Программа художественной самодеятельности МКОУ СОШ №2 с.п. Кахун
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель Директор
_________/ ____________/ руководителя по УР МКОУ СОШ №2
МКОУ СОШ № 2 _________/___________/
Протокол № ____от __________/_____________/
«____»___________201_ г. Приказ № ______ от
«____»__________201_ г. «____»__________201_
Программа
художественной самодеятельности
(обновленная)
«Веселые нотки»
на базе кружка «Растим патриотов России»
блок: «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? »
Срок реализации 3 года
Разработчик: Езиева Фатимат Алиевна
учитель истории и обществознания МКОУ СОШ 32 с.п. Кахун
С.п. Кахун, 2013г
Пояснительная записка.
Программа художественной самодеятельности «Веселые нотки» реализует широкий сектор общекультурное (художественно-эстетическое) направление школьного дополнительного образования.
Реализация программы с помощью выразительных средств, таких как мимика, жест, пластика, походка, пение, чтение наизусть и др. не только знакомит с содержанием определённых литературных и музыкальных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события. Художественная самодеятельность способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического и др.) в жизни школьников. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона, повышению культуры поведения.
Особенности художественной самодеятельности – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании школьников, так и в организации их досуга. Концерты художественно самодеятельности – сочетание многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в коллективе совмещают занятия танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Данная программа так же предусматривает реализацию блока «Кто сказал, что нужно бросить песни войне?»
Художественная самодеятельность своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способна помочь школьнику развить патриотические чувства. Для этого предусматривается ряд конкретных задач, в частности:
Знакомство учащихся с историями создания военных песен;
Анализ военно-патриотических песен;
Знакомство с авторами и композиторами военных лет;
Разучивание патриотических песен;
Сценическая постановка каждой песни;
Театральное представление и многое другое.
Программа ориентирована на развитие патриотической воспитанности ребенка, на знакомство с патриотами своей Малой и Большой Родины, с выдающимися людьми вершившие судьбу России, Кабарды и Балкарии.
Актуальность.
В основе программы лежит идея использования военно-патриотических песен, как один из факторов воспитания любви к своей Родине.
Новизна образовательной программы состоит в том, что патриотическое воспитание осуществляется посредством песен: военных и патриотических. Воспитание осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний об историях появления военных , Отечественных, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных устойчивых качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей в целом.
Структура программы.
В программе выделено два типа задач.
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами художественной самодеятельности.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с воспитание патриотических чувств, артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в выступлениях.
Целью программы является обеспечение патриотического, эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к совей Родине.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
Знакомство детей с различными видами патриотических песен и сценического искусства.
Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Развитие любви к национальной культуре;
Воплощения гордости за свою страну и свой народ;
Развитие эстетического вкуса.
Воспитание творческой активности школьника, ценящего в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов, на 3 год обучения.
На реализацию данной программы отводится 35 часов (1 час в неделю).
Большая часть содержания планирования направлена на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ концертов, подготовка костюмов и т.д. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотров электронных презентаций и видеофильмов, заучивание текстов. Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивного отношения к жизни и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеофильмы, аудиодиски и т.д.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Особенности реализации программы.
Программа включает следующие виды деятельности:
Вокал.
Культура и техника речи.
Ритмопластика.
Основы сценической культуры.
Работа над концертом.
Показ концерта.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии художественной самодеятельности, цикл познавательных бесед об истории различных праздников, юбилейных дат, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий – групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, вокала и др.
Основными формами проведения занятий являются:
Беседы.
Просмотр документальных и художественных фильмов о Родине.
Разучивание патриотических песен, стихов, танцев и т.д.
Литературно-музыкальные военные композиции.
