Методическая разработка урока в 1 классе. Тема урока: Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о. УМК Школа 2100


Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о
Тема Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о
Педагогическая цель – формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение учиться находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв.
Тип урока Комбинированный (получение новых знаний + закрепление пройденного)
Планируемые результаты (предметные) Знают: буквы «г, т, р, п, и», звуки [г, г’, п, п’, р, р’, т, т’, и]. Умеют: определять гласные и согласные звуки; ставить ударение; делить на слоги; составлять схему предложения.
Познакомятся: с буквами «О, о» и «О,о»
Личностные результаты формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;5) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Основное содержание темы, понятие и термины Буква
Звук
Гласные и согласные звуки
Ударные и безударные звуки
Текс
Большая и маленькая буква, заглавная и строчная буква.
Образовательные ресурсы Доска, мел, рабочие тетради детей, учебник, цветные карандаши, проектор, презентация.
Методы Наглядный
Практический
Частично – поисковый
Словесный
Приемы и формы работы Фронтальная
Коллективная
Индивидуальная
Ход урока
Ι. Актуализация знаний
И,Р,Т,Г,П
– Прочитайте буквы.
– Какие звуки они обозначают?
– Напечатайте эти буквы в тетрадях для печатания.
– Добрался ветер и до зоопарка. На клетке висела табличка. Т, Г, Р – вот что от неё осталось. Бедное животное расстроилось. Помогите вернуть букву. Напечатайте это слово в тетради.
– Ветер украл буквы у болезни. Она обрадовалась: теперь никто её не узнает и не будет с ней бороться. Вот уж она заживёт! Ходит «гри» и радуется.
– А вы знаете, что это за болезнь? Напечатайте в тетради слово и запомните, как оно пишется.
– Какие буквы и слова у вас получились? Прочитайте.
Фонетическая разминка.
На доске буквы: Р, Т, Г, И, П.
– Назовите все звонкие согласные звуки ([р] [р’] [г] [г’]).
– Назовите все мягкие согласные звуки ([р’] [т’] [г’] [п’]).
– Назовите глухие согласные звуки ([т] [т’] [п] [п’]).
– Назовите только твёрдые согласные ([р] [т] [г] [п]).
– Про какие звуки я не спросила? (Про [и].)
– Что можете рассказать про этот звук?
– Расскажите, что ещё мы делаем на уроках обучения грамоте?
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Работа в «Букваре»
– Откройте «Букварь» на с. 36.
– Что вы видите на кубиках? (Ослик, осы, овощи, обувь.)
– Что общего в словах? (Начинаются со звука [о].)
– Какой это звук: гласный или согласный? Почему?
– Найдите на доске букву О, которой обозначается звук [о].
– На что похожа буква? (На круг, колесо, бублик и т.д.)
Работа в прописи
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная,
Спать легла – бока помяла
И теперь – овальная.
(Г. Ванюхина)
– Что нового мы сейчас узнали?
– Как вы думаете, что нам нужно узнать дальше? (Как пишется буква О.)
– Откройте свои прописи на с. 5 и скажите: буква О – это кружок или овал? (Печатная буква похожа на кружок, а письменная – на овал.)
– Давайте поучимся писать эту букву. Посмотрите и найдите точку, из которой начнём писать букву.
– В какую сторону поведём овал?
– Посмотрите, у нас две буквы: одна большая, другая маленькая, или строчная, так говорят про письменные буквы.
– Зачем нужна заглавная, большая буква?
– Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Учитель читает стихотворение Е. Измайлова.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве – большой уважения знак!
– Для каких же слов требуется заглавная буква?
– Попробуем написать эту букву сначала по воздуху.
– Теперь обведите заглавные буквы на табло.
– Назовите слова, которые можно написать с этой буквы.
– Обведём строчную букву О, назовём слова, которые можно написать с маленькой (строчной) буквы.
– Посмотрите на нижнюю часть табло. Чем отличается написание двух строчных букв? (Верхнее и нижнее соединение.)
– Есть верхнее соединение, чтобы соединить букву О вверху со следующей буквой.
