Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Правильное питание»
Беседа. Викторина «Здоровый образ жизни. Правильное питание»
Предмет Группа продленного дня
Класс 1-4 класс
Название темы «Здоровый образ жизни. Правильное питание»
Тип занятия Комбинированное занятие
Цель Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни, правильном питании
-Закрепление знаний школьников о полезных продуктах и витаминах
Задачи Образовательная:
- Обобщить знания учащихся о здоровом образе жизни
- Познакомить учащихся с правилами правильного питания, с полезными продуктами
Развивающая:
- Развивать стремление ребенка сохранять своё здоровье
- Развивать кругозор и словарный запас
Вопитательная:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью,
- Воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки
Оборудование Компьютер, проектор, магнитофон, интерактивная доска
Раздаточный материал 1. Карточки со словами для составления поговорок, пословиц
2. Карточки с буквами, для составления ответов на загадки
3. Карточки с вопросами для болельщиков
4. Карточка для жюри
Ожидаемые результаты -Формирование здорового образа жизни
-Осознанное отношение детей к состоянию здоровья как -основному фактору успеха на последующих этапах жизни
-Правильное отношение к организации питания
-Укрепление здоровья учащихся
Содержание 1. Вступительное слово ведущего – сообщение цели и плана беседы. Разделение на команды.
2. Разминка
3. Рассказ ведущего о правильном питании, о полезных и вредных продуктах.
4. 1-ый тур соревнования- «собери слово, недостающее в пословице», «составь правило питания»
5. 2-ой тур – загадки
6. Задание капитанам команд.
7. Рассказ ведущего о витаминах.
8. 3-ий тур - литературный
9. Закрепление материала беседы. Игра с командами и зрителями «Полезные и вредные продукты». «Вопрос- ответ» Советы по питанию.
10. Подведение итогов.
Литература 1. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» Москва «ВАКО» 2011
2. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 10.2011
3. Роберт Ротенберг «Расти здоровым» Москва «Физкультура и спорт»1992
4. Газета «ПедСовет» №2 февраль 2009, 31 январь 2009
5. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. медицина под общ. редакцией О.Г Хини Издательство АСТ-ЛТД 1998
Ход мероприятия
1. Вступительное слово ведущего – сообщение цели и плана беседы. разделение на команды, выбор жюри.
Ведущий: Сегодня мы продолжим путешествие по стране здоровья, немного поиграем и для этого нам надо будет разделится на 2 команды. И выбрать жюри, ведь сегодня у нас беседа-соревнование.
В жюри входит: 2 болельщика и 2 воспитателя
Давайте все вспомним, что же входит в понятие здоровый образ жизни.
Ребята все вместе отвечают:
-Отказ от вредных привычек
- занятие физкультурой
-закаливание
-выполнение правил личной гигиены
-правильное питание
-соблюдение режима дня
И сегодня остановимся на вопросе о правильном питании.
2. Разминка
Ведущий: Перед тем как начнется наша беседа и викторина, давайте посмотрим что вы знаете о здоровом питание.
1. Давайте вспомним пословицы, посвященные питанию
«Аппетит приходит во время еды»
«Когда я ем, я глух и нем.»
«Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной»
«Много есть – не велика честь»
За правильный ответ командам начисляется по 1 очку.
2. И еще одно задание для разминки – загадки (за правильный ответ- 1 очко)
Загадки отражаются на экране.
1. Плоды финиковой пальмы (финики)
2. Сушеная слива (чернослив)
3. Сушеный абрикос без косточки( курага)
4. Сушеный виноград (изюм)
3. Рассказ ведущего о правильном питании, о полезных и вредных продуктах.
Ведущий:
Пока наше жюри подсчитывает очки немного поговорим о нашем питание.Не все продукты, которые мы едим полезны, есть и вредные.
В рацион питание должны входить продукты, содержащие - белки, жиры, углеводы и витамины, только если еда сбалансирована, человек будет здоровым и активным.
Белки (12%) это строительный материал для клеток. Необходим для роста, развития и обмена веществ в организме, делают организм более сильным Недостаток приведет к заболеваниям: малокровие, задержка роста, инфекции. Избыток приводит к перегрузке печени, почек.
