Конспект урока по предмету история на тему Александр III — от реформ к контрреформам, от войны к миру?
Этапы и временные рамки
Цель (прообраз) образовательного результата
Деятельность учащихся (методы учения)
Формы организации деятельности учащихся
Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала учащимся)
Показатели достижения образовательного результата
1.
Организаци-
онный
момент.
( 1 мин.)
Подготовиться к
уроку.
Поприветствовать
друг друга.
Готовят тетради
и ручки.
Фронтальная.
Настраивает на совместную работу и
контролирует готовность учащихся.
Наличие на партах
тетрадей и ручек.
2.
Постановка
проблемы.
( 3 мин.)
Обозначить
проблему и основ-
ную цель урока.
( Каждый ученик
должен доказать
собственную точ-
ку зрения о том,
что сделал Алек-
сандр 3, как глава
государства, для
России, во внут-
ренней и внешней
политике.)
Учащиеся
внимательно
слушают, запи-
сывают в тетрадь
с доски название
темы и обращают внимание на
портрет импера-
тора Александра
III.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Диктует название темы в форме проблемного
вопроса. Акцентирует внимание учащихся
на портрете Александра III. в военной форме.
( художник И. Н. Крамской.)
Запись названия темы
в тетради.
3.
Осознание и
обсуждение
проблемы.
( 6 мин.)
4.
Групповое
обсуждение
известной
информации.
( 7 мин.)
Наметить путь к
обсуждению.
( самостоятельно
обеспечить плац-
дарм.)
Учиться работать в коллективе, опираясь на базовые знания каждого ученика. Формировать умение слушать и слышать друг друга.
Учащиеся форму-
лируют предполо-
жение ( гипотезу)
по решению проб-
лемы и записыва-
ют в тетрадь.
Выступает каждая пара с целью обмена информацией со всеми учениками группы и с преподавателем.
Парная.
Парная.
Фронтальная.
Задает учащимся наводящие вопросы:
Что вам известно про императора Алек-
сандра 3 ?
Почему внутреннюю политику принято
называть периодом контрреформ ?
За какие заслуги царя назвали мирот-
ворцем ?
( И по ходу обсуждения, если необходимо,
задает уточняющие вопросы.)
Внимательно слушает ответы учеников, регулирует порядок работы и задает вопросы, связанные с имеющимися знаниями по проблеме.
Понимание сути воп-
росов, умение сфор –
мулировать и кратко
записать общую вер -
сию, при ответе на
каждый вопрос.
Грамотное изложение
предлагаемых ответов, их сущностный уровень. Активная позиция в обсуждении.
5.
Выработка
возможных
путей реше -
ния пробле -
мы.
( 3 мин.)
Определиться,
как предстоит
решать проблему.
Советуются друг
с другом и при –
нимают единое
решение.
Парная.
Фронтальная.
Предлагает выбрать путь решения общей
проблемы. Узнает о том, какое решение будет для учеников наилучшим? Почему?
Аргументированность
разнообразных пред-
ложений. Умение достигать компромисса.
6.
Разработка
плана реше -
ния пробле-
мы.
( 3 мин.)
Сориентироваться в многообразии источников и найти необходимые для анализа и осмысления информации. Выстроить последовательность действий.
Выбирают тип и количество источников из предложенного дидактического
материала:
1.Сравнительная
таблица понятий
«Реформа и контрреформы».
2.Сравнительная таблица « Реформы Александра 2 и контрреформы
Александра 3».
3.Опорная схема контрреформ и внешней политики.
4.Тексты: «Контрреформы Александра 3», « Международное положение России после подписания
Берлинского трактата».
( И возможно учебники).
Парная.
Уточняет у учащихся:
- В каких источниках будут осуществлять
поиск информации?
- Чьим мнением воспользуются?
( Если необходимо, то помогает советом).
Акцентирует внимание на присутствующих
экспертах ( 6 учеников из группы), чьи зна-
ния могут помочь в разрешении проблемы.
Наличие источников на партах.
Готовность получать информацию от экспертов - одногруппников.
7.
Сбор
материала.
( 40 мин.)
Проанализировать
сообщения экспер-
тов, факты в исто-
чниках для обосно-
вания точки зрения
Ученики запи-
сывают в тетрадь
важную ( по мне-
нию каждого ин-
формацию) из
сообщений экс-
пертов. Выделя-
ют в сравнитель-
ной таблице от-
личия между по-
нятиями реформа
и контрреформы.
