Статья ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ

С.Н. Ледкова


ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ

Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Каждый учитель ставит перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Известно, что урок является основной формой организации обучения в школе. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей. Этого можно избежать, если использовать на уроках здоровьесберегающие технологии.
В своей работе учитель начальных классов должен придерживаться следующих принципов:
учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;
учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);
соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с ростом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);
введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения.
К их числу относится личностно – ориентированное обучение и метод проектов, которые необходимо использовать в педагогической практике.
Работая над проектом, ученики повышают культуру устной и письменной речи, самостоятельно подбирают информацию, практически используют знания, полученные на уроке. Проектная деятельность стимулирует учеников к высказываниям без боязни ошибиться, дать неправильный ответ. Работа в группе создаёт ситуацию успеха для каждого ученика. Совместное выполнение проектных заданий приводит к созданию доброжелательной атмосферы. Также необходимо использовать нестандартные уроки (уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие). Приемы с элементами соревнования, благотворно влияют на здоровье.
 Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Важно построить так учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «единицы длины», предлагается во время физкультминутки следующее задание: «Я буду говорить предложение, если в нем есть единица измерения длины, то вы приседаете, а если нет, то руки вытягиваете вперед.
За год жемчужина в малюcке вырастает на 5 мм.
Кактус за 2 года вырос на 4см.
Утка делает 9 взмахов крыльями в секунду.
На Земле 5 видов носорогов.
Длина тела мышки – малютки 5см.
Внедрение в учебный процесс элементов здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями и повысить мотивацию к изучению предметов.





















Изображение 166