Адаптационный игротренинг для учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов
Сценарии адаптационных занятий
Предлагаемые игротренинги для учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, построены в рамках личностно ориентированной модели воспитания ребенка и учат прежде всего пониманию, принятию и признанию в процессе непрямого воздействия.
Упражнения включаемые в начало каждого занятия, являются важным элементом, позволяющим поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым, создать основу для усвоения больших объёмов информации. Каждое занятие заканчивается созданием условий для обратной связи, что позволяет каждому участнику узнать мнение окружающих о себе.
При организации ситуации общения детям даётся возможность понять и попробовать новые способы поведения. Поведение ребят постепенно переводятся с импульсивного на осознанный уровень.
Данные игротренинги ориентированы на реализацию образовательных и воспитательных задач:
Образовательные задачи:
обучать умению слушать и слышать друг друга;
побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого;
учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
развивать способность делиться своими переживаниями.
Воспитательные задачи:
способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка;
поощрять открытые проявления эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.);
воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы другого, находить общие решения в конфликтных ситуациях;
развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям;
способствовать полноценному развитию личности ребёнка через самовыражение в творчестве;
развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения;
Методические приёмы:
беседы, направленные на знакомство с различными видами понимания, познания себя;
словесные, подвижные, релаксационные упражнения;
рисование;
проигрывание различных психодиагностических упражнений;
анализ и инсценировка различных психологических этюдов.
Каждый из представляемых игротренингов рассчитаны на 5 занятий по 40 минут каждое. Каждое занятие начинается с приветствия нового вида предложенного детьми, а заканчивается все дни одним и тем же прощанием
Необходимо отметить, что учителя активно включаются во все виды предлагаемой деятельности, участвуют в играх наравне с учащимися.
Игротренинг для учащихся 1-х классов
1 день:
1. «Давайте познакомимся» - каждый участник называет себя по имени.
2. «Снежный ком» - первый участник называет своё имя. Следующий, повторяет имя первого и называет своё и т.д. по кругу. Возможно, хоровое проговаривание имени, как вид помощи стеснительным, неуверенным, а также как один из способов запоминания.
3. «Давайте поздороваемся» -
Существуют разные способы приветствия. Какие вам известны? (добрый день, привет, салют, здравствуйте, рукопожатие).
Верно, это всё реально существующие приветствия, но можно придумать и наши собственные, может даже шуточные (щекой, плечом, ногой и т.д.).
Давайте пошлём друг от друга по кругу приветствие плечом, но оно должно быть ласковым, нежным, как пожелание добра и здоровья.
«Встаньте те кто»
Сейчас я буду называть утверждения, если они вы сними согласны, то вы должны встать.
любит сладкое
имеет дома собаку
у кого есть сестра
есть кошка
есть брат
кто сегодня не позавтракал
кто сегодня поцеловал родителей перед школой
А теперь проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. Кто сможет назвать имена ребят у кого дома есть собака7 и т.д.
5. «Поменяйтесь местами у кого»
туфли чёрного цвета
светлые волосы
голубые глаза
серьги в ушах и т.д.
6. «Опиши товарища» - дети разбиваются на пары, становятся спиной друг другу и начинают описывать друг друга – волосы, лицо, одежду (сначала внешний круг, затем внутренний). Повернувшись лицом, друг другу проверяют, верно, ли они дали описание.
2 день:
1. «Молекулы»
Дети хаотично двигаются по классу, опустив глаза в пол, по сигналу останавливаются и, встретившись, глазами друг с другом приветствуют рукопожатием (объятием) со словами «здравствуй (имя) я так рад тебя видеть. Движение возобновляется (2-4 раза повторить).
2. «Угадай настроение товарища».
Ребёнок смотрит внимательно на соседа слева, и описывать его настроение, тот в свою очередь соглашается или нет, (задание выполняется по кругу)
3. Беседа о мимике, жестах, пантомиме.