Учитель показывает на доске образец большого размера.
– Обведите букву О с верхним соединением.
– Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске.
– Есть соединение нижнее, тогда сама буква будет начинаться снизу.
– Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске.
Учитель показывает образец на доске.
– Обведём по контуру. (Ведём из нижней точки против часовой стрелки – слева направо и выводим соединительный элемент.)
Затем дети обводят букву О. Обратите внимание на наклон.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа в «Букваре»
– Кто запомнил, какие предметы нарисованы на кубиках в букваре?
– Проверим. Составим схему каждого слова.
1. Слого-звуковой анализ слов.
– Произнесите слово «ослик» так, чтобы услышать гласные.
– Сколько гласных звуков в слове и какие?
– Отметим их на схеме.
– Значит, сколько слогов в этом слове?
– Покажите на схеме.
– Найдите ударный. Позовите слово.
– Поставьте знак ударения. (О-слик.)
– Назовите первый звук.
– Какой буквой он обозначен?
– Напечатаем её на схеме.
Проводится работа с другими картинками по тому же алгоритму:
а) сколько гласных;
б) сколько слогов;
в) какой слог ударный;
г) назвать первый звук, букву, которой он обозначен;
д) отметить все звуки на схеме.
2. Чтение слогов.
– Мы ознакомились с новой буквой. Чему нам надо научиться дальше? (Читать слоги.)
– Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й столбики про себя, сравните их.
– В каком столбике два гласных?
– Прочитайте 4-й столбик снизу вверх.
– 5-й столбик сверху вниз.
– 3-й столбик прочитает 1-й ряд, 2-й столбик – 3-й ряд, 5-й – 2-й ряд. 1
3. – Вверху с. 36 вы видите схемы-«человечки».
– Какие буквы они обозначают?
– Почему эти буквы взялись за руки?
– Что у них общего? (Обе буквы обозначают гласные звуки, которые могут быть ударными и безударными, образовывать слоги.)
– Каким цветом их раскрасим?
4. – Но есть у этих букв одно интересное отличие – догадайтесь, какое. Для этого прочитайте слоги.
На доске: ро, ри, го, ги.
– Что заметили?
Если дети испытывают затруднение:
– Какой согласный звук перед О? (Твёрдый.)
– Какой согласный перед буквой И? (Мягкий.)
– Отметим цветными точками, что заметили.
– Буква О указывает на твёрдость, буква И – на мягкость согласного.
– Что нового мы сейчас для себя открыли?
Работа в «Букваре» (с. 36).
– Чему мы сейчас учились? (Читать слоги с буквой О.)
– Чему теперь сможем научиться? (Читать слова.)
Чтение слов – по строчкам и по столбикам, в обратном порядке, в разброс.
– Прочитайте слова, которые обозначают «съедобные» предметы.
– Что необходимо дровосеку? Прочитайте это слово.
– Прочитайте последнее слово в 3-м столбике.
– А теперь его прочитайте справа налево. Что получилось?
– Теперь сами найдите похожее слово. (Топот.)
Физкультминутка
Работа в прописи
– Давайте посмотрим, какие герои ждут нас в прописи.
1. Беседа по рисунку (с. 4).
– Какое время года на картинке?
– Как догадались?
– Где собрались снеговики?
– Как отнеслись снеговики к лыжной прогулке? (Первый снеговик поднимается на горку с радостью; второй – с нежеланием, а третий что-то задумал.)
– Почему вы так решили?
– Сколько кругов? Подсчитайте.
– Обведите по контуру круги.
Так же проводится работа с другими элементами.
2. Письмо буквы О, о.
– Найдите строчки под табло. Какие буквы написаны?
– Напишем все наклонные линии.
– Напишем все буквы о или О, соответствующие словам. Что будет подсказкой при письме букв? (Стрелки на табло.)
Учитель показывает буквы с ошибками, после этого стирает неверные написания.
Пальчиковая гимнастика
Работа с текстом. Сказка А. Шибаева «Всегда вместе».
– Посмотрите на с. 37.
- Что это перед нами? Как это назвать одним словом? (текст.) Что такое текст?