Праздничные концерты приуроченные к государственным праздникам.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята могут постичь увлекательную науку сценического искусства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажей, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся пению, выразительному чтению текста, танцам и т.д. Они превносят элементы своих идей, свои представления в сценарий.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением концерта, над декорациями и костюмами, воспроизведение военных событий, сопровождающие соответствующим музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о сценическом творчестве знакомят ребят в доступной форме с историями создания военных песен, с переживаем героев, особенностями художественной самодеятельности; раскрывают патриотическо-воспитательную роль данного направления. Все это направлено на развитие самоотверженной любви к Родине.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – репетиции;
итоговый – открытые выступления перед зрителями.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях на различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты работы по данной программе дополнительного образования можно оценить по трем уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником историко- культурных, национальных знаний):Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актерских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-эстетический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих;
целостность взгляда на мир средствами литературных, музыкальных и танцевальных произведений;
патриотические, этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений сценического искусства;
осознание значимости занятий художественной самодеятельностью для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/ неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня все получится», «Я еще многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
основам вокального мастерства;
основам танцевального искусства;
основам актерского мастерства;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение и др.).
Содержание программы.
Тема занятия
1 раздел. Вводное занятие.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2 раздел. Разучивание военной песни «Священная война», 1941 год
Знакомство с историей создания, первая песня, написанная в годы Великой Отечественной войны. Патриотическая композиция - настоящий гимн советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева - Кумача «Священная война» . Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и , потрясенный увиденным ,он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки , композитор Александр Васильевич Александров сочинил музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами , на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Алексадрова. Отсюда, за считанные дни , зовущая к подвигам песня распространилась по всему.
В ЗЕМЛЯНКЕ
муз. К.Листова сл. А.Суркова
Эта песня сразу же, безоговорочно была принята и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, появилось в общем-то случайно, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное и ушел.
Через неделю он вновь появился в редакции, попросил гитару и запел:
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание.
Песня «пошла» по всем фронтам от Севастополя до Ленинграда. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно, она «пошла»... О том, что с ней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».
Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность.
Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.
КАТЮША
муз. М.И.Блантера сл. М.В.Исаковского
Как же родилась «Катюша»? Вначале М.В.Исаковским были написаны стихи всего несколько строк. «Я не знал, говорил потом поэт, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера.
«Я начал одну песню», сказал мне Михаил Васильевич и показал четверостишие, вспоминает Блантер. Это было удивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквально не находил себе места «Катюша» без остатка заняла мое воображение. Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке. Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным.
И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет."Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, говорил Исаковский. По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне”.
Так в советскую песенную лирику вошла новая тема тема любви девушки и воина, защитника Родины. Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание.
И вдруг появилась «Катюша». В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем. что ее любимый «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:
Шли бои на море и на суше,Грохотали выстрелы кругом-Распевала песенки «катюша»Под Калугой, Тулой и Орлом.
Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.
ТЕМНАЯ НОЧЬ
муз. Н.Богословского сл. В.Агатова
Картина «Два бойца» снималась в сорок втором в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссер Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт Владимир Агатов.
Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рожденную песню.
С этого утра началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь...» И над детскими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких, затемненных городах эта песня очень помогала ждать.
А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Америке очень любят...»
Пожалуй, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только еще одна маленькая подробность. Вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую брак. Оказалось, что испорчена матрица: техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ее слезами...
ОГОНЕК
Музыка неизвестного автора сл. М.Исаковского
Точкой отсчета в биографии песни можно считать, пожалуй, 19 апреля 1943 года день, когда газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Исаковского «Огонек» с подзаголовком «Песня», но без нот и какой-либо ссылки на то, что к нему написана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал, что песней эти его стихи обязательно станут. Такое случалось уже не однажды. Стихи Исаковского были сами по себе столь напевны, что стоило появиться им на газетной или журнальной странице, как тут же начиналось негласное соревнование между композиторами: кто из них лучше, ярче, доходчивей выразит в музыке мысль, идею поэта?
К «Огоньку» музыку стали сочинять и подбирать повсюду и все профессиональные композиторы и самодеятельные, дирижеры, музыканты, певцы. Известны публикации мелодических версий «Огонька», принадлежавших М. Блантеру, А. Митюшину, Н. Макаровой, Л. Шварцу, а из самодеятельных композиторов Н. Чугунову, В. Никитенко. Все они исполнялись в концертах на фронте и в тылу, а некоторые звучали по радио и даже были записаны на грампластинку (как это случилось, к примеру, в годы войны с музыкой М. Блантера). Однако ничего общего с той мелодией, которая была подхвачена в народе, ни одна из них не имеет.
