Рабочая программа внеурочной деятельности Удивительный мир слов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. Претория Переволоцкого района
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ с. Претория»
___________Удовиченко М. П.
Приказ № от 2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
1 класс
Учитель:
Кривцова Н. Ю.
с. Претория
2016-2017 уч. год
Рабочая программа «Удивительный мир слов» составлена в соответствии:
1.Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 –29.12.2012);
2. Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008);
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
5. Письмом Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
6. Учебным планом МБОУ «СОШ с. Претория» на 2016-2017 уч. год;
7. Авторской программы «Удивительный мир слов», Л. В. Петленко, Ю. В. Романовой
8. Сборник программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Удивительный мир слов»Л. В. Петленко, Ю. В. Романовой в соответствии с требованиями ФГОС. Сборника программ внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой 1-4 класс, Москва, Издательский центр «Вента-Граф» 2011 год.
Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»:
Пояснительная записка
Название программы
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой "Удивительный мир слов" (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Виноградовой; " Начальная школа XIX века»; Вентана-Граф, Москва, 2011г.), в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Актуальность
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходят на помощь дополнительные   занятия.Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Предлагаемая программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Концепция программы
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку.
Новизна программы
Организация занятий основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
. Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Цели обучения.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языкав начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основногосредства человеческого общения; формирование позитивного отношенияк правильной речи как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
--расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитать потребности в творческом самовыражении;
- воспитать эстетическое отношение к окружающему миру;
- познакомить учащихся с основами здорового образа жизни;
- воспитать ответственность и дисциплинированность;
- совершенствовать экологическое воспитание учащихся;
- сформировать активную жизненную позицию.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
-- развить у учащихся устойчивость внимания и наблюдательность;
-- развить наглядно-образное и пространственное мышление;
-- развить аналитические способности (умения слушать и анализировать);
-- развить различные виды внимания и памяти;
-- содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, аккуратности, ответственности, собранности и т.д.);
-- развить базовые музыкальные способности (чувство ритма, музыкальная память).
-- развивать смекалку и сообразительность;
-- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Структура программы.
Программа включает три раздела:
— пояснительная записка;
— основное содержание факультатива;
— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.
Общая характеристика факультатива.
Место факультатива в учебном плане.
«Удивительный мирслов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которогорассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развиваетсяязыковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности засоблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространствеязыка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народак языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнениемучебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению исохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В процессе изучения данногофакультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту
и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормамиупотребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развиваетпознавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождениислов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучитьфонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связейи аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написаниябукв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщитьматериал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширятьначальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиесяиспользуют для выбора способа решения познавательных, практическихи коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал,помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережноеи внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что,в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программывключены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделанна развитии у младших школьников способности к анализу языковыхфактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в областьмысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии,лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активноеосвоениекурса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактическиеигры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия длявысказывания младшими школьниками суждений художественного,эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следованиянаучным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормамобщения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знанийо языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключаетсявформировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованныхнорм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка ипонимании значения языка как явления национальной культуры.
Формы, методы, технологии обучения
Содержание внеурочной деятельности строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активноеосвоениекурса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактическиеигры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Планируемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).Признаки гласных и согласных звуков.Буквы русского алфавита.
Антонимы, многозначные слова. Родственные слова
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Подбирать родственные слова.Делить слова на слоги. Объединять слова в группы.Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Работать со словарями.Составлять текст по вопросам учителя. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Личностные, метапредметные (компетентностные), предметные результатывнеурочной деятельности.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:_ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - мотивация для углублённого изучения курса русского языка -_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; _ понимание причин успеха в учебной деятельности; _ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;Обучающийся получит возможность для формирования: _ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; _ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; _ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; _ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: - планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; - понимать смысл инструкции учителя; - осуществлять взаимный контроль; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: - устанавливать причинно-следственные связи;- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;- искать, анализировать информацию; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;– под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;– обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Обучающийся получит возможность научиться: - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач.– под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;- строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: – договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;– строить понятные для партнера высказывания;
– контролировать действия партнеров в совместной деятельности; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; – проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться: – следить за действиями других участников совместной деятельности;– принимать другое мнение и позицию;– строить понятные для партнера высказывания.- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты
- сравнивать произношение гласных и согласных звуков; — наблюдать за функцией и ударением в слове; — контролировать правильность постановки ударения в словах - наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; — выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; — различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; —подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; — оценивать уместность использования слов в тексте; -анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; — анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными —наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; —соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; —самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях.
