Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ по коррекционному курсу Ритмика


Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
Рассмотрено на заседании
МО учителей _________
протокол № ____
от ____________20__ г.
Руководитель МО
____________________ О. А. Кобцева Согласовано на заседании
Методического совета
протокол № ____
от ___________20___ г.
Председатель МС
_____________ М.В.Киргизова Утверждаю
Директор школы-интерната
_________________ М.В.Погребцов
Приказ № ______
от ______ 20___ г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
по факультативу
«Ритмика»
3 класс
Автор — составитель: Киреева Н. Б. учитель начальных классов

2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2009
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Федеральный компонент стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Примерный план действий о модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы, утвержденный Правительством РФ от 07.09.2010 года № 1507-Р
Базисный учебный план специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п)
Учебный план ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска, рассчитанному на шестидневную рабочую неделю.
Устав ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Положение о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма.
Основные задачи – обогащение практической деятельности;
- развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
- развитие и накопление элементарных двигательных навыков;
- формирование правильной осанки;
- повышение работоспособности, и двигательной активности;
- развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
- развитие эстетических чувств;
- приобщение детей к музыке и правильному восприятию ее на слух;
- развитие творческих способностей;
- формирование ведущих положительных качеств личности-
конструктивного взаимодействия в обществе;
- искоренение вредных привычек и отрицательных качеств личности.
Изменения, внесенные в авторскую программу.
Изменений нет.
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Учебно – методический комплект
Рабочая программа по ритмике составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, -М.: Просвещение, 2009
Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
Пособие по ритмике. Е.В.Конорова, 2004.
Музыка и движение. Т.П.Ломова, Е.Н.Соковкина, М.: Просвещение, 2003 Эта ритмическая гимнастика. К.Юлаев, М.: Просвещение, 2004.
Движение в музыке. И.Ковкин, М.: Просвещение, 2004.
Общая характеристика факультативного курса
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на обучающихся, воспитанников, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Содержанием учебного материала является коррекционная музыкально-ритмическая деятельность учащихся. В начальных классах на уроках по ритмике происходит формирование и накопление элементарных двигательных навыков. Связанность и системность учебного материала достигается принципом поэтапности, то есть подбором такого материала, который базируется на предыдущем от простого к более сложному.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико- гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).Исполнение танцев приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Формы и методы обучения
Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:
- ритмопластика и ритмическая гимнастика,
- логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение),
- психогимнастика под музыку,
- корригирующие игры с пением,
- коррекционные подвижные и пальчиковые игры,
- коммуникативные танцы,
- хореографические этюды с предметами и без предметов,
- элементы музицирования,
- драматизация,
- пластико-речевой театр,
- пантомима,
- импровизация,
- эвритмия,
- ритмический диктант,
- ритмодекламация,
- творческие этюды.
Эти формы и направления можно назвать синтезом движения – речи - музыки.
Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и применять более эффективные методы и приемы.
Основными из них являются:
- показ движений учителем или учеником,
- символы-жесты,
- разминка,
- многократные закрепления движений и их последовательности,
- пальчиковая «азбука»,
- позиционные пальчиковые игры, «танцы»рук,
- прослушивание музыки, пропевание мелодии;
- прохлопывание и простукивание ритма, счет,
- слово-напоминание, слово-указание, слово-сигнал;
- объяснение,
-поощрение,
- игры на внимание,
- игры-команды,
- творческий подход,
- тематические беседы (патриотические, эстетические, нравственные и т.д.),
- личный пример,
- просмотры программ выступлений творческой группы, праздничных выступлений,
- элементы соревнований (перепляс),
- релаксация,
- массаж.
Методы и приемы в этом направлении довольно разнообразны: мимические этюды, игры на эмоции, игры на внимание, слушание музыки,
слушание музыки, этюды на тему, этюды – диалоги, упражнения с воображаемыми предметами, дыхательные упражнения, релаксация.
Технологии обучения
И, конечно же, современный урок ритмики предполагает применение здоровьесберегающих технологий, таких, как:
- индивидуализация,
- системность,
- поэтапность,
- релаксация,
- рациональное дыхание,
- распределение психической и физической нагрузки,
- изменение темпоритма движений на разных этапах урока,
- облегченная одежда,
- занятия босиком,
- проветривание.
Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формируют правильную осанку, повышают работоспособность и двигательную активность, создают ощущение физического комфорта во время занятий, но и повышают уровень обучаемости детей, улучшают их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучают к порядку, способствуют социальной адаптации детей в коллективе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
«Ритмика» является коррекционным курсом, входит в учебный план ОКСКОУ «С (к) о школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
№ Количество учебных недель Количество часов
в неделю в год
1 35 1 34
Личностные и предметные результаты освоения образовательной программы по ритмике
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение, деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); третий компонент – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни - объединяет группу умений, которыми ученик может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне учебного процесса.
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся, воспитанники должны знать:
Термины: громко - тихо, высоко – низко, характер музыки (бодрящий, весёлый, печальный), темы музыки и движения (быстро, медленно, умеренно).Названия простых общеразвивающих упражнений, названия простых танцевальных шагов (лёгкий, на полупальцах, приставной, переменный, галоп).
Обучающиеся, воспитанники должны уметь:
Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); Сохранять правильную дистанцию в колонне парами, самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя. Соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме, темпе. Легко, естественно выполнять все игровые движения; Ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями
Содержание тем учебного курса

