Удивительный мир слов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

«Принято»
на заседании методического совета
Руководитель МС МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Протокол №
от « » 201 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УР /ВР МБОУ
«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»


« » 201 г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»


Приказ № ___
от « » 201 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Удивительный мир слов»
для учащихся 4 класса,
начальный уровень обучения,
Синельниковой Натальи Валерьевны
на 2014 -2015 учебный год














с. Шелаболиха
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Удивительный мир слов» для 4 классов разработана на основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
Концепция модернизации Российского образования;
Концепция содержания непрерывного образования;
Положение о рабочей программе;
Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2011. 168 с.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Структура программы.

Программа включает три раздела:
пояснительная записка;
основное содержание факультатива;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

·
·осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

·
·знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

·
·овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Общая характеристика курса.

«Удивительный мир слов» внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Технологии обучения:
- сотрудничества;
- ИКТ;
- Здоровьесберегающие;
- Компетентностно – ориентированные.
Методы обучения:
- теоретический;
- теоретическо- практический;
- практический.
Виды и формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Средства обучения:
- дополнительные пособия (словари, справочники, карточки);
- наглядный материал (таблицы, видеофильмы, плакаты, презентации)
Программа по литературному чтению разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.
В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребенка.

Место курса в учебном плане.

Изучение целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 40 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе), продолжительность занятия – 40 минут.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знании лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. и.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с. языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятелъпостного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
В программу 4 класса включены следующие разделы.

№ п/п
Раздел
Количество часов



Авторская программа
Рабочая программа

1
Поиграем со звуками, словами и предложениями.
7
7

2
Пора действовать!
14
14

3
Числа и слова.
4
4

4
Прочные связи.
8
7

5
Любимые игры со словами.
1
1


Всего
33
33



Содержание программы

Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-
образовательными моделями.

Практическая и игровая деятельность:
фонетические и графические задачи;
игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
шутливые лингвистические вопросы;
отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.


Практическая и игровая деятельность:
лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
игра «Меняемся ролями»;
творческая работа на тему «Если бы я был директором школы»;
ролевая игра «Просить или приказывать?»;
составление загадок с помощью глаголов;
игра-соревнование «Орфографический поединок».

Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.

Практическая и игровая деятельность:

проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.

Практическая и игровая деятельность:
игра «Словосочетания в пазлах»;
ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
итоговый конкурс «Любимые игры со словами».




Тематическое планирование (Удивительный мир слов)


№ п/п
Тема урока
Виды деятельности обучающихся с указанием темы
(практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)
Планируемые результаты к разделу, теме (личностные, предметные, метапредметные)
Примечание


Поиграем со звуками, словами и предложениями. (7 ч.)




1-2
Смотрю, говорю, слушаю.
Беседа
сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
наблюдать использование числительных в речи;
воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
выступать перед одноклассниками;
соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.
наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
наблюдать особенности различных словосочетаний;
сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
создавать устное высказывание на предложенную тему;
осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.




3-4
Лексические загадки.
Игра



5
Словесный конструктор
Сказка

ИКТ

6-7
Занимательная грамматика
Беседа



Пора действовать! (14 ч.)




8-9
Для чего нужны глаголы?
Беседа



10
Делать и сделать- не одно и тоже.
Игра



11
Меняемся ролями.
Беседа

ИКТ

12
Вчера, сегодня, завтра.
Сказка



13
Одно вместо другого.
Игра



14
Она меня поняла и приняла.
Беседа



15
Кто говорит, кто действует?
Игра



16
Сумею победить!
Игра



17
Мечтаем и фантазируем.
Беседа

ИКТ

18-19
Дай – подай - и поезжай!
Игра



20
Живые образы.
Сказка



21
Орфографический поединок.
Игра



Числа и слова. (4 ч.)




22
Для чего нужны числительные?
Сказка

ИКТ

23
Важные даты истории страны (города, края)
Игра



24
Рекорды в цифрах.
Игра



25
За семью печатями.
Беседа



Прочные связи. (8 ч.)




26
Треугольный шарик.
Игра



27
Как водить машину за нос?
Беседа

ИКТ

28
Послушный «подчиненный».
Игра



29
О «земляной» или «земной» красоте.
Сказка



30
Строгий «управляющий»
Игра



31
В Сибири и на Урале.
Беседа

ИКТ

32-33
Связаны смыслом.
Сказка



Любимые игры со словами. (1 ч.)
Игра

ИКТ

Всего занятий: 34






Перечень учебно-методического обеспечения

Материалы для учителя:
Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Минск: Народная асвета, 1971
Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006
Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО
Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007
Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000
Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004
Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.














Лист внесения изменений
Дата внесения изменений
Содержание
Реквизиты документа
(дата, № приказа)
Подпись лица, внесшего запись















































































































































Тематическое планирование (Удивительный мир слов)


№ п/п
Тема урока

Поиграем со звуками, словами и предложениями. (7 ч.)

1-2
Смотрю, говорю, слушаю.

3-4
Лексические загадки.

5
Словесный конструктор

6-7
Занимательная грамматика

Пора действовать! (14 ч.)

8-9
Для чего нужны глаголы?

10
Делать и сделать- не одно и тоже.

11
Меняемся ролями.

12
Вчера, сегодня, завтра.

13
Одно вместо другого.

14
Она меня поняла и приняла.

15
Кто говорит, кто действует?

16
Сумею победить!

17
Мечтаем и фантазируем.

18-19
Дай – подай - и поезжай!

20
Живые образы.

21
Орфографический поединок.

Числа и слова. (4 ч.)

22
Для чего нужны числительные?

23
Важные даты истории страны (города, края)

24
Рекорды в цифрах.

25
За семью печатями.

Прочные связи. (8 ч.)

26
Треугольный шарик.

27
Как водить машину за нос?

28
Послушный «подчиненный».

29
О «земляной» или «земной» красоте.

30
Строгий «управляющий»

31
В Сибири и на Урале.

32-33
Связаны смыслом.

Любимые игры со словами. (1 ч.)

Всего занятий: 34






15