наблюдения за жизнью природы. Это книги – «энциклопедии о животных и рыбах, лучшие советы бывалого охотника и рыболова». Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова - внука» (1858). Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи; о том, как привольно жилось когда-то в уфимских степях, как светлы и прозрачны были реки, свежи и зелены леса и как пели весною всю ночь соловьи, не давая уснуть
В приложении к «Детским годам» дана сказка «Аленький цветочек» - самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.
Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Материальное благосостояние пошатнулось; здоровье его становилось все хуже, он почти ослеп, приходилось рассказывать и диктовать свои воспоминания. От тяжкой болезни 30 апреля 1859 года в Москве С.Т.Аксаков скончался, не завершив всего, что задумал. Его любили современники и любят потомки. Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает его книги. И чем больше проходит времени, чем сильнее тревога за судьбу Земли и людей, тем дороже для нас слово Аксакова и важнее его совет:
Ухожу я в мир природы,
В мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов,
На свои родные воды,
На простор степных лугов,
В тень прохладную лесов
И – в свои младые годы.




























Сценарий к сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

Вступление
(Сидят три девицы на лавочке, кто вышивает, кто - крючком, а кто на спицах вяжет).
1 картина
(Выходит батюшка-купец).
Сказительница: В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, золотой и серебряной казны. И было у него три дочери, все три красавицы писаные; и любил он дочерей своих больше всего на свете. Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель.
(Отец обращается к своим дочерям, чтобы попрощаться).

Сказительница: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, продаёт он свои товары втридорога, покупает товары чужие втридёшева, золотой казной корабли нагружает да домой посылает. Отыскал заветный гостинец для своей старшей дочери; отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери. Не может он только найти заветного гостинца для младшей, любимой дочери, аленького цветочка, краше которого не было бы на всём белом свете.
Вот едет он путём-дорогою, и вдруг видит на пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, ни в сказке сказать, ни пером описать.
2 картина
(Купец выходит на сцену: подходит к цветку и срывает его.
Чудище лесное выходит из-за кулис, обращается к купцу).

3 картина
Сказительница: Купец оказывается у себя в хоромах, дочери приветливо встречают, он же им гостинцы предлагает.
(Затем он обращается с просьбой к дочерям выручить отца).

Сказительница: Младшая дочь в дальний путь неведомый собирается, и берет с собой цветочек аленький во кувшине позолоченном.

4 картина
Сказительница: Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского.
(Младшая дочь оказывается во дворце зверя лесного, чудища морского. Сидит на лавочке, просит его показаться ей на глаза).
Сказительница: В тот же миг был расколдован наш прекрасный принц, молодой да пригожий. И решили они пожениться, жить во дворце хрустальном, да добра наживать.

Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!