Образовательные запросы современной семьи
Образовательные запросы современной семьи
Специфика образовательных запросов современной семьи.
Технология изучения образовательного запроса семьи.
Характеристика несогласованных запросов.
Применение интернет ресурсов в работе с родителями.
1. Специфика образовательных запросов современной семьи.
В современной науке довольно разработанным является понятие образовательной среды, которое понимается как совокупность антропогенных, социогенных факторов, задающих определенный режим жизни, система целенаправленных воздействий, задающих вектор траектории жизненного пути . Однако совершенно логично предположить, что, во-первых, одним из субъектов образовательной среды является семья ребенка, а, во-вторых, что образовательная среда, характеризующаяся в том числе такими свойствами как динамичность и осознанность, предполагает проявление некоторой активности и инициативности родителей. Одним из проявлений такой активности могут быть их образовательные запросы. Оговоримся сразу: зачастую родители с большим трудом могут четко сформулировать свои пожелания (или требования) к системе образования или к конкретному образовательному учреждению (педагогу), однако в реальности такой запрос (пусть не вербализированный) всегда имеется. Практика сегодняшнего дня показывает, что большинство конфликтов (скрытых или явных) между семьей и школой происходит именно от того, что деятельность образовательного учреждения (педагога) не соответствует ожиданиям родителей, а сами ожидания рождаются на почве дезориентации родителей в современном образовательном поле. Однако сегодня, когда система образования все больше зависит от родителей, изучение образовательных запросов семьи становится не только важной частью всего педагогического процесса, но даже его фундаментом.
од образовательным запросом семьи (ОЗС) мы будем понимать ожидания родителей (членов семьи), связанные с образовательной деятельностью их ребенка и адресованные конкретному субъекту. Таким субъектом может выступать как отдельный человек (педагог), так и образовательное учреждение, либо социальный институт, или СМИ, или (образовательная) система, или даже страна. В отличие от экономической сферы, где «запрос» очень часто приравнивается к «заказу», ОЗС, как правило, не имеет четких критериев, понятных обеим сторонам, а потому в уточнении (изучении) нуждается не только
содержание такого запроса (что запрашивается), но и его формулировка, понятийный аппарат (что вкладывается родителями в те или иные слова, что имеется в виду). Иногда стороны настолько «не совпадают» в своих трактовках педагогических понятий и критериях оценки, что не могут выстроить не только общую стратегию образовательной деятельности, но даже сам диалог. К слову сказать, образовательные учреждения не всегда охотно идут наконтакт с родителями именно в силу этой разницы: им кажется, что такой диалог в принципе невозможен. Однако, как показывает практика, даже сам процесс__
прояснения взаимных ожиданий может быть определенным психотерапевтическим стимулом для обеих сторон. Итак, что дает изучение ОЗС самому образовательному учреждению или отдельному педагогу?
• Возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
• Возможность выстраивать свою программу деятельности.
• Способствует установлению обратной связи со всеми субъектами образовательного процесса.
• Позволяет откорректировать педагогические цели и способы их достижения
• Помогает повысить удовлетворенность родителей как качеством образования, так и характером взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
• Дает возможность учитывать семью как ресурс для совместного развития.
Современная семья является, как правило, нуклеарной. Однако когда мы рассматриваемее как образовательную систему, из которой ребенок приходит к нам, необходимо знать не только ее состав, но и основные характеристики, а также качество внутрисемейных связей, существенно влияющих (или способных повлиять) на качество образовательного процесса.
2. Технология изучения образовательного запроса семьи.
При изучении членов семьи важно ответить на три главных вопроса:
1.КТО ОНИ?
(Социально-педагогическая характеристика — уровень образования, профессия, материальное положение, жизненные ценности, способы взаимодействия с другими, основные проблемы и т. д.). Уровень психолого-педагогической компетентности
2. ЧЕГО ХОТЯТ?
Цели, запросы, отношение к ОУ (педагогу)
3.ЧТО МОГУТ?
Какими ресурсами обладает каждый член семьи (материальными, интеллектуальными, временными, педагогическими, психологическими и т. д.). Наряду с индивидуальным профилем семьи, существуют и общие тенденции, характерные для большинства современных родителей. В контексте нашей темы к ним мы отнесем специфику их образовательных запросов, а также отношение к образованию и разным аспектам учебной
деятельности детей.