– Кто нам поможет прочитать имя автора?
– Как назвал своё произведение Александр Шибаев?
– Что видите на иллюстрации? (Цветные буквы с ручками, ножками и текст.)
- А что делают эти буквы? (бегут навстречу друг другу)
– Посмотрите, наш художник нарисовал буквы, бегущие навстречу друг другу!
- Что это за буквы? (гласные и согласные).
– А как вы думаете что было до этого? Догадались? (Жили, наверное, в разных домах или их кто-то разлучил.)
– Какое настроение у букв, как вы думаете? (Вы видите, как художник нарисовал радость, поднятые ладошки, все бегут, а не идут навстречу друг другу.)
–Как вы думаете, о чём этот текст, смотря на иллюстрацию? (Историю или сказку про буквы.)
Работа с текстом после чтения учителя.
– Что произошло с буквами? (Не поладили.)
– А как вы понимаете – не поладили? (Поссорились.)
– С какими буквами это произошло, какие буквы не поладили? (Гласные и согласные.)
– В какие «разные» стороны разошлись? (В одну – гласные, в другую – согласные.)
– Что же произошло дальше, вы поняли? (Согласные стоят в кучке, хотят поговорить и не могут.)
– А что же они делали? Кто внимательно слушал, как об этом пишет автор? (Кашлянули, потом чихнули: «Кх! Пчх!»)- Что потом сделали согласные буквы? (позвали кошку)
–Зачем?
– Смотрите, даже автор сам не понял! Какое слово нам подсказывает, что автор не понял? (Зачем-то.)
- Что же происходит дальше? (Стало скучно., послышалась что кто то где то рыдает)
- Все это происходило с какими буквами? (С согласными.)
– Кто же рыдал? (Гласные.) Они просто рыдали? (Кричали, плакали, аукались.) Найдите в тексте подтверждение, что гласные вели себя, как малые дети. (Уа! Уа!) А когда аукаются? (Когда в лесу заблудились.)
- И что же согласные сделали в ответ? (крикнули)
– Почему у них получилось невнятное бормотание? (Согласные бывают звонкими, глухими.) Почему же согласные решили им крикнуть? (Они хотели помириться, обрадовались, что увидели гласные.)
- Как отнеслись к непонятному бормотанию согласных гласные? (Они радостно закричали что-то тоже непонятное.)
- И что в итоге сделали буквы? (заключили мир и сказали БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ)
– Видите, ребята, сколько трудностей испытали буквы, чтобы прийти к этому решению!
– Какими словами закончит Александр Шибаев свою историю? (Больше буквы никогда не ссорились.)
- Что главное хотел сказать автор этим текстом?
– Но главное в истории с буквами автор видит вот в чём: им никогда нельзя разлучаться. Если буквы и их звуки будут жить порознь, то исчезнут слоги, нельзя будет составить слова и предложения, написать рассказ. Буквы и их звуки должны жить вместе в алфавите!
– А скажите, это могло случиться на самом деле?
– Что напоминает эта история? (Сказку.)
– Почему? (Потому что буквы плакали, смеялись, скучали – автор представлял их людьми, дал характер.)
– Вспомните фрагмент (эпизод) текста, к которому относится эта иллюстрация. Найдите эти слова. (Очень трудно, мы можем только предположить, где это произошло, примерно между 5-м и 6-м абзацами. Это место сам автор не описал, он схитрил, дал нам с вами возможность самим догадаться, где это могло произойти. Мог написать так: «И буквы, счастливые и радостные, бросились навстречу друг другу».)Чтение читающих учеников.
ΙV. Домашнее задание (по желаниюРебята, которые умеют читать, подготовят выразительное чтение (по желанию).
V. Итог
– Посмотрите на схемы-«человечки» внизу с. 36. Чего у них не хватает? Дорисуйте.
– Объясните, почему вы дорисовали этот предмет?
– Что нового было сегодня на уроке? (Новая буква, работа с текстом.)
– Какую работу мы выполняли? (Дети вспоминают различные этапы урока.)
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы ОЦЕНИЛИ бы свою работу? Почему?