- Что вам помогло понять настроение ваших одноклассников? (Глаза, улыбка, движения тела и т.д.)
Эти волшебные средства понимания имеют свои названия. Оказывается, если присматриваться к человеку, можно понять, что он чувствует. И конечно в силах каждого человека заметить, когда другому плохо и помочь ему. Раскрыть понятия мимика, пантомима.
4. «Театр пантомимы».
Давайте представим, что мы с вами актёры театра пантомимы, а я режиссер (объясненить, что это за театр детьми или ведущим). Предлагаем вам разбиться на пары, встать на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами. И выполнить следующие задания:
1. поздоровайтесь одними руками, постарайтесь получше узнать сво его соседа. Опустите руки.
теперь ваши руки ссорятся.
ваши руки мирятся, просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
«изображение эмоций» (плакат)
радость
удивление
грусть
гнев, злость
страх
отвращение
«Изобрази профессии или действия»
Рефлексия
– На следующим занятии, мы продолжим разговор о волшебных средствах понимания и назовём те, с которыми познакомились сегодня
3 день
Приветствие «Львы, пулемёты, обезьяны»
Класс разделить на три группы: «львы», «пулеметы», «обезьяны».
Инструкция: каждой группе необходимо послать приветствие жестами характерными для вашей группы.
1. Вспомним знакомые средства понимания:
«отгадай эмоцию» - одни дети изображают, другие отгадывают;
жесты – поздороваться, позвать, попрощаться;
пантомима – дети по 4-6 человек изображает, как ходит: уставший человек, старичок, весёлая маленькая девочка.
2. Волшебное средство понимания – интонация.
Скажите ребята, если мы не видим человека то можно ли догадаться, о его настроении? Да, по голосу. Это волшебное средство понимания называется интонация. Давайте попробуем с различными интонациями произнести фразу «пойдем гулять»
3. Ролевые проигрывания ситуаций.
Работа проводится в парах. Используя, волшебные средства понимания дети должны помочь:
плачущему ребёнку, он потерял мяч;
мама пришла с работы, она очень устала;
товарищ сидит в классе, у него заболела мама;
ваш друг плачет, он получил плохую отметку.
4. «Волшебные заросли»
Встать в круг, все кто в круге это водоросли. За кругом остаётся 4-6 человек. Они должны проникнуть внутрь круга. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Они могут расслабиться и пропустить участника в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».
Рефлексия:
Когда «водоросли» пропускали в круг? (когда слышали добрые слова, ласковый голос, приятные прикосновения). Всё это волшебные средства понимания – жесты, мимика, интонация, пантомимика.
4 день:
1. «Если бы ты был волшебником»
Если бы ты был волшебником, и мы могли творить чудеса, что бы ты подарил нам всем вместе.
2. «Портрет самого лучшего друга»
Обсуждение:
какими качествами должен обладать друг? (друг должен быть таким, чтобы с ним было радостно общаться).
А вы хотите быть друг для друга хорошими друзьями.
Давайте познакомимся с правилами настоящих друзей:
помогай друзьям,
делись с ними, учись играть и заниматься вместе,
останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чём-то неправ,
не спорь, не ссорься по пустякам
играй со всеми дружно
не завидуй
если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись,
спокойно воспринимай советы и помощь других ребят
не радуйся, когда кто-то проигрывает, если можешь, помоги ему. Если проиграл сам, не срывай злость на других, может, ты выиграешь в другой раз.
3. «Вежливые слова»
дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.
4. «Кто позвал»
один человек становится спиной к остальным детям, а один из участников окликает его по имени. Ребёнок должен угадать, кто его позвал, затем ведущий отгадывает.
5. «Художник слова»
Ребятам предлагается загадать кого-то из группы и описать (как выглядит, что любит и т.д.) другие должны отгадать.
6. «Нарисуй своё настроение»
5 день:
«Экзамен на звание мастера общения»
Сегодня мы с вами отправимся в страну Понимания.