Получаем из: хлеба, каши, гороха, мяса, рыбы, творога, молока, сыра, яиц Углеводы это топливо для клеток, как бензин для машины. Углеводы участвуют в переваривании и усвоении белков, жиров и самих углеводов Это основной источник энергии для подвижных игр, физической и умственной работы, помогают организму не уставать Избыток приводит к нарушению обмена веществ, ожирению. Суточная потребность в 4-5 раз выше потребности в белках и жирах
Содержатся в: фруктах, овощах, злаках, картофеле, молочном сахаре.
Жиры это строительный материал для мозга и нервной системы. Наиболее богаты энергией, улучшают вкус пищи, вызывают чувство сытости. Избыток способствует развитию болезни сердца, ожирению.
Содержатся в: сливочном и растительном масле, сметане, сливках, сырах, яйцах, орехах, семечках.Витамины и микроэлементы «оживляют» белки, жиры и углеводы, обеспечивают их функции. Они помогают организму расти и развиваться Без них белки, жиры и углеводы балласт.
Какие витамины вы знаете?
Разговор о витаминах у нас еще впереди.
4. «Собери слово, недостающее в пословице», «составь правило питания»
Ведущий: А сейчас давайте продолжим наши соревнования. И у нас следующие задания.
1. Какое слово пропущено в поговорке? (слово необходимо сложить из букв на карточках. Командам выдаются карточки с буквами. На доске отражается задание, а затем ответ на него
1. «Деньги потерял – ничего не потерял,
время потерял – много потерял,
…….. потерял – всё потерял» (здоровье)
2. Из предложенных слов составьте правило, которого надо всегда придерживаться, чтобы быть здоровым: Командам выдаются карточки со словами. Ответ можно будет увидеть на доске.
«Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть»
3. Составьте поговорку. Командам выдаются карточки со словами. Ответ можно будет увидеть на доске.
«В здоровом теле – здоровый дух»
«Здоровье дороже золота»
За правильный ответ- одно очко
5. Загадки
Ведущий Следующий тур- это загадки.
Командам выдаются карточки с буквами.
Призовой балл получает команда, давшая первой правильный ответ, сложив его из предложенных букв. Для наглядности загадка отражается на экране, там же после ответа команд, можно увидеть правильный ответ.
1. Загадки о овощах и фруктах
Что за плод американский
К нам приехал в Магадан
На макушке его бантик,
В клеточку его кафтан (ананас)
2. Он и сочен и душист,
А снаружи золотист.
К нам приехал этот фрукт
Из далекой Африки (апельсин)
3. Этот плод сладкий, хорош и пригож,
На толстую бабу по форме похож (груша)
4. Без него нам скучно всем
в новогодний праздник.
Он китайский господин,
Сочный сладкий-сладкий. (мандарин)
5. Я пузатый желтый фрукт:
Кислый, но полезный.
Если горло заболит,
Прогоню хандру я вмиг. (лимон)
6. Золотистый и полезный,
Витаминный, хоть и резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… не лимон ( лук)
7. Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-желтая на цвет,
А коса-то как букет. (морковь)
8. В огороде жёлтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нем семена. (тыква)
9. У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зернышек. (подсолнух)
10. В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных. ( кукуруза)
11. Он кусает, только вот
Есть зубок. Но где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это, скажи, дружок? (чеснок)
12. Неказиста, шишковата,
Но придет на стол она –
Скажут весело ребята:
«Ну рассыпчата, вкусна!» (картошка)
За каждый правильный ответ командам присуждается один балл
6. Задание капитанам команд.
Ведущий:
Конкурс капитанов и их помощников:
Вопрос: Можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас есть свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника. Если «Да», предложите, пожалуйста, меню. За данный конкурс максимальная оценка 3 балла.
7. Рассказ ведущего о витаминах.
Ведущий:
А пока жюри подсчитывает очки, мы продолжим путешествие и поговорим о витаминах. Информация отражается на экране.
Витамин А
Содержится в молоке, зелени, печени, рыбе, кисломолочные продукты, морковь, икра
Необходим для клеток кожи и глазных оболочек. При его недостатке снижается зрение
Витамины группы В
Содержится: дрожжах, картофеле, яйцах, молоке, печени, рыбе, твороге.
Роль: Влияет на обмен веществ, стимулирует рост, необходим для нормальной работы нервов, для правильного усвоения белков, жиров, для выработке клеток крови. При его нехватке образуются трещины, язвочки в уголках рта, шелушится кожа
Витамин С
Содержится: апельсине. лимоне, грейпфрукте, помидорах, ягодах, плодах шиповника, капусте. укропе.