Перечислим особенности образовательных запросов современной семьи:
Полярность ОЗ, связанную с разнообразием типов семьи и возможностями родителей.
Несогласованость (в семье), связанную с разницей педагогических взглядов взрослых членов семьи на воспитание и образование ребенка.
Несформированость ОЗ, связанную с недостатком информации и психолого-педагогической компетентности родителей, а также с их незрелостью и неуверенностью в себе.
Неадекватность ОЗ, связанную с дезориентацией в образовательной ситуации — родители иногда очень слабо представляют реальность выполнения их педагогических требований. Конъюнктурность ОЗ, связанную с ориентацией родителей на кратковременные задачи, либо с ориентацией на престиж или внешние (статусные) достижения ребенка. Критичность, связанную с негативными установками по отношению к системе образования.
Для того чтобы обозначить все факторы, влияющие на ОЗС, введем такой термин как образовательный потенциал семьи, под которым будем понимать совокупность всех видов ресурсов семьи, направленных на развитие ребенка. Какие это ресурсы?
I. Образовательные цели семьи
– Цели ребенка.
– Традиционные (общепризнанные) цели (престижность, статусность и т. д.).
– Цели родителей (нереализованность, амбиции, мечты и т. д.).
Очень часто в семье присутствуют все виды целей, и здесь важно определиться с доминантой.
II. Образовательные принципы семьи
– Авторитарные («жесткое» управление процессом образования ребенка).
– Гуманистические (согласованность целей и методов с индивидуальными особенностями ребенка).
III. Образовательные ресурсы семьи
– Академические (уровень образованности, методические умения).
– Психологические (мотивация, психотерапевтические и коммуникационные способности, уровень социальной активности).
– Организационно-деятельностные (способность организовать учебную деятельность ребенка).
– Материальные (возможность обеспечить образовательный процесс всем необходимым).
ОЗС можно рассматривать по двум основаниям: степени их осознанности и степени их согласованности. Таким образом, получаем следующие виды образовательных запросов:
Осознанные образовательные запросы — вид ОЗС, характеризующийся продуманностью целей с опорой на адекватное представление о возможностях семьи и образовательного учреждения.
Неосознанные (неосознаваемые) образовательные запросы — вид ОЗС, характеризующийся спонтанными и кратковременными образовательными целями, ситуативностью выбора образовательного учреждения, отсутствием понимания и учета индивидуальных особенностей родителей и ребенка.
Консолидированные (согласованные) образовательные запросы — вид ОЗС, при котором цели, принципы и способы реализации образовательного пути ребенка максимально согласованы между всеми субъектами семьи.
3. Характеристика несогласованных образовательных запросов семьи.
Несогласованные образовательные запросы характеризуются внутрисемейным разнообразием и непоследовательностью родительских ожиданий от системы образования и ребенка. Очевидно, что идеальными для системы образования были бы осознанные консолидированные ОЗС, однако для этого необходимо проделать специальную работу. На наш взгляд, влиять на адекватность ОЗС можно только через повышение образовательного потенциала семьи. Каким образом можно это делать? Прежде всего, подобная работа должна строиться системно и включать 6 основных направлений, подробно описанных в предыдущих публикациях. Как влияет работа по каждому направлению на повышение образовательного потенциала семьи?
– Информирование — Делюсь знаниями! — Академический потенциал
– Просвещение — Делюсь пониманием! — Мотивационный потенциал
– Консультирование — Делюсь временем! — Психологический потенциал
– Обучение — Делюсь умениями! — Методический потенциал
– Совместная деятельность — Делюсь ответственностью! — Партнерский потенциал.
Перечислим основные принципы развития образовательного потенциала семьи:
– Проективность (необходимо делать эту работу продуманной).
– Открытость (включение всех субъектов образовательного процесса).
– Инициативность ОУ (как более компетентного в этой сфере субъекта).
– Мониторинг (отслеживание результатов и обратная связь).
– Посильность нагрузки (адекватность требований, достижимость результатов).
– Добровольность (исключение авторитарных способов взаимодействия с семьей).
