Конспект урока по истории на тему Внутренняя политика Екатерины II
Урок. Внутренняя политика Екатерины II
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Изучение личность Екатерины II, ознакомление учащихся с ее преобразованиями.
Задачи:
- познакомить учащихся с историческим портретом Екатерины II;
- познакомить с предпосылками, содержанием с общей характеристикой внутренней политики;
- выявить причины противоречивого характера и причины ужесточения внутренней политики Екатерины II;
- определить сущность «просвещенного абсолютизма»;
- проанализировать роль дворянских привилегий;
-продолжить работу по формированию умений работать с учебником, историческими источниками;
- создать условия для развития логического и образного мышления.
Межпредметные связи: Всеобщая история «Французские просветители XVIII века», «Великая французская буржуазная революция»; обществознание «естественное право», «естественный договор», «разделение властей»; литература « А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
Основные понятия: «просвещенный абсолютизм», секуляризация, монополия, межевание.
Даты: 1762 – 1796 гг. – царствование Екатерины II, 1767 г. – созыв Уложенной комиссии, 1775 г. – губернская реформа, 1785 г. – «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам».
Средства обучения: видеофильм, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Историческая пятиминутка. Объясни новые слова: (на доске) (устно).
1) кондиции - (условия)
2) фаворит - (придворный, пользующий благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику).
3) дворцовый переворот (смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков).
III. Изучение нового материала.
План.
1.Дворцовый переворот 1762 года.
2. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
3. «Наказ» Екатерины II. Уложенная комиссия.
4. «Золотой век» российского дворянства.
1.Дворцовый переворот 1762 года.
Елизавета Петровна назначила наследником престола своего племянника Петра III, сына Анны Петровны, герцогини Голштинской. Она вызвала молодого Петра из Голштинии в Россию, где он принял православие. Вскоре затем он вступил в брак с немецкой Ангальт - Цербскою княжною, которая при обращении в православие приняла имя Екатерины Алексеевны.
Просмотр видеофильма о дворцовом перевороте 1762 года.
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей. Екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, «Записок». 2. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
Проблемное задание: «Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь. Он мне в том свидетель. Слава страны – создает мою славу. Я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать». Обсуждение.
Посмотрите на тему урока, что нам сегодня необходимо узнать? Обсуждение.
Запись темы в тетрадь.О чем же говорили и писали великие французские мыслители с которыми вели активную переписку Екатерина II ? Работа с текстом учебника. Обсуждение.
(Французские просветители: критиковали…; выступали…; предлагали…)
Проблемное задание: Поддерживала Екатерина II эти идеи? Обсуждение.
А что такое политика «просвещенного абсолютизма? Найдите термин в учебнике. Прочитайте и запишите определение в тетрадь.
Проблемное задание: Какой видела свою политику Екатерина II? Работа с текстом учебника. Обсуждение.
( продолжение данного вопроса необходимо продолжить в 4 пункте)
3. «Наказ» Екатерины II. Уложенная комиссия.
В Западной Европе также были монархи, которые уже провозгласили в своих странах политику «просвещенного абсолютизма» - Людовик XV, Фридрих Великий. Так общение с философами привело императрицу к пониманию необходимости создания нового свода законов?
Проблемное задание: почему? Обсуждение. ( Российское законодательство было крайне запутанным).
Екатерина II занялась подготовкой нового свода законов. Работая по 15 часов в сутки она составила «Наказ». Давайте прочитаем. В чем заключается основная мысль «Наказа»? Обсуждение.
«Наказ» получил форму пожеланий для тех кто будет разрабатывать новые законы.
Проблемное задание: кому Екатерина II могла доверить разработку законов Российской империи. Обсуждение. (Народу).
Были определены социальные группы, которые должны были отправить своих представителей в Москву со своими наказами.
Таким образом, в 1767 году начала работу комиссия. Запишите этот исторический факт в тетрадь.
Разберите данный вопрос самостоятельно и заполните таблицу в тетради:
Сословие Требование
Проблемное задание: почему работа «Уложенной комиссии» не получилась? Обсуждение.
4. «Золотой век» российского дворянства.
Проблемное задание: какое сословие было приоритетным для власти? Почему? Обсуждение.
Проблемное задание: а как быть с обещанием Екатерины II об отмене крепостного права? Обсуждение?
Необходимо сравнить внутреннюю политику Екатерины II. Для этого вам необходимо составить сравнительную таблицу.
«Просвещенного абсолютизма» Рост привилегий дворянства Преследование недовольныхIV. Объяснение домашнего задания.
1 и 2 колонки вы заполняете самостоятельно, используя текст учебника.
Это будет ваше домашнее задание.
V. Рефлексия.Учащимся необходимо ответить на вопросы и обсудить свои ответы.
Знаю Узнал Хочу узнать
VI. Подведение итогов урока.