Повсеместно запели именно тот «Огонек», который все мы знаем и сейчас. Кто же автор этой мелодии? А главное каким образом она так быстро, можно сказать, мгновенно распространилась в военные годы и прочно закрепилась в народной памяти? На эти вопросы ни одному из исследователей, занимающихся песенным творчеством периода Великой Отечественной войны, не удалось пока дать аргументированный ответ. Никто не отыскал публикаций или хотя бы рукописей «Огонька», относящихся к военному времени.
Впервые с той мелодией, которая всем нам хорошо известна, песня была записана на грампластинку и прозвучала по Всесоюзному радио уже после войны, в 1947 году, в исполнении замечательного певца и талантливого пропагандиста советской песни Владимира Нечаева. Он спел «Огонек» с эстрадным оркестром Радиокомитета под управлением Виктора Кнушевицкого. По всей вероятности, именно Кнушевицкий и осуществил первую музыкальную редакцию, запись и аранжировку того напева, который бытовал в устной традиции, передавался из уст в уста, с живого голоса на живой (а не с кассеты на кассету, как в наши дни).
На этикетке пластинки было указано, что слова песни М. Исаковского, а музыка народная. То же самое говорилось и в передачах радио, когда она звучала. С тех пор разгорелись споры вокруг авторства мелодии «Огонька», которые не затихают по сей день.
«...Начиная примерно с 1945 года и до сих пор, - писал по этому поводу Михаил Васильевич Исаковский в апреле 1968 года, - очень многие люди пытаются доказать, что песню (музыку) написали они, то есть, вернее, каждый пытается доказать, что это его музыка. Одним словом, авторов музыки «Огонька» было великое множество. Союз композиторов создал специальную комиссию, чтобы выяснить, кто же автор «Огонька». Было рассмотрено множество материалов, проверена каждая нота, каждая музыкальная «закорючка». В конце концов комиссия установила, что стихи «Огонька», напечатанные в «Правде», напоминают даже мотив польской песенки «Стелла», что ни один из претендентов не мог написать музыку.
СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС
муз. М Фрадкина сл. Е.Долматовского
Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Эта композиция должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится. Интересно, что в первоначальном варианте песни были такие слова: Ночь коротка, Спят облака, И лежит у меня на погоне Незнакомая ваша рука. Говорят, когда И. В. Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название «Офицерский вальс»: «офицер должен не танцевать, а воевать». Вот таким образом песня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони».
СМУГЛЯНКА
муз. А.Новикова сл. Я. Шведова
Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, говорили Новикову.
Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай.
Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, вспоминал Новиков, и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту. «Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня современная.
НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
Муз. В.Баснера сл. М.Матусовского
События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м. Сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас серьезной преградой на пути наших войск, освобождавших родную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь.
Бойцы, отбивавшие одну атаку врага за другой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того, чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решил отвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялся он во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев.
Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать двадцать. Казалось, он шел очень долго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперед.
«Впервые об этом сражении я услышал от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-го Белорусского фронта, - вспоминает поэт М. Л. Матусовский. Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и с героями, оставшимися в живых. А припомнилось мне все это снова, когда в начале 60-х годов режиссер Владимир Басов пригласил меня и композитора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил нас написать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух главных героев картины. Песню, не поражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!..» Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак. После нескольких забракованных вариантов, мелодия совершенно неожиданно родилась в вагоне дневного поезда по дороге домой. Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страны в 1964 году. Пел песню за кадром артист Лев Барашков.
Но после фильма ее пели повсюду уже многие замечательные певцы. И пожалуй, самым лучшим и непревзойденным ее исполнителем был народный артист Советского Союза Юрий Гуляев.
Теперь, когда слышишь эту песню, даже не верится, что она сложена в послевоенную пору. Так и кажется, что она оттуда из войны.