Путь-дорога приводит детей к берегу реки. Видят: вокруг лес, а на берегу сидит маленький Леший, глядит в воду и горько плачет. Задача детей – утешить и расспросить, чем расстроен Леший. (Предполагается, что эта ситуация моделирует отношения с младшими.)
На расспросы Леший отвечает: «Меня никто не любит, никто не хочет со мной ни играть, ни дружить, говорят, что я некрасивый...» Задача детей – помочь Лешему, чтобы он не считал себя некрасивым и несчастным. Затем Лешего спрашивают, не знает ли он дорогу в Страну Понимания.
Леший говорит, что не знает точно, но наверняка надо идти через лес, там далеко есть город, наверно, это и есть Страна Понимания. Дети идут в город через лес. В пути им встречается Лиса, которая говорит, что никакой Страны Понимания на самом деле нет, это все выдумка, и зовет всех детей к себе в гости. (Лиса говорит одно: ласковые слова, приятные предложения, но интонационно это говорится зло; дети должны подметить эту несогласованность и не поддаться на лживые уговоры Лисы.) В городе дети встречают множество очень высоких людей, занятых своим делом. Никто не обращает на них внимания. (Ситуация моделирует психологические взаимоотношения со взрослыми).
Важно корректно привлечь к себе внимание людей-великанов и спросить, это ли Страна Понимания.
Житель города отвечает, что Страна Понимания находится на другом берегу реки. Там живет мудрейший из мудрых – Волшебник. Дети благодарят великана и идут к реке.
Следующая задача детей – переправиться через импровизированную реку любым творческим способом: построив мостик из шарфиков, перенестись с помощью воздушного шара, соорудив плот и т. п. На другом берегу детей встречает Волшебник. Дети приходят к Волшебнику и задают ему вопрос, где же находится Страна Понимания. Волшебник отвечает: «Все, что вы видели вокруг себя здесь и видите каждый день, – все это Страна Понимания. Вы всегда в этой стране. Я внимательно наблюдал за вашим путешествием, за вашими успехами в Волшебное зеркало, – вы настоящие Мастера общения и все достойны этого звания». Далее Волшебник вручает детям дипломы о присвоении звания «Мастер общения» и медали за различные заслуги: «За находчивость», «За вежливость», «За желание помочь».
Рефлексия.
Игротренинг для учащихся 5-х классов
1 день:
Знакомство.
Учитель представляется ребятам и рассказывает о себе, о том, что он больше всего любит или не любит, что ему легко удается, а в чем испытывает трудно. Рассказывает о своем предмете, что в нем интересного и какие есть сложности.
Визитки.
Каждому ребенку выдается небольшая карточка. Все дети и учитель делают себе визитки. На одной стороне карточки пишется свое имя, а на другой – подходящее к нему прилагательное. После того, как выполнение визиток закончено, начинается процесс представления. Каждый, в том числе учитель, встает, зачитывает свое имя и эпитет к нему, прикалывает визитку на грудь. Когда все представились, учитель по очереди всех детей называет по именам и еще раз повторяет свое имя.
Игра "Ладошки".
Учитель предлагает ребятам разбиться на пары, можно так, как они сидят за партами; повернуться лицом друг к другу, закрыть глаза, протянуть руки вперед и соприкоснуться ладонями с партнером.
Если в классе нечетное количество учащихся, то в пару встает учитель. Далее учитель сообщает команды и дает время на их выполнение:
"Не открывая глаз и не отрывая ладоней, поздоровайтесь друг с другом",
"А теперь потанцуйте, также держась за руки",
"Попробуйте подраться, не отрывая ладоней",
"А теперь помиритесь",
"Попрощайтесь друг с другом и после этого откройте глаза".
4. Беседа.
