Обобщение опытом: Организация работы с неговорящими детьми



Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида города Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
_____________________________________________________________________________
Россия, 694620,Сахалинская область, город Холмск, ул. Капитанская, дом 10; тел./факс: (424233) 2-02-96; (424233) 2-01-80, e-mail: korrekschool@mail.ru







ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА УРОКАХ С

НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ С(К)ОШ VIII вида







Хахулина Марина Валерьевна
Учитель начальных классов
С(К)ОШ VIII вида г. Холмска


Г.Холмск
2014 г.

Оглавление

Введение..3

Глава I. Основные средства осуществления программы развития речи у неговорящих детей.

1.1. Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта6
1.2. Понятие языковой компетентности .....10
1.3. Взаимосвязь народного творчества и формирования языковой компетентности..14

Глава II. Экспериментальное исследование по формированию языковой компетентности у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.1 Общая организация и методы исследования...17
2.2. Методика формирования языковой компетентности у младших школьников с интеллектуальными нарушениями и анализ полученных данных18

Заключение...26

Список литературы.....28

Приложение




Введение

Известно, что большая часть умственно отсталых детей поступает в специальные коррекционные учреждения без речи. Речь же говорящих детей имеет своеобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико-грамматического строя, нарушении звукопроизношения, несформированности смысловой стороны. Это объясняется первичным интеллектуальным дефектом, отсутствием необходимых предпосылок развития речи. У детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, отсутствует потребность в общении.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в большей мере, чем нормально развивающиеся, в целенаправленном обучении. Спонтанное усвоение общественного опыта у них практически не происходит. У этих детей отмечаются патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, неполные и порой искаженные представления об окружающей действительности; замедленный темп, нарушение целостности, меньшая дифференцированность восприятия; сниженная активность, некритичность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления; замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания; малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость; недоразвитие эмоций, патологические эмоциональные состояния, слабость собственных побуждений, большая внушаемость.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталого ребенка.
В работе по развитию речи следует учитывать это своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности.
Работу по развитию речи следует начинать как можно раньше. Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях:
1) создание предпосылок речевого развития,
2) развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).
Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития возможно корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности и определяет актуальность данной темы.
Цель данной работы: показать эффективность комплексного подхода в организации обучения на уроках с неговорящими детьми в С(К)ОШ VIII вида с использованием разнообразных средств и видов деятельности.
В связи актуальностью и целью данной работы предполагается решить следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
Доказать значимость эффективности комплексного подхода в организации обучения на уроках с неговорящими детьми в С(К)ОШ VIII вида с использованием разнообразных средств и видов деятельности.
Раскрыть роль целенаправленного комплексного подхода в обучении с данным контингентом детей.
Осуществить коррекционно – развивающий процесс с неговорящими обучающимися.
Сделать объективные выводы на основании проведенной работы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:
Наглядные (экскурсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр помещения, рассматривание предметов и игрушек);
Словесные (коллективный разговор, чтение произведений детской литературы, пересказ, беседа, чтение стихов, рассказ);
Практические (игра, практические действия, труд).
Апробация работы происходила на базе Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида города Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области на обучающихся начальных классов.






















Глава I.Основные средства осуществления программы развития речи у неговорящих детей