Выяснилось, что после боя за высоту в живых осталось лишь двое Один из них Герасим Ильич Лапин был оглушен и контужен в том бою. Засыпанный землей от разрыва снаряда, он пролежал под кустом до наступления темноты, а потом ползком добрался к своим Другой защитник высоты Константин Николаевич Власов был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отрядеОба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружен памятник. Рядом с ним землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни. Ближе к дороге музей. Идущие мимо машины притормаживают и дают продолжительные гудки «Я тоже не однажды бывал в этом музее. Внутри огромного холма землянка в три наката, пишет М. Л. Матусовский, Заходишь вовнутрь, и у вас возникает ощущение, что бойцы только покинули ее. Нарубили лапник повесили шинели и каски. В углу стоит телефонный аппарат. А на деревянной стене в металле вычеканены строки из нашей песни:
Мы не забудем, не забудемАтаки яростные те У незнакомого поселкаНа безымянной высоте
И когда там, на безымянной, звучала эта песня, я испытывал огромное волнение. Когда мы с композитором ее писали, нам не представлялось, что песня наша найдет такой отклик в душах людей и ветеранов, и молодых»
НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА
муз. и сл. Б. Окуджавы
Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущается в атмосфере действия, происходящего на экране. Прост сюжет фильма. Четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу на похоронах своего бывшего однополчанина. И оказывается, что они верны ему по-прежнему, готовы прийти на помощь друг другу, постоять за правду. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверка главных героев, роли которых исполняют известные актеры Алексей Глазырин, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Евгений Леонов, приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища, припомнив былые бои, просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого батальона».
Самой этой батальонной песни поначалу не было была только ремарка в сценарии о необходимости и желательности таковой. Песню все никак не могли подобрать. И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве, автору многих замечательных песен, в том числе и о войне. Но он поначалу отказывался.
Не пишу я сейчас песен. Перешел на прозу. Работы уйма. Найдите кого-нибудь другогоСопротивлялся он долго. И тогда решили показать ему отснятый к тому времени материал. Когда зажегся свет, вижу: глаза у него горят, взволнован. Очень ему это понравилось. Так что вдохновило его на песню только то, что увидено было им на экране. В скором времени Окуджава принес готовую песню. Послушать ее собралась вся киногруппа. «Я, признаться, растерялся, рассказывает об этом памятном для него прослушивании поэт. Предупредил, что не предлагаю свою мелодию, пусть они судят только о стихах. И неуверенным, каким-то диким от волнения голосом начал петь Сначала песня не произвела впечатления ни на режиссера, ни на киногруппу, но я чувствовал: что-то в ней есть. Просто мешало мое неумение исполнять, да еще, не умея играть, я вздумал аккомпанировать себе на пианино в присутствии композитора Шнитке, писавшего музыку к «Белорусскому вокзалу», и делать это при нем было особенно трудно. Но вдруг именно он, один-единственный, сказал: «Послушайте, а ведь это же очень интересно». И тут же воспроизвел песню сам, и мы начали петь дуэтом. И тогда запела вся группаВ фильме она исполнена именно так, как и должна была прозвучать: без особенного умения, на нерве»
МОСКВИЧИ
(СЕРЕЖКА С МАЛОЙ БРОННОЙ)
муз. А.Эшпая сл. Е.Винокурова
Вот что рассказывал о возникновении замысла и рождения песни на эти стихи, автор музыки «Москвичей», народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской премии, композитор Андрей Эшпай:
«История этой песни, и в самом деле, не совсем обычная. Должен сказать, что я сначала, как правило, сочиняю музыку, а потом уже работаю с поэтом. А тут получилось так, что однажды ко мне пришел Марк Бернес и принес стихотворение, напечатанное в «Новом мире». Было это в 1955 году. Я жил тогда на Большой Бронной, в полуподвале. Поставил журнал на пюпитр инструмента, за которым я работал, раскрыл на нужной странице и сказал: «Прочти эти стихи. Они для тебя. Нужна музыка!»
Надо сказать, что для всех нас Бернес был легендарной личностью. Но он был не только прекрасным актером и певцом, а еще и обладал поразительным умением «угадывать» в стихотворных строчках будущую песню.
