Статья Толерантность, как инструмент регулирования межэтнических отношений


Толерантность как инструмент регулирования межэтнических отношений.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема межэтнических и национальных вопросов в воспитательной работе, терпимого отношения к людям иной национальности, культуре.
Наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Очевидно, что толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений.
Национальная культура складывалась тысячелетиями, поэтому особое внимание детей необходимо обращать на развитие нашего многонационального государства. Приобщать к культуре, традициям, обычаями ремеслам различных национальностей.Большую ценность для детей имеют этнографические знания о происхождении народа, народных промыслов и ремесел.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Толерантность – это уважение, признание самоценностилюбого человека, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, межличностным разногласиям, это искусство жить в мире разных людей и идей.
Дополнительное образование имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Программа «Макраме» решает эту проблему на занятияхпо декоративно-прикладному искусству. Объединение работает по данной программе более 5 лет и успешно реализуется в возрасте детей 7-14 лет.
Воспитание толерантности в объединении представляет собой основу педагогического общения между ребенком и педагогом, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культурного достоинства, самовыражения личности, исключают страх общения. Воспитание толерантности включает:
-самопознание;создание условий для самореализации и саморазвития;
-изучение прав и обязанностей;
-правила общения, конфликты и способы их разрешения;
-культура народа и государств мира, их взаимоотношения; взаимовлияние культур и традиций; многообразие культур своей страны, области;
-работа с родителями (создание благоприятной обстановки в семье); работа с психологом; совместная деятельность родителей и детей.
При организации работы по воспитанию толерантности необходимо учитывать:
-индивидуальные особенности каждого ребенка (воспитание в семье, семейная культура);
-национальный состав коллектива;
-проблемы в отношениях и их причины;
-межнациональные отношения.
Формирование толерантности прежде всего осуществляется в повседневной жизни детей через общение, опыт, традиции, обычаи и совместную деятельность между близкими и окружающими.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
Воспитанники объединения должны правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
В интеллектуальной сференеобходимо формировать знания о ценностях толерантности, отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая и оценивая предложенную информацию, воспитанники или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на отношения между людьми. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, героев фильмов, библейские притчи. Убеждению соответствует метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.
Воспитание в духе толерантности способствует формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и собственных суждений, основанных на моральных ценностях.
С первых занятий мы изучает историю развития рукоделия макраме, фольклорное начало, виды узлов, узор, орнамент. Здесь прослеживается связь исторических эпох разных стран: Древнего Китая и Японии, Египта, Ассирии, Ирака, Перу, Древней Греции.На занятиях проводятся беседы об уважительном отношении к своей Родине, родным местам, историческому прошлому края, родной культуре, собственному народу и народам России.
Детей очень привлекает древность и в тоже время креативность рукоделия макраме. В работах высоко оценивается творческий подход , фантазия и авторство выполненных работ. Ребенок сам подбирает цветовую гамму, сочетает виды узлов и узоров по собственному замыслу. Так дети плетут пояса, различные украшения (браслеты и колье), чехлы для телефонов, косметички, кошельки, сумочки, рюкзаки. Где ребенок показывает свою индивидуальность и сомоценность в обществе. Для украшения интерьера плетут панно, абажуры, кашпо, вазы, корзинки, что создает домашний уют. При этом у детей развивается художественный вкус и дизайнерские способности. Каждая выполненная работа оригинальна и неповторима в своем исполнении.В таких вещах есть душа и тепло детских рук.
Коллективная деятельность детей на занятиях создает общее эмоциональное переживание, ребята помогают друг другу, сочувствуют и радуются успехам. Они становятся добрее, вежливее и терпимее.Уважительное отношение, гармонизация, способствуют развитию сотрудничества друг с другом и педагогом. И в этом случае педагог выступает в роли наставника, он открыт, доброжелателен, толерантен. Происходит живая беседа, ребенок видит, что педагог уважает его как личность.Очень важно заметить и похвалить каждого ребенка, а также научить видеть свои ошибки и достойно их принимать.
На занятиях проводятся психологические тренинги, которые показывают детям мирные пути выхода из конфликтных ситуаций, умение признавать точку зрения другого, выход из агрессии.
Проведение массовых мероприятий помогают сплочению детского коллектива, это и познавательные, развлекательные,конкурсные программы, спортивные эстафеты, диспуты и беседы.
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером двух самых важных факторов взаимодействия учебного заведения и семьи, направленного на воспитание открытого, дружеского отношения к человеческому многообразию.
Большое значение имеет посещение детьми краеведческих музеев, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов, путешествие в историю родного края, знакомства и беседы с интересными людьми, народными умельцами.
Воспитанники объединения принимают активное участие в областных конкурсах юных рукодельниц «Весенний калейдоскоп», «Адрес детства- Воронежский край», где награждались грамотами за призовые места. Своими работами ежегодно украшают выставки Всероссийского фестиваля «Казачье братство», «День поселка», Творческий отчет.
Таким образом, воспитание толерантности – это интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников, направленное на формирование личности, творческой индивидуальности, гуманности, саморазвития и самореализации.
Список литературы:
1.Баныкина С.В. Егоров В.К. учимся толерантности: метод.пособие для проведения кл.часов, бесед.М.:АРКТИ,2007.-128с.2.Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-123.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9