п\пНаименование разделов, тем Кол-во
часов
I Упражнения на ориентировку в пространстве. 5
Совершенствование навыков ходьбы и бега.
Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу. II Ритмико-гимнастические упражнения. 6
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, круговые движения, упражнения с лентами, флажками, мячами, опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Разнообразные перекрестные движения правой ногой и левой рукой, левой ногой и правой рукой. Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Упражнения на расслабление мышц.
Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук, встряхивание кистью. III Упражнения с детскими музыкальными инструментами 6
Пальчиковая гимнастика. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно. Исполнение ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочерёдно.
IV Игры под музыку. 7
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой. Упражнение на самостоятельное различение темпов, динамики. Выразительное исполнение в плясках знакомых движений. Самостоятельно создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Похлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. V Танцевальные упражнения. 10
Повторение элементов по программе для 1 класса. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте, с продвижением шаг с поскоками, переменный шаг, движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Танцы и пляски: «Ой хмель, мой хмелек» р. н. мелодия. «Полька» музыка Ю. Слонова.
«Выйду ль я на реченьку» русская хороводная пляска. Элементы коми плясок. Календарно – тематическое планирование

п\пНаименование разделов, тем Кол-во
часов Даты проведения
план факт
I Упражнения на ориентировку в пространстве 5 1 Совершенствование навыков ходьбы, бега 1 2 Ходьба с чёткими поворотами в углах зала 1 3 Перестроение из колонны парами в колонну по одному 1 4 Построение круга из шеренги и из движения врассыпную 1 5 Выполнение во время ходьбы, бега с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место 1 II Ритмико-гимнастические упражнения 6 6 Общеразвивающие упражнения 1 7 Упражнения на выработку осанки: резкое поднимание согнутых в колене ног, сгибание и разгибание спины. Упражнения сидя на стуле 1 8 Упражнения на координацию движений: перекрестные движения правой ногой, левой рукой, наоборот 1 9 Значение темпа в музыке. Ускорение, замедление движений в соответствии с изменением темпа 1 10 Упражнения на расслабление мышц 1 11 Игра в мяч 1 III Упражнения с детскими музыкальными инструментами 6 12 Знакомство детей с детскими музыкальными инструментами 1 13 Пальчиковая гимнастика. «Белка», «Детки», «За работу» 1 14 Упражнения на детских музыкальных инструментах. Разучивание гаммы в пределах одной октавы 1 15 Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот 1 16 Ритмическое «эхо» 1 17 Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне, барабане двумя палочками одновременно, поочерёдно в разных вариациях 1 IV Игры под музыку 7 18 Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой, регистрами 1 19 Музыкальная игра с обручем 1 20 Упражнение на самостоятельное различие темпов, динамических, мелодических изменений в музыке и выражение их в движении 1 21 Импровизация. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений 1 22 Передача в движениях игровых образов 1 23 Игры с пением и речевым сопровождением. «На огороде» 1 24 Инсценировка доступных песен 1 V Танцевальные упражнения 10 25 Повторение элементов танца по программе 1 класса 1 26 Настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг 1 27 Танцевальный бег, стремительный бег 1 28 Поскоки с ноги на ногу, переменные притоп 1 29 Элементы русской пляски. «Ой хмель, мой хмелек». 1 30 Прыжки с выбрасыванием ноги вперед, шаг с притопом на месте 1 31 Движения парами. Хлопки. «Полька» музыка Ю. Слонова1 32 Русская народная танцевальная композиция 1 33Закрепление танцевальных элементов 1 34 Урок концерт 1 Описание материально – технического обеспечения учебного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Музыка и движение. Т.П.Ломова, Е.Н.Соковкина, М.: Просвещение, 2003.
2. Эта ритмическая гимнастика. К.Юлаев, М.: Просвещение, 2004.
3.Движение в музыке. И.Ковкин, М.: Просвещение, 2004.
4.Художественно-эстетическое развитие школьников. Е.П.Климов, 2007.
5.Музыка и движение. Т.П.Ломова, 2005.
6.Пособие по ритмике. Е.В.Конорова, 2004.
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruУчительский портал http://www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ruПортал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ruСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/