Стихи меня потрясли. Они были просто снайперски из моей биографии. Я ушел на фронт с Бронной, правда, не с Малой, а с Большой. Но ведь эти улицы рядом. На войну еще раньше ушел и мой старший брат, Валя. Он погиб в самом ее начале. А мама все ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель до последних дней. Ложилась спать всегда очень поздно. И вот этот «свет лампы воспаленной» в стихах Винокурова очень точные слова. В них я увидел свою маму, ожидающую и перечитывающую мои и братовы письма с фронта. Я до сих пор вспоминаю маму именно в этом куплете.
Все так сходилось, что, буквально, при нем, при Бернесе, я сыграл песню так, как это потом и осталось. Во всяком случае, основная интонация в его присутствии была найдена. По-моему, Винокурову даже больше пришлось над этой песней работать«
Композитор совершенно прав. Когда музыка к стихам была написана, стало совершенно ясно: необходимо внести в них изменения, чтобы они обрели, в конечном счете, песенную форму. Эшпай и Бернес познакомились с Винокуровым. Оказалось, что он тоже фронтовик. Семнадцатилетним парнишкой, когда учился еще в 9-м классе одной из московских школ, ушел на войну добровольцем, командовал артиллерийским взводом.
«Прототипов в полном смысле этого слова у героев моего стихотворения, а потом и песни, не было, говорил впоследствии поэт, когда его спрашивали о том, существовали ли на самом деле Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой. Но, когда я его писал, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие войной покалечены»
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
муз. Д.Тухманова сл. В.Харитонова
Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.
Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема занятия
Кол.ч.
I четверть
1
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
муз. А.В.Александрова сл. В.И.Лебедева-Кумача
3
2
В ЗЕМЛЯНКЕ
муз. К.Листова сл. А.Суркова
3
3
КАТЮША
муз. М.И.Блантера сл. М.В.Исаковского
3
4
ТЕМНАЯ НОЧЬ
муз. Н.Богословского сл. В.Агатова
3
5
ОГОНЕК
Музыка неизвестного автора сл. М.Исаковского
3
6
СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС
муз. М Фрадкина сл. Е.Долматовского
3
7
СМУГЛЯНКА
муз. А.Новикова сл. Я. Шведова
3
8
НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
Муз. В.Баснера сл. М.Матусовского
3
9
10
НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА
муз. и сл. Б. Окуджавы
3
11
МОСКВИЧИ
(СЕРЕЖКА С МАЛОЙ БРОННОЙ)
муз. А.Эшпая сл. Е.Винокурова
3
12
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
муз. Д.Тухманова сл. В.Харитонова
3
13
Резерв
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Музыкальный центр
Музыкальная фонотека.
CD и MP 3 диски.
DVD диски.
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием образов.
Сценарии, пьесы, книги.
Учебно-методическое образовательного процесса.
Для учителя:
Борунова С.Н. Орфоэпический словарь русского языка. – М., 1987.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М., 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М, 2010.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. – М., 2011.
Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. – М., 2007.
Смолина Е. Пока горит свеча: Нестандартные праздники, литературные гостиные, театрализованные представления в школе. – М., 2006.
Для учащихся:
Бирюков Ю.Е., Всегда на страже: Рассказы о песнях: Книга для учащихся 5-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1988. – 283 с.
Песни, опаленные войной: Сборник песен. Составитель Ю.Е. Бирюков. - М.: Военное издательство, 1984. – 235 с.
Рождественский Р. Разговор пойдет о песне. М.: Советская Россия, 1979. – 128 с.
Советские композиторы – фронту. Составитель Г.А. Поляновский. – М.: Советский композитор, 1989. – 86 с.
Строки, добытые в боях: Поэзия военного поколения. Составитель Л. И. Лазарев. – М.: Детская литература, 1973. – 302 с.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
kino-teatr.info, gosmsinfo.ru, sms.dm-rus.ru, newstube.ru, orshanka.by, likrus.ru (фото в Приложениях).
15