Учитель сообщает о том, что школьники перешли в среднее звено, они стали старше, у них теперь новое положение в школе. Далее ребятам задается вопрос, какие, по их мнению, новшества в школьной жизни их ожидают. Все, названное школьниками, учитель фиксирует на доске, включая обучение во вторую смену, новые предметы, разнообразие кабинетов и т.д. Неназванные ребятами изменения педагог сам добавляет в общий список. Затем идет обсуждение нововведений по пунктам. Ученики находят не только отрицательные, но и положительные стороны каждого изменения. В завершение беседы на доску выносится список изучаемых предметов; фамилия, имя, отчество учителя-предметника и соответствующий номер кабинета.
5.Игра "Пошли письмо".
Все ребята становятся в круг, крепко держась за руки. Ведущий - почтальон - в центре круга. Он говорит: "Я посылаю письмо от Сережи к Лене". Сережа начинает передавать "письмо". Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока "письмо" не дойдет до Лены. Цель почтальона "перехватить" письмо, увидеть, у кого из детей оно находится. Желательно, чтобы несколько детей побывали в роли почтальона.
6. Сотрудничество в парах.
Каждой паре можно предложить любые три слова:
а) птицы, лисица, огурец
б) собака, помидор, солнце
в) корова, ботинки, трава
Задание каждой паре из предложенных трех слов оставить только два, которые имеют в чем-то сходные свойства. Одно слово, не обладающее этим свойством, окажется "лишним". Следует найти как можно больше признаков, объединяющих каждую пару слов и не свойственных исключенному лишнему слову.
Ответы могут быть такими:
птицы - лисица - огурец. Лисица, птица одушевленные, животные.
Лишним может быть слово птицы, т.к. оно состоит из двух слогов, а остальные два из трех.
Лишним может быть слово птицы, т.к. это слово стоит во множественном числе, а лисица и огурец имеют единственное число.
Лишним может быть слово огурец, т.к. оно начинается с гласной буквы, а другие два - с согласных.
После совместного выполнения задания один ученик из пары встает и объясняет принятое ими решение.
2 день:
1 Игра "Путанка".
Все школьники разбиваются на две команды и выходят в центр класса. Каждая команда выбирает ведущего, оба ведущих выходят из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг, каждая команда образует свой круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда обе команды запутались, в комнату приглашают войти ведущих. Они пытаются распутать то, что получилось, не разжимая рук. Побеждает та команда, которая первая распуталась.
2. Круг знакомств.
Эта игра каждому участнику занятий дает возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации. Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов:
1) один из игроков делает шаг к центру круга;
2) называет свое имя,
3) демонстрирует какие-то движения и жесты, выражающие либо отношение этого человека к людям, либо его (её) представление о себе, либо все, что душеньке угодно;
4) назвав и показав "себя", игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг;
5) все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга.
3. Игра "Мяч по кругу".
Ведущий бросает мяч со словами: "Твое любимое блюдо?". Следующему ребенку с другим вопросом. "Твой любимый цвет?". Ученик отвечает на вопрос и бросает мяч ведущему. Таким образом, мяч обходит всех школьников, вопросы при этом могут быть разными, ведущим может быть кто угодно, в том числе и ученик.
4 . Групповая работа.
Ребята сидят группами за "круглыми столами". Каждому столу дается задание придумать название группы и ее девиз. По окончании работы каждая группа встает и представляется.
5. Работа в группах.
В состав одной из групп, включается вновь пришедший учитель. Каждой группе называется какой-нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам (внешним и существенным). Можно систематизировать признаки на основе общего применения, материала, из которого изготовлены предметы, отнесения предметов к одному классу и т.п.
Вариант 1 "вертолет".
Вариант 2 кукла".
Вариант 3 "земля".
Вариант 4 "арбуз"
Пример выполнения задания по варианту 2: "кукла" - "погремушка", "плюшевый мишка" (игрушки): "кукла" - "чашка", "тарелка" (фарфор); "кукла" - "телефон", "футляр" (пластмасса). По окончании работы каждая группа по очереди выходит к доске и защищает свои аналогии, распределяя обязанности между собой.
3 день:
1. Игра "Дни рождения".
