Конспект урока литературы в 8 классе:Л.Толстой Отрочество. Первые впечатления


Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Отрочество».
Первые впечатления.
Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии Л.Н.Толстого, показать с помощью каких приёмов раскрывает писатель психологическое состояние героя; проследить нравственное взросление героя, вступившего в период отрочества.
Основные виды деятельности: восприятие и выразительное чтение фрагментов произведения, устный и письменный ответ на вопрос (с использованием текста произведения). Устная характеристика героя и средств создания его образ, исполнения актёров (фонохрестоматия или интернет-ресурсы).
Личностные: формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению; развитие компетентности в решении моральных проблем и формирование нравственных качеств личности;
Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы.
Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания.
Оборудование: презентация жизни и творчества Л.Н.Толстого (для 8 класса)
Ход урока
Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности. Слово учителя
Лев Николаевич Толстой прожил длинную жизнь. Он родился в 1828 году. За свою жизнь он был офицером, принимал участие в Крымской войне в 1853-1856 годах, участвовал в обороне Севастополя в 1854-1856 годах. За участие в обороне Севастополя был награждён наградами, а результатом сражений стали его «Севастопольские рассказы», с которыми вы познакомитесь позже.
Большую часть жизни Толстой прожил в Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано осиротел: сначала умерла мать, потом отец. С сестрой и тремя братьями он переезжает в Казань к тётушке, ставшей их опекуншей. Поступив в университет, самостоятельно повышает свой уровень знаний. Лев Николаевич был удивительным человеком! Он свободно владел английским, французским и немецким языками, читал на итальянском, чешском, сербском, знал греческий, латинский, украинский, татарский Изучал голландский, древнееврейский, турецкий и другие языки. Толстому шёл девятнадцатый год, когда он начал вести дневник и продолжал его до последних дней .Для творчества Льва Николаевича характерны неизменный интерес к человеку, его нравственному миру. По замыслу Толстого, его первое произведение должно было состоять из четырёх частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость». От последнего он вскоре отказался, а трилогия вышла в 1856 году.
(Рассказ учителя с показом презентации)
3.Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа о повести «Детство».
* Вспомните, с какими героями вы познакомились в повести «Детство»?
* Какое горе постигает семью Николеньки?
* Почему Николенька говорит: «Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства и началась новая эпоха-эпоха отрочества»?
* Кого ещё из своего детства помнил Николенька всю жизнь? Почему?
Обобщение учителя:
Со смертью матери рушится привычная жизнь мальчика. Со смертью Натальи Савишны на какое-то мгновенье детство остановилось, а потом неукротимо приблизилась совсем другая пора- отрочество.
Первичное усвоение знаний.
Слово учителя.
В жизни каждого человека есть короткое и дивное время, которое называется отрочеством. Это пора нравственного взросления, когда начинаешь интересоваться окружающим миром, критически пересматривать свои прежние поступки, когда задумываешься над тем, чтобы тебя любили, чтобы ты был нужен. Когда всё кажется таеим прекрасным!
Беседа с учащимися о повести «Отрочество».
* Что осталось в памяти у Николеньки из той суматохи, которая всегда сопутствует отъезду? Почему ему запомнилась каждая мелочь?
* С какой целью он взбирается на козлы, вместо Василия?
* Представьте, что это вы, а не Николенька попали в грозу. Каковы ваши впечатления? Что бы запомнилось вам?
*О чём говорили Катенька и Николенька? Что он понял из слов девочки? Над чем стал размышлять?
5. Рассказ в актёрском исполнении.
Прослушивание и рецензирование актёрского чтения произведения (отрывок).
Какие впечатления возникли у вас в связи с прослушиванием фрагмента?
Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ
6.Рефлексия.
* Что вы можете сказать о Николеньке Иртеньеве?
Заключительное слово учителя.
Правильно, ребята! Коленька наблюдательный мальчик и любопытный, как все дети. Ему очень хочется подражать взрослым.
Разговаривая с Катенькой, мальчик вдруг начинает осознавать, что есть другая жизнь, совершенно непохожая на ту, к которой он привык. Есть бедные и богатые, счастливые и не очень. Есть другая, непонятная ему жизнь других детей. Ему очень интересно, как их учат, наказывают, позволяют играть. Этого Николенька ещё не знал, и ему было интересно.
Домашнее задание.
Индивидуальные задания: Прочитать главы 4-10; 11-17; 18-27.
Уметь пересказать понравившийся эпизод.
.