Урок истории в 7 классе на тему Внутренняя политика Екатерины II


ФИО Рогалева Надежда Владимировна
Место работы МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа им. Е.М. Ставцева»
Должность учитель истории
Предмет история
Класс 7
Базовый учебник Е.В. Пчелов «История России. XVII – XVIII века» 7 класс: Учебник для 7 класса основной школы.- 9-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
Тема урока: «Внутренняя политика Екатерины II»
Цели:
Образовательная: создать условия для формирования у обучающихся представлений о внутренней политике Екатерины II.
Развивающая: продолжить развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы
Воспитательная: продолжить формирование интереса к отечественной истории.
Задачи урока:
проследить изменения, произошедшие во внутренней политике при Екатерины II ;подвести обучающихся к пониманию того, что екатерининские указы 70-80-х годов XVIII века были направлены на укрепление основ государственности, расширение прав российского дворянства;
сформировать представление о «просвещенном абсолютизме»;
продолжить формирование основных умений: анализировать исторические документы, самостоятельно работать с текстом учебника и источниками, отбирать материал и делать обобщение, выделять существенное, работать с исторической картой и формулировать выводы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок – практикум
Методы и приемы: исследовательский метод (самостоятельный поиск обучающимися ответов на проблемные вопросы), приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (кластер, заполнение сюжетной таблицы, синквейн, сочинение от имени исторического лица).
Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник Е.В. Пчелов «История России. XVII – XVIII века» 7 класс, параграфы 35, карта, компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, источники, карточки с индивидуальными заданиями, индивидуальный материал
Основные понятия: губерния, уезд., губернатор, наместничество, дворянский предводитель, капитан – исправник, жалованная грамота дворянству, жалованная грамота городам, просвещенный абсолютизм, секуляризация, общие городские думы, шестигласная дума гласные, золотой век дворянства.Межпредметные и внутрикурсовые связи:
История России: «Восстание Степана Разина», «Реформы Петра I», «Внутренняя политика Петра III».
Новая история: «Новые идейно-политические течения и традиции в XVIII веке».
Литература: А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
Желаю только добра стране, куда Бог меня привел
Слава страны составляет мою собственную –
вот мой принцип; была бы я очень счастлива,
если б мои идеи могли этому способствовать.
Императрица Екатерина II
Этап урока Деятельность педагога Деятельность обучающихсяСтадия «Вызов»
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Повторение ранее пройденного, подготовка к изучению нового
- Ребята я загадала понятие, изученное нами на прошлых уроках. Ваша задача его отгадать. Вы имеете право задавать вопросы так, чтобы я могла ответить на них «да» или «нет». Количество вопросов ограничено десятью. Итак, о чем вы хотите меня спросить?- А что мы знаем об эпохе Дворцовых переворотов? Давайте вспомним хронологические рамки и выстроим последовательность правлений. К доске пойдут двое желающих построить график… - Пока ребята строят график, проведем аукцион имен эпохи «дворцовых переворотов». Вы должны написать как можно больше имен связанных с этим периодом в истории России. - Итак у доски закончена работа давайте проверим, все ли верно. - Скажите, когда закончилась эпоха «дворцовых переворотов» кто пришел к власти? Ее называли Великой, она управляла страной 34 года – целая эпоха. Имела ли она законные права на престол?- Как подобный приход к власти мог повлиять на политику Екатерины II ?Обращение к эпиграфу урока
Как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь? Что мы должны выяснить исходя из темы урока?
Фиксирование запросов обучающихся на доске, а исходя из них - формулирование задач.
Активизация познавательного интереса к изучению нового материала (постановка проблемных вопросов):
Историк С.Ф. Платонов подвел итог внутренней политике Екатерины II: «Она не успела выполнить своего плана целиком и не провела последовательно своих идей. Мысли «Наказа» не перешли в практику… Сила событий и отношений были сильнее ее личной силы и воли».
Подумайте, какие события могли повлиять на внутреннюю политику Екатерины II?
Каковы , на ваш взгляд, итоги проводимой Екатериной II внутренней политики?
Почему историки называют Екатерину II «дворянской императрицей». А время ее правления – «золотым веком русского дворянства» ?Обучающиеся задают вопросы. Отгадывают понятие «дворцовый переворот»
У доски обучающиеся чертят график.Работают в тетради, записывают имена. Оглашают результаты и зачитывают у кого больше.Проверяют работу, выполненную на доске
Отвечают на вопосы:
В 1762 году. К власти пришла Екатерина II.Нет. Она пришла к власти в результате очередного Дворцового переворота.Осторожность в принятых решениях.Чтение и обсуждение эпиграфа к уроку.Формулирование запроса
Формулирование задач урока
Стадия «Осмысления»
Слайд 5
Слайд 6 - 7
Слайд 8
Слайд 9 - 10
Слайд 11-12
Слайд 13 -17 Изучение нового материала (проводится в форме групповой работы)
- Для достижения поставленных целей мы должны выяснить черты характера Екатерины II. Это задание для первой группы.( Результаты поисковой деятельности оформить на ватмане в виде «кругов по воде») Вторая группа отбирает материал о политике «просвещенного абсолютизма». (Результаты самостоятельной работы оформить в виде кластера )
Третья группа готовит материал о работе Уложенной комиссии. (Результаты самостоятельной работы оформить с помощью ПОПС –формулы)
Четвертая группа - Расскажет о том, как расширялись привилегии дворян (Результаты самостоятельной работы оформить с помощью приема «цветок лотоса»)Пятая группа – Сравнить управление государством при Екатерине II с Петром I. Реформы правителей.
«Круги Эйлера».

Все новые понятия мы отобразим в «Понятийном колесе» 1 группа: « Личность Екатерины II» работает с дополнительным материалом и составляет «круги по воде» на ватмане.
2 группа составляет на ватмане кластер « Просве-щенный абсолютизм»
3 группа отбирает материал на тему: «Уложенная комиссия». Результаты работы оформляет на листе с помощью ПОПС – формулы. 4 группа – Жалованная грамота дворянству – расширение привилегии дворян – прием «цветок лотоса»
5 группа – Сравнить управление государством при Екатерине II с Петром I. «Круги Эйлера»Самостоятельная работа. (работа в группах: исследование текстов, составление мини-проектов, их защита).
Консультируются по возникающим вопросам с учителем.
Оформляют свои ответы на специально подготовленном листе
Презентация работы групп
Защита получившихся мини-проектов (выступление всей группы, либо ответственного, по выполненному заданию).
Обучающиеся заносят все понятия в «понятийное колесо»
Стадия «Рефлексия»
Слайд 18 - 22
Организа-ция домашнего задания Скажите, ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Достигли ли мы поставленных целей? Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика и почему ее называли «Великой»?Давайте подведем итог урока – оцените свою работу на уроке и дайте оценку друг другу.А теперь оцените наш урок в целом, что вы узнали, что вам было известно, что удивило и появились ли вопросы.
Домашнее заданиеНа выбор:
Ответить на вопросы к параграфу
Составить индивидуально синквейн на Екатерину II.
Сочинение от имени Екатерины II , тему сформулируйте самостоятельно
Нарисовать портрет правителя или событий того времени. Самооценка, взаимооценка работы в группе (приложение)Обучающиеся приклеивают Стикеры на таблицу рефлексии.