Все присутствующие выходят в середину класса. Задача играющих - выстроиться по кругу в календарном порядке их дней рождений. Выстраиваются по часовой стрелке. Первый от ведущего стоит человек, родившийся, например, в январе, а последним должен стоять тот, кто родился в конце декабря. Если в одном месяце родились несколько человек, то они выстраиваются в шеренгу друг за другом в соответствии с датой рождения (по возрастающей).
Все задания выполняются в тишине, общаться игрокам можно только знаками.
2. Игра "Встаньте все, кто..."
Стулья ставятся по кругу в центре класса, но на один меньше, чем количество участников. Все садятся на стулья. Ведущий стоит в центре и говорит "встаньте все, у кого хорошее настроение". Те, кто встал, начинают ходить по кругу под веселую музыку. Когда музыка заканчивается, все садятся на стулья. Тот, кому не хватило стула, стоит в центре круга и объявляет. "Встаньте все мальчики", игра продолжается до тех пор пока не будет назван признак по которому встанут все сидящие в круге.
3 Игра "Имя".
В игре принимают участие все, в том числе и пришедшие учителя. Все присутствующие выходят в середину класса. Задача играющих - выстроиться по кругу в алфавитном порядке по первой букве имени. Выстраиваются по часовой стрелке. Первый от ведущего стоит человек чье имя начинается на букву "А", а последним должен стоять тот, чье имя начинается на букву "Я". Если на одну букву начинается несколько имен, то эти ребята выстраиваются в шеренгу друг за другом. Задания выполняются в тишине, общаться игрокам можно только знаками.
4. Игра "Зеркала".
Все присутствующие разбиваются на пары, становятся друг против друга. Один из них «зеркало», если человек смотрит в зеркало, то и зеркало должно смотреть ему в глаза, а не на его движущиеся руки. Через некоторое время игроки по команде ведущего меняются ролями.
5. Строим автомобиль.
Класс разделить на группы. Каждой группе предлагается построить дом, животное либо автомобиль. Ребятам надо договориться, кто какой частью автомобиля или дома будет работать - кто будет мотором, тормозом, колесом, рулем. По окончании работы каждая группа выходит к доске и представляет свое произведение.
6 Составляем предложения.
Класс разделить на группы. Каждой группе, сидящей за "круглым столом" даются три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова. Можно менять падежи, добавлять предложение другими словами.
Вариант: озеро, медведь, карандаш.
Вариант: улица, книга, фартук.
Вариант: мяч, небо, цветок.
Вариант: очки, сумка, велосипед.
Например, по 1 варианту традиционное предложение может быть таким, "медведь опустил в озеро карандаш". Оригинальный ответ: "мальчик взял в руки карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере". По окончании работы каждая группа представляет свои предложения.
4 день:
1. Игра "Встреча".
Все участники делятся на две равные группы. Каждая группа выстраивается в круг так, чтобы образовать два концентрических круга - внешний и внутренний. Все поворачиваются затылок друг к другу так, чтобы круги смогли вращаться в противоположные стороны, например, внешний - по часовой стрелке, а внутренний - против часовой стрелки. По сигналу ведущего игроки начинают двигаться, по сигналу ведущего останавливаются. Стоящие во внешнем и внутреннем кругах по порядку друг к другу, образуя пары, поворачиваются.
Несколько раз надо потренировать само движение. Когда ведущий увидит, что пары выстраиваются безошибочно, он дает команды, указывая, что делать. При очередном движении круга образуются новые пары, и каждый раз ведущий дает разные команды:
Вы встретились после долгой разлуки. А до этого вы были в добрых, но не очень близких отношениях. Поздоровайтесь друг с другом.
Вы были самыми близкими друзьями. Одного из вас родители на год увезли в другой город. Вы встретились впервые после годовой разлуки.
Поздоровайтесь, обнимитесь друг с другом.
Человек, стоящий напротив тебя, очень робеет, а ему предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. Подбодри его.
Этот человек сделал для тебя нечто очень хорошее. Ты только что об этом узнал. Поблагодари его.