Формы, средства проверки, способы оценки результатов обучения
Надо помнить, что задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
В курсе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль, взаимоконтроль в процессе отработки, обучающий контроль – в системе обучающих самостоятельных и творческих работ, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Обоснование УМК
Внеурочная деятельность направлена на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
1. С.В. Иванова, М.И. Кузнецова Русский язык: методическое пособие: 2 класс С.В. Иванова, М.И. Кузнецова. – 3–е изд., доп. М.: Вентана – Граф, 2011. – 240 с.
2. С.В. Иванова, М.И. Кузнецова Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты, тесты диагностические задания. 1-4 классы. Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 176 с.
3. Кузнецова М.И. Пишем грамотно. Рабочие тетради в 2 –х частях. Вентана-Граф, Москва, 2014г.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
№п/п
Название темы всего
Кол-во часов
теория практика
1. Неведомые звуки. 1 - 1
2. В Стране Слов 1 1 -
3. Волшебные слова 2 1 1
4. Наши друзья в Стране Слов 1 - 1
5. Сокровища Страны Слов 1 1 -
6. Чудесные превращения слов 1 - 1
7. Знакомство с алфавитом 2 1 2
8 Тайны звуков и букв 1 1 -
9. Встреча с Радугой 1 - 1
10. В Стране говорящих Скал. 1 1 -
11. В глубь веков 1 1 -
12. Королевство Ошибок 1 1 -
13. В Стране Слогов 1 - 1
14. Неожиданная остановка в пути 1 - 1
15. В удивительном городе Неслове1 1 -
16. Чудеса в Стране Слов 2 1 1
17. Слова одинаковые, но разные 1 1 -
18. На карнавале Слов 1 1 -
19. В стране близнецов 1 1 -
20. Конкурс знатоков 1 - 1
21. Новое представление 1 - 1
22. Необычный урок 1 1 -
23. Следопыты развлекают детей 1 1 -
24. В клубе веселых человечков 1 1 -
25. К словам-родственникам 2 1 1
26. Экскурсия в прошлое 1 1 -
27. Полет в будущее 1 1 -
Итого 33 19 14
Тематический план.
1 класс
№ Дата проведения Время прведенияКоличество часов Тема
занятий Форма занятий
Форма контроля и
содержание
1 2.09 13.00-14.00 1 Неведомые звуки. Занятие – игра. Знакомство. Игра «Раз, два, три - говори…».
Отгадывание загадок про школу.
2 9.09 13.00-14.00 1 В Стране Слов. Первые встречи.
Беседа. Выставка книг. Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками - игрушками, раскрашивание рисунков в книжках - раскрасках.
3-4 16.09-
23.09 13.00-14.00 2 Волшебные слова. Что такое библиотека?
Беседа – игра. Знакомство с библиотекой.
Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг.
5 30.09 13.00-14.00
1 Наши друзья в Стране слов. Вместе с книжкой. Творческая мастерская. Рассказы детей. Игрушка как часть духовного мира ребенка. Любимая игрушка, сочинение сказок о ней.
6 7.10 13.00-14.00
1 Сокровища страны слов. Путешествие по стране Слов с буквами. Веселые словесные игры, стихи, загадки. Богатство и красота родного языка.
7 14.10 13.00-14.00 1
Чудесные превращения слов. «В сказку дверь мы приоткроем…». Инсценирование сказки, игры на основе сказок. Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина. Викторина по сказкам.
8-9 21.10-
28.10 13.00-14.00
2
Знакомство с алфавитом Чтение учителем стихотворения «Веселое пуьешествиеотАдо Я» .
Знать наизусть наизусть алфавит
10 13.00-14.00 1
Тайны звуков и букв. Игровая форма занятия. Инсценирование стихотворения «Лесной карнавал» Творческая работа. Разгадывание загадок. Нужны альбом, карандаши.
11 13.00-14.00 1
Встреча с радугой. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».Игра «Исправь ошибку художника» Необходимы альбом и краски. Нарисовать радугу.
12 13.00-14.00
1 В стране Говорящих Скал. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма.
Отгадать «заколдованные слова».
13 13.00-14.00
1 В глубь веков. Игры, беседа опервыхродственниках алфавита. Р.азгадывание ребусов.