К средствам развития речи детей можно отнести любую деятельность, которую направляет, планирует и которой руководит взрослый. Это обучение, игра, бытовая и повседневная деятельность, труд, восприятие произведений искусства, наблюдение, экскурсии, праздники и развлечения и др.
Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития у детей познавательных способностей, усвоение ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словарного запаса, формирования речевых умений и навыков. Основная форма обучения - занятие. По дидактическим целям выделяют такие типы занятий:
- занятия по сообщению нового материала;
- занятия по закреплению умений и навыков;
- занятия по обобщению и систематизации знаний;
- итоговые, проверочные занятия;
- комбинированные (объединенные).
Общие дидактические требования к занятиям
1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.
2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения.
3. Оптимальная интенсивность нагрузки.
4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.
6. Связь содержания занятия с жизнью, опора на опыт детей.
7. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.
8. Использование разнообразных наглядных средств обучения.
9. Эмоциональный положительный фон занятия.
10.Сочетание коллективного характера обучения на занятии с индивидуальным и дифференцированным подходом.
11.Применение разнообразных форм закрепления материала на занятии и в другой деятельности.
12. Речевая активность каждого ребенка.
13. Учет результатов занятия.
Не всякий программный материал по развитию речи может быть преподнесен путем обучения на занятии. Большая группа словаря - бытового, природоведческого характера и др. - легче усваивается в практической деятельности. Обучение сочетается с другими средствами развития речи: это предметная и игровая деятельность, самообслуживание, ручной и хозяйственно-бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная деятельность. Эти виды деятельности являются эффективным средством формирования навыков речевого общения, активизации словарного запаса разговорной речи. Естественные жизненные ситуации, понятные ребенку, способствуют развитию его речевой активности, самостоятельным высказываниям, формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Следует учитывать, что у умственно отсталых обучение развивается по тем же законам, как и у нормально развитых детей, но с очень большим опозданием. Дети не умеют общаться между собой, не испытывают в этом потребности. Это значит, у них отсутствуют коллективные виды деятельности, прежде всего - игра. Вначале устанавливается и развивается общение со взрослым, обращение с просьбами, выполнение элементарных поручений. Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности формируют предпосылки общения между детьми. Этим процессом необходимо специально руководить, создавать ситуации, требующие общения, подсказывать средства общения, помогать организовывать игры, совместную деятельность детей, не нарушать эмоциональную сторону общения
В работе по развитию речи применяются разные группы методов и в основном - в сочетании: наглядные (экскурсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр помещения, рассматривание предметов и игрушек); словесные (коллективный разговор, чтение произведений детской литературы, пересказ, беседа, чтение стихов, рассказ); практические (игра, практические действия, труд).
Словесные приемы:
- речевой образец,
- прием имитации;
- объяснение;
- указания;
- словесное упражнение;
- повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое);
- вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые);
- оценка детской речи.
Наглядные приемы:
- показ предмета, движения, игрушки, картинки;
- показ с называнием;
- приемы работы с техническими средствами обучения (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы).
Игра и рекомендации по ее использованию:
1. Игра должна быть доступна по содержанию и движениям, решать задачи коррекционного воспитания и обучения.
2. Игра должна быть интересна детям.
3. Игра избирается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей.
4. Игра должна соответствовать программному материалу.
5. Перед проведением игры проводится подготовительная работа, направленная на уяснение правил, игровых действий, цели.
6. Педагог руководит игрой, оказывает детям дифференцированную помощь.
7. Большинство игр требует оснащения.




Глава 2.Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом

Система работы по формированию речи у неговорящих умственно отсталых детей предполагает использование разнообразных методов и приемов работы, дидактического наглядного материала, различных видов деятельности и ситуаций естественного общения.
В 2010 году я приняла детей с тяжёлой степенью умственной отсталости с тяжелым недоразвитием речи. Это 1 класс в количестве 2 человек. Кроме того, дети имеют грубые нарушения познавательных процессов и эмоциональной сферы. Деятельность их хаотична, самоконтроль отсутствует. В связи со спецификой развития данной группы детей были определены следующие приоритетные направления педагогической деятельности:
- формирование у детей представлений о себе, об окружающем мире и ориентации в нём;
- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, коммуникативных умений;
- обучение доступной предметно-практической трудовой деятельности;
- вооружение элементарными знаниями по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям и особенностям воспитанников.
Формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, развития коммуникативных умений осуществляется на занятиях по самообслуживанию с использованием разнообразных видов труда. Приобретённые на занятиях навыки самообслуживания постоянно отрабатываются и закрепляются в повседневной жизни. С первого класса осуществлялось наблюдение за развитием состояния высших психических функций у учащихся. Совместно с педагогом-психологом была разработана индивидуальная карта – профиль-график состояния высших психических функций ребенка. На основе структурированного наблюдения в ней отражается состояние психических функций учащихся: познавательная деятельность, память, эмоционально-волевая сфера, социальная сфера, двигательная сфера и динамика их развития.
Наглядно динамику развития высших психических функций у учащихся отражает диаграмма на рисунке 1.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415























Первый этап. Развитие понимания обращенной к ребенку речи.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на I этапе.

Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого

Игры
«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

2. Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи
Игры
«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».
Естественные бытовые ситуации
Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)
Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)
Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)
Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)
Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)
Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (молотком, картину и др.)
Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)


3. Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением


4. Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям


5. Развитие у детей подражательной речевой деятельности
Игры
«Угадай, кто кричит», «Громко - тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» - речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «Поезд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).


6. Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением

Второй этап. Обогащение словарного запаса у детей и его активизация
Задачи:
- расширить пассивный словарь за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми;
- перевести как можно большее число слов из пассивного словаря в активный;
- учить произносить ударный слот в слове;
- учить строить обиходные словосочетания,
- учить употреблять однословные и двухсловные предложения;
- способствовать проявлению подражательной речевой деятельности без исправления со стороны взрослых

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на II этапе.
Расширение пассивного словарного запаса

2. Активизация словарного запаса
Основные приемы: называние предметов, предметных картинок; выполнение просьб, поручений передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых педагогом слов, фраз с опорой на предмет или его изображение; название действий в повелительной форме, отраженное за педагогом, сопряженное с педагогом; хоровое и индивидуальное проговаривание слов.
Задание 1. Называть имена близких людей, предметы или предметные картинки:
- мама, папа, баба, тетя, деда, Тата, Ляля, няня, дядя;
- Нина, Вова, Валя, Ната, Тата, Таня, Оля, Аня, Катя, Лена;
- суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, пол, мяч, стул, хлеб, рот, лес;
- ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма;
- пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо, яйцо;
- машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, панама;
- ягода, кубики, дерево;
молоко, голова, сапоги, самолет.


3. Выделение на слух и в произношении ударного слога
Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение голосом ударного слога.
Последовательность знакомства детей с ударением:
1. Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.
2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.
7. Трехсложные слова с ударением на последнем слоге: молоко, голова, самолет.

Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог слова, чтобы слово было узнаваемым.


4. Построение и употребление обиходных словосочетаний
Задание 1. Научить детей объединять слова:
дай + мяч (шарик, грибок) и т.д
Задание 2. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:
дай (хлеба, воды, зайку);
налей (супу, молока);
хочу есть, пить, спать, гулять, и т. п.
5. Употребление в речи однословных и двусловных предложений
Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную деятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.
6. Развитие речевой подражательности
Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений.
Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении словаря и первых грамматических форм.

3. Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения
Задачи:
- научить понимать простые нераспространенные предложения;
- учить выполнять простые действия по речевой инструкции;
- учить понимать и строить словосочетания типа глагол в повелительном наклонении + существительное в винительном падеже;

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на Ш этапе.
1. Развитие понимания простых нераспространенных предложений
Задание 8 Определение взаимодействующих лиц на сюжетной картине Ответы на вопросы.


2. Выполнение поручений по речевой инструкции
Задание 1. Выполнить действия с двумя предметами с целью различения падежных значений.
- Покажи карандашом ручку.
- Покажи ручкой карандаш.
Задание 2. Выполнение действий с целью различения предложных конструкций.
- Возьми карандаш, который лежит в коробке (около коробки, на коробке).

3. Развитие понимания простых именных словосочетаний и введение их в активную речь
Задание 1. Выполнение инструкций педагога в работе с картинками.
Задание 2. Ответить на вопрос с опорой на картинку.
Яблоко какое? Лимон какой?
Конфета какая? Игрушки какие?
Козленок у ... Теленок у ...
Книга девочки. И т. п.

4. Развитие понимания простых глагольных сочетаний и введение их в активную речь
Задание 1. Ответы на вопросы по картинкам.
- Что делают дети?
(собирают грибы, полют грядки, поливают цветы и т. п.)
Действия сопровождаются пояснениями с использованием слов: вверху, внизу, далеко, спереди, сзади, справа, слева, вблизи, вдали.
Задание 6. Закончи фразу.
Конь бегает (как?)...
Собака лает (как?) ...
Мышка пищит (как?) ...

Учить пониманию и употреблению простых распространенных побудительных предложений ( Выполнение поручений, действий по словесной инструкции) , ( например- Женя застегни пал)
- . Различение противоположных по значению действий:
- Научить отдавать «команды» куклам, игрушкам, товарищам.
- Различение единственного и множественного числа существительных. Выполнение действий, обращения к сверстникам.