Тебе только недавно стало известно, что этот человек совершил нечто необыкновенное (спас человека, поставил рекорд, сделал великое открытие). И вот вы встретились. Похвали его.
Ему сегодня жутко, он в отчаянии, очень несправедливо не повезло. Он, конечно, не подает виду, но ты - его друг - понимаешь, насколько ему кисло на душе. Пожалей, подбодри его.
Такие ситуации можно множить и разнообразить.
2. Пантомима"
Группа делится на две команды. Каждая команда придумывает несколько слов - понятий (по числу членов противоположной команды). Затем начинается игра, заключающаяся в следующем: первая команда приглашает одного из членов второй и сообщает ему задуманное слово; задача этого человека - изобразить слово молча так, чтобы его команда догадалась, что это за слово. Затем команды меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побудет в роли изображаемого.
Игра способствует развитию навыков невербального общения. Она не исключает обсуждения, если ведущий заметил в ходе игры что-либо интересное и желает довести это до сознания участников.
3. "Перевоплощение в предмет"
Разложите на стульях или столе 12 15 разнообразных предметов (предметов должно быть на З -5 штук больше, чем участников группы). Это могут быть: ручка, носовой платок, мягкая игрушка, губная помада, зеркало, скрепка и тому подобное. Задача участника выбрать понравившийся предмет, а затем представить себе, что он является этим предметом и рассказать о предмете от первого лица. Например: "Я губная помада. Я живу в косметичке у неряшливой хозяйки".
Это упражнение требует грамотного обсуждения. Ход обсуждения, естественно, будет определяться имеющимся материалом (в виде рассказов участников) и зрелостью ведущего и группы. Кроме того, что ребенок идентифицируется с выбранным предметом, предмет еще служит маской, которая позволяет устранить барьер и полнее раскрыться. В этих рассказах в метафорической форме часто представлены острые внутриличностные или межличностные проблемы, волнующие автора. Поэтому это упражнение является хорошей взаимной подготовкой (участника и ведущего) к дальнейшей консультативной работе.
В любом случае необходимо общее обсуждение. Возможно использование следующих вопросов:
Что вы чувствовали, когда слушали рассказ А.?
Какой рассказ вам больше всего понравился (не понравился)? Чем?
Что ты чувствовал, когда рассказывал о выбранном предмете?
Что в твоем рассказе тебе нравится, а что - нет? Почему?
4. "Темная лошадка»
Упражнение выполняется в парах. В паре один ведущий, другой ведомый. Ведомый закрывает глаза, а ведущий берет его за талию и водит по комнате, где расставлены стулья и другие предметы "препятствия". Задача ведущего, так провести своего партнера, чтобы обойти все препятствия и не столкнуться с другими парами. После 25 мин. хождения партнеры меняются ролями. Неплохо, чтобы каждый ребенок, кроме того, сменил одного - двух партнеров.
Это телесное упражнение, выполняется после хорошего разогрева. Способствует осознанию проблем, связанных с давлением (управлением) - подчинением, активностью - пассивностью, доверием - недоверием.
5.Мгновенная социометрия
Инструкция: "Возьмите за руки (одной рукой одного, другой другого) двух человек, с которыми Вам наиболее приятно общение в этой группе".
Упражнение быстрое, двигательное и очень информативное. Буквально за две минуты вы получите "скульптуру" группы. Будет ли ведущий участвовать в упражнении также важный диагностический момент.
5 день:
1. "Мы с тобой одной крови"
Упражнение выполняется в парах. Задача каждого ребенка найти как можно больше сходств со своим партнером и записать их. Рекомендуемый стиль записей:
"Мы оба тактичные"
"Мы оба любим, слушать музыку" и т.п.
Во время поиска сходств нельзя консультироваться с другими, особенно со своим партнером. На поиск и запись сходств отводится 5 мин. На это время можно включить легкую музыку.