14 13.00-14.00 1 Королевство Ошибок. Сочинение сказки.Разыгрывание ситуаций. Прослушивание стихов и рассказов , работа по исправлению в них ошибок. Сочинить свою сказку
15 13.00-14.00
1 В Стране Слогов. Игра на внимание «Исправь ошибки».Игра с мячом «Продолжи слово» Чтение.
16 13.00-14.00
1 Неожиданная остановка в пути. Совместное чтение книг.Рассказ учителя о речи. Чтение.
17 13.00-14.00
1 В удивительном городе Неслове. Работа со словарем. Чтение.
18-19 13.00-14.00
2 Чудеса в Стране Слов. Рагадываниеребусов.Многозначные слова. Уметь различать слова близкие по значению.
20 13.00-14.00 1 Слова одинаковые, но разные. Слова-омонимы. Разгадывание загадок, ребусов. Уметь различать слова.
21-22 13.00-14.00 2
На карнавале слов. Рассказ учителя о словах-двойниках-омофонах. Уметь находить слова-двойники.
23 13.00-14.00 1 В театре близнецов. Работа со словарем.шутки-каламбур. Конкурс загадок. 24 13.00-14.00 1 Конкурс знатоков. Кросворды, головоломки. Игры с омонимами. Чтение.
25 13.00-14.00 1 Новое представление. Инсцениров. отрывка из сказки «Приключение Незнайки» Найти слова-синонимы.
26 13.00-14.00
1 Необычный урок. Слова-антонимы. Придумать слова-антонимы.
27 13.00-14.00
Следопыты развлекают детей. Загадки, игры, пословицы с антонимами Чтение.
28 13.00-14.00
1 В Клубе веселых человечков. Головоломка «Начинай на А» Подбор синонимов и антонимов.
29-30 13.00-14.00 2 К словам-родственникам. Рассказ учителя о родственных словах.Игра «Домино» Разгадывание ребусов.
31 13.00-14.00 1 Экскурсия в прошлое. В «музее древних слов» Чтение.
32 13.00-14.00
1 Полет в будущее. Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя о неологизмах. Загадки.
33 13.00-14.00 1 Итоговое занятие. Инсценирование сказок, рассказов.Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Тематическое планирование 1 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Планируемые результаты
(предметные) Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Содержание занятия
Ученик должен знать Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
1 Неведомые звуки. 1 Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Игры «Добавки», «Знаешь сам – расскажи нам»
Уметь различать понятия звук и буква Формирование познаватель-ных мотивов – интерес к новому. Самостоятель-ное выделение и формулирова-ние познавательной цели Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию
2. В Стране Слов. Первые встречи. 1 Игры «Слова-братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка. Рассказ «Снежные слова».
Стремление к самоизмене-
нию – приобретению новых знаний Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Умение слушать собеседника Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
3-4 Волшебные слова 2 Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Знать волшебные слова, ситуации их употребления.
Формирование познаватель-ных и учебных мотивов Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Умение слушать собеседника Оценка – осознание качества и уровня усвоения
5 Наши друзья в Стране Слов 1 Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе-злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание. Парад добрых слов. Формирование учебных мотивов и интереса к новому Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
6 Сокровища Страны Слов 1 Головоломка «Сколько родственников». Беседа о богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарем. Конкурс на лучшее толкование слова. Игры «Назови по родству», «Цепочка слов» Формирование духа соревнования, положительной мотивации – интереса к новому Выбор оснований для сравнения форм слова Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Волевая саморегуля-
ция как способность к волевому усилию
7 Чудесные превращения слов 1 Сказка «Буква заблудилась». Игры «Веселые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворений Формирование познаватель-
ных и учебных мотивов Самостоятель-
ное выделение и формулирова-
ние познавательной цели
Интерес к способу решения и общему способу действия Волевая саморегуля-
ция как способность к волевому усилию
8-9 Знакомство с алфавитом 2 Чтение стихотворения «Веселое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Сказка «Кутерьма». Игра «Волшебный колодец». Уметь правильно называть буквы алфавита, знать гласные и согласные буквы. Формирование познавательных мотивов и интереса к способу решения и общему способу действия Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Умение слушать собеседника Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
10 Тайны звуков и букв 1 Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения «Трудные буквы».
Уметь подбирать слова на заданный звук, дифференцировать звуки. Формирование познаватель-ных мотивов – интерес к новому. Самостоятельное выделение и формулирова-ние познавательной цели
Анализ звуков с целью выделения признаков Интерес к способу решения и общему способу действия Волевая саморегуля-
ция как способность к волевому усилию
11 Встреча с Радугой 1 Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень ». Игра «Исправь ошибку художника».
Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за творчеством художника Выбор оснований для сравнения форм слова Умение слушать собеседника Оценка – осознание качества и уровня усвоения
12 В стране Говорящих Скал 1 Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма. Как наши предки научились считать и писать. Головоломка «Заколдованные слова»
Уметь решать логические задачи. Формирование учебных мотивов и интереса к новому Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Умение договариваться, находить общее решение Применение установлен-
ных правил в планировании способа решения.
13 В глубь веков 1 Рассказ учителя о первых родственниках алфавита. Разгадывание ребусов.
Уметь отгадывать загадки и ребусы о словах. Формирование познаватель-ных мотивов и интереса к способу решения и общему способу действия Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Умение слушать собеседника Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
14 Королевство Ошибок 1 Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов, работа по исправлению в них ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Уметь находить в тексте ошибки. Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Умение слушать собеседника Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
15 В Стране Слогов 1 Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Знать о делении слов на слоги. Формирование познаватель-ных мотивов, эстетических чувств и чувства прекрасного. Выбор оснований для сравнения форм слова. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Целеполага-ние как постановка учебной задачи
16 Неожиданная остановка в пути 1 Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «пройди через ворота». Рассказ учителя о речи.
Знать зависимость лексического значения слова от ударения. Формирование учебных мотивов и интереса к новому Выбор оснований для сравнения форм слова. Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос Волевая саморегуля-
ция как способность к волевому усилию
17 В удивительном городе Неслове1 Работа со словарем. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекресток». Стремление к самоизмене-
нию – приобретению новых знаний Поиск и выделение необходимой информации Умение слушать собеседника Применение установлен-
ных правил в планировании способа решения.
18-19 Чудеса в Стране Слов 2 Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова-синонимы.
Уметь различать слова близкие по значению. Формирование чувства прекрасного на основе наблюдений за природой Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Умение слушать собеседника Оценка – осознание качества и уровня усвоения
20 Слова одинаковые, но разные 1 Слова-омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Уметь различать слова. Стремление к самоизмене-
нию и приобретению новых знаний и умений Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
21-22 На карнавале слов 2 Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова-омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами-двойниками. Стремление к самоизмене-
нию и приобретению новых знаний и умений Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным ответом
23 В театре близнецов 1 Головоломка «Начни и закончи». Работа со словарем. Шутки-каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. Формирование учебных мотивов и интереса к новому Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Ориентация на партнеров по общению Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
24 Конкурс знатоков 1 Правила «Узелки на память». Кроссворд. Головоломка «Дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами
Формирование познаватель-
ных и учебных мотивов Выбор оснований для сравнения форм слова. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности Волевая саморегуля-
ция как способность к волевому усилию
25 Новое представление 1 Инсценировка отрывка из сказки «Приключения Незнайки и его друзей». Веселый аттракцион «Доскажи словечко». Слова-синонимы. Сценка «Твердый знак».
Игра «Найди друзей». Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художествен-
ной культурой Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
26 Необычный урок 1 Головоломка. Слова-антонимы. Игра «Угадай-ка!» со словами - антонимами Стремление к самоизмене-
нию и приобретению новых знаний и умений Выбор оснований для сравнения форм слова. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Оценка – осознание качества и уровня усвоения
27 Следопыты развлекают детей 1 «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание рассказов, сказок Формирование познаватель-
ных и учебных мотивов Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности Волевая саморегуля-
ция как способность к волевому усилию
28 В Клубе веселых человечков 1 Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. Интерес к способу решения и общему способу действия Выбор оснований для сравнения форм слова. Умение слушать собеседника Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным ответом
29-30 К словам родственникам 2 Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарем. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино» Стремление к самоизмене-
нию и приобретению новых знаний и умений Построение логической цепи рассуждений. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
31 Экскурсия в прошлое 1 Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. В «музее» древних слов. Стремление к самоизмене-
нию и приобретению новых знаний и умений Выбор оснований для сравнения форм слова Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию
32 Полет в будущее 1 Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка!». Узелки на память. Головоломка. Стремление к самоизмене-
нию и приобретению новых знаний и умений Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
33 Итоговое занятие 1 Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценирование сказок, рассказов.
Уметь применять полученные знания на практике Интерес к способу решения и общему способу действия Самостоятель-
ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества Оценка – осознание качества и уровня усвоения
Согласовано:
Заместитель директора по ВР
_______________Войнова С. М.
«____»___________2016 года
Литература:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 гРик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.