6. Учить пониманию и употреблению простых повествовательных предложений . - Ответить на вопросы по картинкам:
- «Что нужно». Ответы на вопросы.
- Закончить предложения.
- Конь бегает как?

7. Обучение пониманию и употреблению некоторых форм словоизменения
- «Передай другому». Дети в кругу. Взрослый начинает игру.
- Инсценировка потешки.
- Подобрать и изменить слово (опора на картинку).


8. Обучение некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов

9. Практическое освоение слогоритмической структуры двусложных и трехсложных слов

3.Четвертый этап. Обучение активному использованию синтаксированных распространенных предложений
Задачи:
- освоение порядка слов в простом предложении;
- распространение простых нераспространенных предложений дополнениями;
- распространение простых нераспространенных предложений определениями;
- распространение простых нераспространенных предложений обстоятельствами;
- употребление простых предложений с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями);
- употребление повествовательных и вопросительных предложений.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на IV этапе.
1. Употребление в практике общения повествовательных и вопросительных простых предложений

2. Освоение порядка слов в простом предложении

3. Распространение простых нераспространенных предложений дополнениями

4. Распространение простых предложений определениями
5. Распространение простых предложений обстоятельствами (закончи предложение, продолжи предложение)

В работе по активизации во фразовой речи наречий используются поручения, выполнение действий по словесной инструкции, отчет о выполненном действии. Оценка действий товарищей, ответы на вопросы по картине, прочитанному рассказу, дидактические игры, сюжетная игра, а также другие приемы работы.


6. Употребление в речи простых предложений с однородными членами (использование перечисления предметов, лиц, действий, качеств)
В работе по введению в устную речь различных однородных членов используются следующие приемы:
- отчет о проделанной работе, выполненных поручениях;
- ответы на вопросы по картине;
- беседа по прочитанному тексту;
- ответы на вопросы по следам наблюдения, экскурсии;
- рассказ по памяти.

4.Пятый этап. Практическое освоение детьми морфологической стороны речи
Задачи:
-обучение первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов;
- практическое освоение категории рода и числа имен существительных;
- практическое освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени;
- предупреждение и исправление ошибок словоизменения;
- закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на V этапе.
Освоение самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов
В работе используются дидактические игры, упражнения, выполнение поручений, беседа в ходе предметной и продуктивной деятельности. В устной речи, в общении закрепляются падежные формы, предложные конструкции.


Освоение категории рода и числа существительных
Категория рода существительных обозначает их принадлежность к разряду слов, который отличается особенностями согласования с другими словами. Поэтому основной задачей является научить детей согласованию в роде.
Примерные задания.
Задание 1. Подобрать определения к существительным.
Подул ... ветер. Набежало ... облако. Поднялась ....пыль. Пошел ... дождь. Сверкнула .... молния. Загремел .... гром.
Задание 2. Составить предложения.
море, волна, толпа шумело, шумела
река, люди, лес шумели, шумел
Задание 3 Задать вопрос к словам.
Вода, чай, суп, каша, лекарство, кисель, сок - какой? какая? какое?
Задание 4. Дидактическая игра «Чья игрушка?»
Подобрать слова мой, мои, мое, моя к существительным: конь, кубики, машина, кукла, заяц, карандаши, мозаика, мишка, зеркало, домино, лото.


Освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени
В работе используются ответы на вопросы по картине, по прочитанному тексту, к глаголам в предложении; выполнение поручений, действий и словесный отчет о них; рассказы на основе наблюдений, экскурсий, прогулок; подготовительные и неподготовленные беседы с детьми. В итоге дети учатся отвечать на вопросы: Что делает? Что делают? Что делал (делала, делали)?
Правильное употребление глаголов закрепляется в ролевых играх, диалогах, инсценировках, в естественных ситуациях общения.
Задание 1. Уточнить названия отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми.
кошка - мяукает
корова - мычит
собака - лает
петух - кричит
комар - пищит

4. Предупреждение и исправление ошибок словоизменения
В работе имеет значение образец речи педагога. Исправление недочетов должно быть ненавязчивым. Следует учить детей подмечать недочеты в своей речи и речи сверстников, стремиться говорить правильно.
Задание 1. Учить образовывать множественное число существительных и правильно использовать в предложениях.
Стул - стулья пень - пни
дерево - деревья лев - львы
лист - листья лоб - лбы

Закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных
Примерные задания.
Задание 1. Учить правильно употреблять приставочные глаголы.
а) по демонстрируемому действию;
б) по картинкам.
Задание 2. Составление словосочетаний
доехал остановки
дошел до двери
добежал ручья

Задание 3. Учить образовывать прилагательные от существительных.
стекло - стеклянный железо - железный бумага - бумажный
кожа – кожаный; мех – меховой; резина – резиновый; шелк - шелковый
осень – осенний; зима – зимний; весна – весенний; лето - летний
лес – лесной; снег – снежный; вода – водяной; дерево – деревянный

Задание 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Работа над темами «Части тела», «Мебель», «Одежда», «Посуда».
Задание 5. Использование существительных с суффиксами -онок (енок), -ата (ята).
Темы «Домашние животные и их детеныши»,
«Дикие животные и их детеныши».
Задание 6. Использование существительных с суффиксами - щик (чик), - ик, - ица, - ка, - ист.
Темы «Люди разных профессий».
«Спорт и люди спорта).
«Кто чем занимается».

Шестой этап. Обогащение грамматического строя речи детей
Задачи:
1. Понимание сложных предложений.
2. Обучение пересказу простого текста
3. Обучение рассказыванию с опорой на восприятие
4. Обучение рассказыванию с опорой на память.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на VI этапе.
1. Обучение пониманию сложных предложений Основные виды работ:
1) Оречевление ряда последовательно выполненных действий.
2) Чтение коротких рассказов. Беседа по содержанию.
3) Подготовленная беседа на определенную тему.
4) Сюжетно - ролевые игры.
5) Дидактические игры.
6) Работа с сериями сюжетных картин.
Приемы работы с картинами:
1)Рассматривание сюжетных картин. Рассказ взрослого по одной из них. Дети находят соответствующую картинку.
2)Рассказ взрослого по серии картин. Подбор детьми предметных картинок к сюжетным.
3)Чтение взрослым рассказа, выставление картинок на наборном полотне. Затем самостоятельное раскладывание детьми серии картинок.

2. Обучение пересказу простого текста
Тексты подбираются простые, доступные, соответствующие опыту детей. До чтения текста проводится словарная работа.
Чтению текста предшествует короткая вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. Установка на пересказ дается после первого чтения. После прослушивания задаются вопросы по содержанию. Затем идет повторное чтение.
Виды пересказа
1)Выборочный пересказ.2) Краткий пересказ.
3) Творческий пересказ.

Приемы обучения пересказу
- образец чтения произведения,
- вопросы,
- объяснения, указания,
- упражнения,
- обращение к личному опыту детей,
- показ наглядного материала,
- подсказ слова или фразы,
- совместный пересказ педагога и ребенка,
- отраженный пересказ,
- пересказ по частям,
- пересказ по ролям,
- игра-драматизация,
- инсценировка,
- хоровое проговаривание,
- оценка речи детей.

3. Обучение рассказыванию с опорой на восприятие
Обучение связано с сенсорным развитием детей, ознакомлением с предметами окружающей обстановки. Необходимо, чтобы ребенок знал предметы, в рассказе отражал реальные стороны предмета, правильно определял его назначение. Параллельно проводится воспитательная работа: обучение детей обращению с предметами.
Рассказу предшествует рассматривание игрушки. Игрушки предъявляются образные, с яркой индивидуальностью.

3. Рассказы по картинкам.
Используются предметные и сюжетные дидактические картины, рисунки, аппликации детей, фотографии, портреты, слайды.
Дидактические игры на описание наглядного материала: «Что за зверь?», «Отгадай, кто это», «Отгадай и назови», «Магазин», «Собери посылку», «Чудесный мешочек» и др-

4. Обучение рассказыванию с опорой на память
Рекомендуется использовать следующие виды рассказывания;
1) Рассказывание на темы из коллективного опыта: «Новогодний праздник», «Спортивные развлечения», «Как мы гостей встречали», «Как мы игрушки делали малышам», «Как мы двор убирали», «Прогулка в лес» и т. п.
Предшествуют рассказыванию разговоры, беседы об увиденном, пережитом, игры по теме, изобразительная деятельность, способствующие закреплению впечатлений.
2) Рассказывание на темы из индивидуального опыта: описание любимой игрушки, домашнего животного, события, темы этического характера.
Рассказы из личного опыта требуют большой помощи педагога.
Приемы: образец рассказа, вопросы, анализ событий, наблюдение, дидактические упражнения.
Дидактические игры: «Угадай, кто это», «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?», «Где был Петя?», «Радио», «Похожи - не похожи», «Отгадай-ка» и др.