Работают с ис-
точниками для
того, чтобы пись-
менно ответить
на поставленные
вопросы.
Индивидуальная.
Поэтапно задает вопросы выступающим экс-
пертам:
1. Какую роль сыграла трагическая гибель
Александра 2 в формировании политическо-
го курса Александра 3 ? ( Отвечает на осно-
вании сообщения № 1 за 4 минуты. Показы-
вает на экране коронацию Александра 3 и
крушение поезда.)
2. Как оценивали современники способности
Александра 3, необходимые в управлении
государством? ( Отвечает на основании
сообщения № 2 за 4 минуты, характеризуя
качества и выделяя общее во взглядах.)
3.Причины выбора курса К. П. Победонос-
цева? ( Отвечает на основании сообщения
№ 3 за 4 минуты, вывешивает на доске порт-
реты М. Т. Лорис- Меликова и К. П. Победо-
носцева.) Суть Манифеста о незыблемости
самодержавия? ( Текст на экране и Большой
государственный герб- символ выражения
идеи абсолютной монархии в программе
царствования.)
Предлагает ученикам выполнить задание в
таблице « Реформа и контрреформы» за 4
минуты, подготовленное экспертом.
Задает ученикам вопросы ( выведены на
экран) к документу - « Контрреформы Алек-
сандра 3» и таблице « Реформы Александра 2
и контрреформы Александра 3».
1.К чему стремился Александр 3 в политике
контрреформ?
2.Какие меры удалось осуществить полнос-
тью? ( на 10 минут.)
Снова обращается к эксперту:
1.Почему Россия не воевала при Александре 3? ( Отвечает на основании сообщения № 4
за 4 минуты.)
Задает ученикам вопросы ( выведены на экран) к документу – « Международное положение России после подписания Берлинс-
кого трактата».
1.Как изменилось направление внешней
политики России в 80- 90 е. г. г.XIX века ?
2.Причины распада « Союза трех императоров» ?
3.Какое влияние оказало заключение Русско- французского союза на ситуацию в Европе ?
4. Вела ли политика обеих сторон к миру в
Европе? ( на 10 минут.)
Принцип отбора со-
держания материала,
его объем и системати-
зация. Самостоятель-
ность при анализе ин-
формации в докумен-
тах. Точность и крат-
кость формулировок
ответов.
8.
Обобщение
собранного
материала.
( 10 мин.)
Убедительно дока-
зать собственную
точку зрения. Учи-
ться принимать
противоположное
мнение.
Ученики ( по же-
ланию) дают ха-
рактеристику
собранной ин-
формации и пре-
дставляют ре-
зультат выполненной работы.
Защищают точку
зрения перед
экспертами и
преподавателем.
Остальные сдают
в тетради на про-
верку, в конце
урока.
Индивидуальная.
Вместе с экспертами содержательно оцени-
вает ответы выступающих по следующим
критериям:
- Понял ли суть проблемы?
- Смог ли ее проанализировать?
- В какой степени применил базовые знания
и использовал источники ?
Полнота и научная
обоснованность реше-
ния проблемы.
Ответственность за
результат.
9.
Систематиза-
ция знаний,
полученных при решении
проблемы.
( 4 мин.)
Показать различ-
ные, неоднознач-
ные и противоре-
чивые подходы к
оценке деятель-
ности Александра
3.
Ученики знако-
мятся с оценками
современников и
в настоящее вре-
мя правления
Александра 3.
Сопоставляют их
с собственной
точкой зрения.
Фронтальная.
Предоставляет заключительное слово двум
экспертам на основе сообщений:
« Оценка программы контрреформ».
« Оценка правления Александра 3».
Понимание важности
решения данной про-
блемы и теоретическо
значения своего вкла-
да в историю.
10.
Рефлексия.
( 3 мин.)
Самооценка работы учащихся.
Формирование
навыков самоанализа.
Оценивают свои
знания, умения,
навыки.
Осуществляют
обратную связь
с преподавате-
лем.
Индивидуальная.
Раздает лист самоанализа ученика:
1.Что узнал (а) нового ?
2.Какие затруднения были в ходе
занятия ?
3. Вопросы и пожелания преподавателю.
Оценки экспертам за
сообщения и профес-
сиональные ответы на
вопросы.
Оценки ученикам за
устные ответы и пись-
менные работы в тет-
радях.
15