Конспект урока истории на тему Внутренняя политика Екатерины II
Тема: Внутренняя политика Екатерины II .
цель:
– усвоение уч-ся характеристики внутренней политики Екатерины II и закономерностей его формирования. - Характеристика личности Екатерины II. Раскрыть ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике.
задачи:
Образовательная – способствовать осмыслению причинно-следственных связей политики Екатерины II и предшествовавших ей правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра 1.
Воспитательная – сформировать у уч-ся восхищение умом и наблюдательностью Екатерины II над природой человеческой, ее просветительской деятельностью, осуждение ее эгоистических начал в характере, направленных на возвышение одних слоев населения и унижение других.
ОБОРУДОВАНИЕ: ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА и ПК
ПОНЯТИЯ: эпоха просвещенного абсолютизма, секуляризация, Уложенная Комиссия.
ТИП УРОКА : комбинированный
ПЛАН УРОКА: Краткое содержание время
1. Проверка дом задания. Тестовые задания 10 мин
2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.
3. Изучение нового материала.
4. Обобщение и систематизация знаний уч-ся.
5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
1.орг.момент.(Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Сегодня прекрасная солнечная погода. Надеюсь она соответствует вашему настроению? На прошлых уроках мы с вами изучали темы «эпоха Петра 1 и эпоха дворцовых переворотов» сейчас мы с вами проверим на сколько хорошо вы усвоили темы. На ваших столах лежат тесты на выполнение тестов 5 минут)
2.УСТНЫЙ ОПРОС. (а сейчас давайте с вами устно проверим ваши знания) Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме Эпоха Петра Великого и дворцовых переворотов.
1. Как были названы первые меры Петра I , направленные на перемены в России?
(СЛАВНЫЕ ДЕЛА ПЕТРА, которые внесли изменения в жизнь русских людей.
– обучение юношей – недорослей и даже зрелых людей умению обходиться в обществе и прочим наукам.
– Указ Петра I 19.12.1699 г о смене летоисчисления
– начало кораблестроения, строительство крепостей, что потребовало специалистов по математике, умевших читать карты, открытие Навигационной школы)
2. Чего хотел добиться Петр I в международной политике? Зачем?
( Петр I стремился сделать Россию мировой державой, которую бы все уважали и боялись.
Стремился для этого создать морской флот, завоевать выход к Балтийскому морю, что ему удалось сделать в результате Северной войны со Швецией.)
3. Как названа в истории России эпоха, сменившая время Петра Великого после его смерти?(эпоха дворцовых переворотов)
1. Екатерина I и Верховный Тайный Совет. 1725 – 1727 г.
2. Петр II, внук Петра I, 1727 – 1730 г.
3.Анна Ивановна,
4. Иван 6 Антонович, 1740 – 1741 г
5. Елизавета Петровна, дочь Петра I . 1741 – 1761
6. Петр 3,1761 – 1762 г.
7. Екатерина II , жена Петра III
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.(Слово учителя: Сообщение темы, проблем изучения.)
Случилось так, что из 75 лет, прошедших со дня смерти Петра1 и до 18 века на русском престоле перебывало семь человек, из них четыре женщины и трое мужчин. так вот на время правления мужчин пришло 8 лет, в то время, как женщины правили 67 лет. Польский историк Казимир Валишевский назвал этот период «царством женщин» а из 67-ми лет «царства женщин» ровно половину 33.5 года заняло правление Екатерины 2.
Наша задача сегодня на уроке- выяснить какую внутреннюю политику проводила Екатерина 2?
-Давайте с вами вспомним как Екатерина 2 пришла к власти?
Екатерина сказала: «Я хотела быть русской, чтобы русские любили меня. Или умру, или буду царствовать.»
-Давайте сейчас выясним в каком состоянии ЕкатеринеII досталась российская империя? Для этого мы с вами объединимся в группы и поработаем с историческим документом (работа с документам №1)
Период правления Екатерины 2 историки называют «просвещенным абсолютизмом».
- давайте сейчас с вами откроем тетради и запишем это понятие в тетрадь.
(Просвещённый абсолютизм политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рядом европейских [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], принявших идеи философии XVIII века.)
Суть политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении сохранить существующий строй путем укрепления позиций дворянства, используя либеральные методы управления государством в соответствии с прогрессивными идеями эпохи. Екатерина 2 стремилась выглядеть для всей Европы мудрым справедливым просвещенным монархом.
Ради этого она переписывалась с просветителями Европы 18 века- Вольтером, Дидро и д.р.
Правовое обеспечение политики «пр.абсолютизма» содержится в «Наказе», который написала сама императрица. Это достаточно объемный труд. Главный вывод «наказа» заключался в том, что законы должны соответствовать естественному положению народа, для которого они написаны, а Россия должна управляться только самодержавным государем.
Самые важные события её правления были:
1.секуляризация земли(обращение государством церковной собственности в светскую)
2.уложенная комиссия(всесословное совещательное учреждение 18 века)
Властная и энергичная императрица сосредоточила в своих руках все нити управления страной. Роль Сената была сведена на нет. Практически непосредственно ей подчинялись коллегии и местные правители. Все важные вопросы внутренней и внешней политики решались по её повелению.
При их обсуждении Екатерина 2 приглашала на совет, лишь узкую группу особо доверенных лиц. В большинстве случаев это были умные, образованные и деятельные сановники. Отличаясь любвеобильностью, Екатерина до глубокой старости держала при себе меняющихся Фаворитов. Но лишь один из них- Г.А.Потемкин, талантливый и своенравный деятель, оказал серьезное влияние на решение императрицы. Впрочем даже в период наивысшего расцвета могущества Потемкина решающее слово было за Екатериной. Таким образом, самодержавие снова было доведено до высшей точки.
ФИЗМИНУТКА(а сейчас, давайте мы с вами проведем физ.минутку. давайте встанем поднимем руки, опустим, глубоко вдохнем и выдохнем)
Сейчас мы с вами займемся исследовательской деятельностью.(групповая форма работы)
Перед вами исторические документы и указы Екатерины Великой. Проанализируйте их, раскройте суть внутренней политики Екатерины.
-Указ 11 января 1765 года о предоставлении помещикам права отдавать крестьян в каторжную работу
-секуляризация церковно-монастырского землевладения.26 февраля 1764год.
-из жалованной грамоты дворятству.1785год.
-из жалованной грамоты городам.1785 года.
Т.О. какой вывод о внутренней политики мы с вами можем сделать?
( Вывод: (делается сильными учениками)т.о. внутренняя политика Екатерины 2, проводимая в интересах помещиков – социальной опоры самодержавия, не могла не вызывать недовольства бедных слоев населения.)
---действительно внутренняя политика Екатерины II проводилась в интересах дворян, а бедные слои населения бели недовольны. Впоследствии все это привело к восстаниям одним из самых ярких это восстание Пугачева о котором мы будем говорить на следующем уроке.
4. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧ–СЯ
Обобщающая беседа:
а) Какие есть основания назвать время Екатерины II золотым веком дворянства.(дворянство самое привелегировонное сословие)
б) Какую роль сыграла личность Екатерины II в истории России?
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
-Девочки понравился вам урок?
-Что вам особенно запомнилось на уроке?
Дом.Задание: Вопросы и задания к п. 47.
Творческое минисочинение “роль Екатерины II в истории России”
Доклад на тему: восстание Е.Пугачева.
15