Статья на тему Специфика работы педагога-психолога с неговорящими детьми раннего возраста


«Специфика работы педагога-психолога с неговорящими детьми раннего возраста, имеющими тяжелое недоразвитие речи, в условиях дошкольного учреждения» Одним из основных направлений работы педагогов, работающих с детьми раннего возраста, является углубленная разработка основного содержания и методов раннего воздействия на первых этапах развития вербальной коммуникации. Наше учреждение посещают дошкольники, имеющие различные тяжелые отклонения речевого развития, в том числе дети раннего возраста с 2 до 3 лет.
У дошкольников раннего возраста выявление и разграничение тяжести задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза, представляет собой достаточно сложную психолого-педагогическую проблему. Приоритетная роль в точной диагностике отводится наблюдениям, и анализу состояния познавательной и речевой активности, в процессе которых подтвердятся педагогические заключения о характере речевого нарушения у ребенка.
Известно, что для развития разных психических функций, в том числе и для речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей приобретает особое значение для их полноценного развития и обучения.
Ежегодно в нашем учреждении проводится мониторинг познавательного развития детей по методике Е.А. Стребелевой, а также обследование состояния речевого развития детей первой младшей группы. Результаты показывают резкое увеличение количества детей с проблемами в развитии речи и недостатками познавательного развития.
Все чаще нарушения речи становятся не самостоятельным дефектом, а входят в состав других, более сложных расстройств психического и познавательного развития ребенка и влекут за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом. Поэтому очень важно во время выявить речевые трудности, разобраться в их причинах и как можно раньше приступить к их коррекции.
У неговорящих детей часто отмечается задержка речевого развития. У ребенка могут быть определенные мозговые нарушения, в результате которых он не понимает обращенную к нему речь, он ее как бы не слышит. Очевидно, в этом случае он не может и научиться говорить. Поэтому, в первую очередь, надо выяснить, понимает ли ребенок речь окружающих. В связи логопед в логопедической карте, отмечает фактические показатели понимания речи малышами и их собственной активной речи. Педагог-психолог отмечает, сопровождает ли ребенок свои действия хотя бы минимальными словами.
Педагоги много общаются с детьми, говорят с ними, но зачастую предложения воспитателя не направлены на то, чтобы вызвать активную речь детей. «Принеси чашку»,- все поручения были направлены на понимание речи, и дети, как правило, выполняют их молча. Поэтому совершенно необходимо в работе с детьми поддерживать в них любое обращение, переводя его постепенно в речевое, оформляя его словом. Особенно действенен прием неожиданного появления предмета или его изображения, которые непроизвольно вызывает у ребенка слово, эмоциональные возгласы.
И специалисты, и родители должны знать, что в раннем возрасте можно говорить лишь о возможных негативных тенденциях в развитии речи ребенка, а не выносить приговор о нарушении его речевого развития. Даже малоговорящий ребенок, при соответствующем внимании со стороны взрослого, способен добиться значительного прогресса в развитии в своей речи в течение достаточного периода времени. Опыт показывает, что после двух-трех месяцев целенаправленного внимания к развитию детской речи со стороны родителей, которые используют в ежедневном общении с ребенком игры и тренировочные упражнения, рекомендуемые логопедом и воспитателем, малыш добивается заметных успехов в накоплении и активизации своего словарного запаса.
Причины задержки в развитии речи детей различны: это и состояние его анамнеза, и частые заболевания малыша, ослабляющие его организм, и недостатки педагогических воздействий, и сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении и другие. Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи логопеда, психолога, что в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей.
Педагогу с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания.
Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в речевом развитии, следует проводить не индивидуально, т.к. в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше. Малыши с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.
Работа с ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно привлечь внимание ребенка свойствами предмета, обогатить его сенсорный опыт ( «посмотри, какая красивая кукла, какой пушистый хвостик у зайки, какой колючий ежик»). На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа повторения имитационных движений (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а в последствии - на речевое подражание.
Следующий этап – привлечение к совместной деятельности. Работа ведется по нескольким направлениям:
- развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
- побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, предмет, самого ребенка), рассматривание ярких иллюстраций в книгах;
- побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используя яркий стимульный материал привлекается внимание ребенка, необходимо вызвать сильную эмоциональную реакцию, выраженную ярким удивлением (ах), расположить к речевому подражанию, повторению облегченных и обычных слов (ля-ля, кукла),
-взрослому рекомендуется не принимать односложных ответов, необходимо просить ребенка дать полный ответ-хотя бы начало фразы (это би-би), либо поставить ребенка в ситуацию выбора –машина или поезд? ;
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать отдельные слова, уточнением и расширением пассивного словаря , объединенным общей ситуацией (мы играем, наши игрушки);
- развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, текстура материалов и их свойства, кинеститические и барические ощущения,);- стимуляция развития зрительного и слухового восприятия и внимания, ощущений, интерес к совместной деятельности со взрослым.
Говоря о становлении у детей активной речи, следует обратить внимание на развитие тонких движений пальцев рук, которое стимулирует речевое развитие ребенка. На основании многочисленных обследований детей было установлено, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, а вот с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны, потому что уровень моторного развития рук в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это чаще всего свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Основные задачи занятий по развитию у детей пальчиковой моторики:
Развитие хватания.
Развитие согласованных движений обеих рук.
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться счетными палочками.
Развитие осязания.
Развитие мышления и воображения.
Малыши часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:
не допускать переутомления детей – сначала длительность занятия не должна превышать 5-10 минут, постепенно ее можно увеличить;
уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
эмоционально обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать малышей;
занятия проводить индивидуально или с небольшой группой детей.
Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.
Игры-забавы, игры-прятки, выполнение имитационных движений под специально подобранную музыку очень нравятся детям. В этом возрасте руки малышей еще недостаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие. Взрослый эмоционально объясняет движение и постепенно добивается имитации и правильного выполнения этого движения от детей, основной акцент при этом ставит на желании заниматься и подражать взрослому.
Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений, сильно страдает координация движений. Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность огорчает и расстраивает малышей. В случае затруднения они могут потерять интерес к игре. Чтобы этого не произошло, нужно направлять действия малыша: многократно показать ему, как нужно выполнять то или иное действие, взять его руки в свои, поправить ноги и выполнять действие совместно. Во время занятия следить за соблюдением мер безопасности – следует играть с ними в спокойные игры, следить, чтобы они не нарушали пространство друг друга, обеспечивать им свободу передвижения. Малыша нельзя заставить делать даже очень полезное действие многократно, если оно неинтересно. И наоборот-он будет много раз проделывать вновь и вновь то, что его заинтересовало.
Анализируя пути решения актуальной проблемы задержки речевого развития и детей раннего возраста в условиях нашего учреждения, мы пришли к выводу, что педагогическая работа с детьми раннего возраста должна начинаться с формирования у них общих навыков, которые предполагают:
Развитие понимания обращенной речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук и общих движений.
Развитие психологической базы речи (усвоения основных сенсорных эталонов)
Развитие слухового внимания и чувства ритма (слушать и повторять ритм звучания музыкальных инструментов и игрушек).
Пальчиковую гимнастику.
Благодаря занятиям в специально подготовленной предметно-пространственной среде ребенок получает возможность для коррекции недостатков познавательного развития и преодоления последствий задержки раннего речевого развития.
Список используемой литературы:
1. Зворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М., 1985.
2. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М., 2004.
3. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет. М., 1994.