Роль: Важен для нормальной работы кровеносных сосудов, для заживления ран, для поддержания иммунитета. При его недостатки начинается такое заболевание как цинка - разрушение зубов, организм перестает сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям, снижается иммунитет.
Витамин Д
Содержится: печени, рыбе – лососе, палтусе, тунце, (рыбий жир), молоке, жирном сыре. Этот витамин встречается летом под солнышком.
Роль: Влияет на правильное формирование и состояние костей, важен для усвоения кальция и фосфора. При недостатке этого витамина развивается рахит, происходит замедление роста. Витамин Д образуется в коже под воздействием солнечных лучей. Для предотвращения рахита детям дают рыбий жир или рыбу в масле.
Ведущий:
Слово предоставляется
Жюри оглашает количество очков у команд после 2 тура заданий.
Ведущий: Давайте проверим как там справились со своей задачей наши капитаны. Капитаны предлагают свое меню.
3-ий тур - литературный
Тур заключительный. Команды самостоятельно выбирает категорию вопроса. Первый выбор предоставляется лидирующей команде. Категория вопросов и сами вопросы отражаются на экране слайд 32-38, затем там же можно увидеть правильный ответ.
Название категории Вопрос ответ
Снотворный эффект Этот герой заснул после прогулки по красивому цветочному полю Элли, ТотошкаВитамины Самое «витаминное» произведение «приключение Чиполлино»
Опасное угощение С помощью этого плода героиня сказки была отравлена, хотя без яда этот плод очень полезный и содержит много железа. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Мучные изделия Героем этой сказки является изделие из муки, который очень любил путешествовать «Колобок»
Последствие неуемного аппетита Герой этого произведения не мог уйти домой из-за проблемы выхода из помещения «Вини-Пух»
Необычное применение продуктов питания В этой сказке невесту для принца нашли с помощью овоща. «Принцесса на горошине»
9. Закрепление материала беседы. Рефлексия Игра с командами и зрителями «Полезные и вредные продукты». «Вопрос- ответ» Советы по питанию.
Ведущий: Пока жюри посчитывает количество очков давайте посмотрим, что вы усвоили из нашего путешествия. И болельщики помогут своим командам, может быть получить еще пару очков.
Поиграет все вместе, уже не по командам и к нам помогут присоединяться болельщики. А игра следующая:
Я буду называть продукт- если он полезный- вы хлопаете в ладоши, если вредный- топаете ногами.
рыба
торты
геркулес
морковь
пепси
капуста
чипсы
яблоки
орехи
шоколадные конфеты
Конкурс болельщиков
Ведущий: И теперь вклад болельщиков в игру команды. Я задаю вопросы, отвечают болельщики команд по очереди, за правильный ответ 1 очко.
Вопросы напечатаны на карточках, болельщики самостоятельно вытягивают карточки с вопросами.
1. Какой витамин получает человек, загорая на солнышке? (витамин Д)
2. Какой компонент пищи служит строительным материалом для клеток? (белок)
3. Чем можно заменить сахар при приеме пищи? (медом)
4. Самая любимая еда Карлсона? (варенье)
Советы по питанию.
Хорошо, надеюсь, вы все запомнили, но вот еще несколько фактов:
В картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.
Питаться надо правильно и в меру, иногда, можно себе позволить съесть «неправильную» пищу, но она не должна присутствовать в вашем рационе постоянно.
Пирамида питания представляет собой группы пищевых продуктов и рекомендованную частоту их потребления в течение недели. Основание пирамиды составляют продукты, которые следует употреблять в пищу чаще в течение недели .В более высоких частях пирамиды находятся продукты, которые следует употреблять в пищу реже в течение недели. Чем выше, тем рекомендуемая частота потребления уменьшается.
В основании пирамиды находятся продукты, состоящие из злаков. Выше в пирамиде находятся фрукты и овощи. Далее- продукты содержащие белок. На вершине пирамиды питания находятся продукты употребление которых нужно избегать.
10. Подведение итогов.
Жюри посчитывает и оглашает заключительные результаты команд.
Команда, набравшая наибольшее количество очков становится победителем игры.
Ведущий: Наша беседа-игра подошла к концу, желаю вам здоровья и всегда приятного аппетита.