– Вариативность (возможность выбора образовательной траектории, форм и методов сотрудничества).
Таким образом, регулярный мониторинг ОЗС и их учет позволят образовательному учреждению (или отдельному педагогу) выстроить такой уровень сотрудничества, при котором могут быть максимально полно раскрыты все интересы и склонности ребенка и для выстраивания индивидуального образовательного маршрута.
Поскольку семья в настоящее время все больше становится автономной образовательной системой, <...> необходимо выстраивать не только индивидуальный образовательный маршрут ребенка, но и ввести в педагогику понятие индивидуального образовательного маршрута семьи. Данное направление научно-практической работы представляется нам крайне актуальным и перспективным.
4. Применение интернет ресурсов в работе с родителями.
При проектировании сотрудничества с родителями складывается как минимум два направления:
1) работа, направленная на помощь родителям и развитие определенных умений (качеств) у детей;
2) работа, направленная на стимулирование (получение) помощи от семьи.
Если эти направления выстроены грамотно и находятся во взаимосвязи, можно говорить о том, что система существует, и что ресурсы семьи используются максимально.
Как же можно использовать интернет для реализации этих целей?
ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Создайте специальную рассылку, которая будет помогать родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в городе или вашем учреждении. Для этого необходимо всего лишь собрать их электронные адреса и регулярно и заблаговременно (например, раз в две недели) сообщать членам семьи о каком-то событии или достижении. Основной девиз здесь — «Все, что вы узнали сами — расскажите родителям!». Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается. Естественно, информация о достижениях конкретного ребенка — это информация приоритетной важности. Однако не следует превращать электронную переписку в книгу жалоб. Тогда родители будут читать ваши письма с хорошим настроением.
Итак, 4 принципа эффективного информирования родителей посредством электронной почты: актуальность, конкретность, позитивность, регулярность.
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Оптимальный вариант такой работы — создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания, разработанные вашими специалистами. Помимо этого, на сайте можно размещать информацию о новых книгах и новых спектаклях, издаваемых законах и созданных программах. Главное, чтобы у родителей была возможность обращаться к первоисточникам вашей деятельности. Очень много вопросов правового характера можно снять, опубликовав необходимые сведения для всеобщего обозрения.
Если нет возможности создать целый сайт, включите в электронную рассылку статьи и памятки психолого-педагогического и юридического характера.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Интернет-консультации — важный рычаг для повышения родительской активности, так как здесь устанавливается обратная связь с ними и есть возможность отследить и характер проблем родителей, и уровень их удовлетворенности вашей деятельностью, и обсудить перспективы развития. Кроме того, немало родителей сами много знают и умеют, и именно они могли бы стать консультантами в какой-то области. Помимо чисто методической пользы, с помощью данного метода вы можете и найти соратников, и создавать реальные сообщества.
Если вы чувствуете, что сами не справитесь с дистанционным консультированием, установите с сайтами, вызывающими у вас доверие, постоянный контакт и «отправляйте» родителей за помощью именно туда. Двух-трех ресурсов для такой цели вполне достаточно. Помните, что родителям очень сложно подыскать действительно компетентных и профессиональных специалистов. А потому в этой вопросе ваша помощь неоценима. Кстати, это касается консультаций не только по воспитанию детей, но и по медицинским или правовым вопросам. Уровень доверия к вам родителей после такой подсказки существенно возрастет.
ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Строго говоря, это направление можно назвать учебно-методическим сопровождением семьи, если ваши специалисты способны оказать родителям именно такую поддержку с помощью дистанционных методов, обе стороны могут сэкономить много времени. Педагогу необходимо лишь понять, в освоении каких навыков нуждается конкретный родитель, и помочь ему стать для своего ребенка и другом, и «массовиком-затейником».
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Естественно, такая деятельность имеет как минимум два аспекта: проектный (когда вы можете обсуждать с родителями то или иное мероприятие, обмениваться вариантами сценариев и викторин по электронной почте или через форумы) и реальный (когда вы встречаетесь в конкретном месте и совместными силами проводите то или иное мероприятие.) Само мероприятие тоже может иметь как реальный, так и дистанционный характер: например, конкурс домашних страничек, викторины, виртуальные путешествия по музеям мира или сетевая компьютерная игра между разными семьями.