Седьмой этап. Формирование у детей диалогической речи
Задачи:
Обучение задавать простые вопросы и отвечать на них.
Формирование разговорной речи в беседе.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на VII этапе.
Обучение детей умению задавать простые вопросы и отвечать на них. Формирование разговорной речи в беседе
В работе педагог использует положительные эмоции в качестве стимула речевого общения, сочетание речевой активности с различными видами деятельности (игра, труд, рисование, лепка, конструирование). Для освоения разговорно-диалогической речи необходимо научить детей выслушивать вопросы, реплики собеседника, соотносить с ними свои ответы и высказывания. Педагог следит за грамматическим оформлением ответов, реплик, проводит работу над интонацией, выразительностью речи.
Приемы обучения
Ведущий прием - вопрос. Вопросы поискового и проблемного характера требуют умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Для чего? Как узнать?
Вопросы стимулирующего характера: Про каких же ребят можно сказать - это друзья?
Простые, репродуктивные вопросы: Где? Сколько? Кто?
Последовательность предъявления вопросов в беседе: сначала репродуктивные для оживления памяти и опыта детей, затем 1 - 2 поисковых вопроса, в заключение -1-2 обобщающих вопроса.
Построение беседы
Начало беседы. Цель - вызвать, оживить в памяти детей впечатления. Используются вопросы-напоминания, загадки, стихи, картины, фотографии, предметы.
Основная часть беседы. Выделяются микротемы, этапы. Например, в беседе «О здоровье» выделены этапы:
1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).
2. Утренняя зарядка.
3. Чистота рук.
4. Закаливание.
Конец беседы. Эта часть кратка, эмоциональна, практически действенна, может содержать пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.
Основные речевые умения детей
Работа педагога направлена на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, т. е. речь в итоге приобретает коммуникативную функцию.
Из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что дети с тяжёлой степенью умственной отсталости, имеющие значительные отклонения в развитии и обучении, имеют индивидуальную динамику развития, благодаря чётко, грамотно и профессионально спланированной педагогической деятельности.
Вся работа была направлена на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, т. е. речь в итоге приобретает коммуникативную функцию.
Обогащается пассивный и активный словарный запас детей, дети усваивают культуру речевого общения. В общении пользуются фразовой речью, используют различные синтаксические конструкции предложений.





































Литература

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М, 1981.
2. Васильева КН., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 1996.
3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -М, 1985.
5. Жукова НС. Формирование устной речи: Учебно-методическое пособие. - М: Соц. - полит.журнал, 1994. - 96 с.
6 Жукова НС. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М: Просвещение, 1973. 220 с.
7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте - М: Медгиз, 1962. - 268 с.
8. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост В.И. Селиверстов. - М, 1977.
9. Кузьмина НИ., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.
10. Недоразвитие и утрата речи /Под ред. ЛИ. Белякова и др. - М, 1985.
11. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, ЕМ. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - 528 с.
12. Нарушение речи у дошкольников /Сост. Р.А. Белова - Давид. - М., 1972.
13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1994.
14. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной.- М.: Просвещение, 1967. 367 с.
15. Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи: В2ч.-М., 1994.







Надежда Вячеславовна Новоторцева
Методика развития речи у неговорящих детей
Редактор ГП. Каргина



Подписано в печать 16.09.99 Формат 60x90 1/16. Печ. л. 3,9. Тираж 100. Заказ № 77 .
Ярославский государственный педагогический
университет имени К.Д. Ушинского (ЯЛТУ)
150000, Ярославль, Республиканская ул., 108
ЛР № 020080 от 19.12.97
Типография ЯГПУ 150000, Ярославль, Которосльная наб., 44









4



Root Entry