После того, как перечисление сходств закончено, дети передают списки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если какая-то запись партнера не устраивает ребенка, то он должен ее вычеркнуть. После взаимного анализа работа обсуждается в парах, особенно если есть вычеркнутые пункты.
Можно провести общее обсуждение в кругу. Это упражнение способствует осознанию того общего, что есть у всех людей, какими бы разными они ни казались вначале. Пройдя через поиски и осознание общего с одним человеком, ребенок лучше понимает, что при определенном усилии всегда можно найти то общее, что объединяет тебя с другим, каким бы чужим он ни был для тебя в начале встречи. Такая установка позволяет найти общий язык в самых критических ситуациях.
2. «Закончить предложения»
Это задание выполняется устно в кругу. Задать одному из присутствующих личный вопрос о своих достоинствах или недостатках. Итак, пока все не посидят в центре.
Когда я шел сегодня на занятия...
Когда я проснулся...
Я обрадовался (огорчился), когда...
После того, как все побывают в центре - обсуждение:
Как чувствовали себя в центре круга?
О чем было трудно говорить?
Это упражнение обычно воспринимается детьми очень живо, и каждый стремится посидеть в центре круга.
3."Если я тебя правильно понял"
Упражнение выполняется в кругу. Дети по очереди высказываются на тему: "Что я ценю в людях?". После того, как ребенок закончил говорить, его сосед справа кратко повторяет изложенное, начиная свой монолог словами: "Если я тебя правильно понял...". Первый ребенок должен оценить точность передачи информации. Затем на предложенную тему высказывается сосед справа и т.д. по кругу.
Это упражнение развивает умение слушать других, которое не особенно развито у большинства детей этого возраста, а соответственно приводит к конфликтам и недопониманию в общении. Зачастую, когда дети становятся способны услышать друг друга, конфликт разрешается сам собой.
4. "Комплимент"
Упражнение выполняется в кругу. Один из детей берет мячик и бросает его кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен вернуть мячик обладателю с приятными словами о нем. Ребенок может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того, как он закончит, мячик передается следующему сидящему в круге. И так до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.
5. Рефлексия.
Игротренинг для учащихся 10-х классов
1 день:
1.Целеполагание
Мы собрались с вами здесь для того, чтобы каждый из нас смог лучше узнать себя, научиться помогать себе в трудной ситуации, снимать с себя напряжение, открыть в себе новые возможности, о которых мы, может быть, даже и не догадываемся. Познакомиться друг с другом наконец, просто поиграть, отдохнуть, посмеяться. Если мы будем активны и искренни, то сможем помочь не только себе, но и друг – другу.
2.Знакомство
Предлагаю поближе познакомимся. Пусть каждый по кругу назовет себя так, как ему бы хотелось, чтобы его называли в этой группе. Это может быть любая, приятная для вас ласкательная, уменьшительная или другая форма вашего имени. Представляются. А теперь для лучшего запоминания попробуем повторить все названные имена по кругу (называют имена).
3. Игра «Мигалки»
Задача водящего – переманить к себе пару. Для этого он должен мигнуть кому-то из внутреннего круга. Тот, кому мигнули, должен перебежать к водящему и встать сзади него. Но, задача стоящего сзади - не отпустить партнера. Поэтому, если он заметил, что его пару пытаются "умыкнуть" – он хватает напарника за плечи и не отпускает.
Стоящий сзади должен быть максимально мобилизован, но руки его должны быть опущены вдоль туловища. Только в тот момент, когда он заметил, что его партнеру подмигнули, он может схватить его руками. Итак, кто кого: водящий должен незаметно подмигнуть, впереди стоящий – незаметно «улизнуть», а сзади стоящий – испортить им всю песню. Если партнер ускользнул, оставшийся становится водящим.
4.Игра «Броуновское движение»
Быстро двигаемся под музыку в любом порядке – мы атомы. Как только музыка прекратиться, внимательно слушайте меня. Если я скажу: "Составляем молекулу из двух атомов", – все должны объединиться (взяться за руки друг друга) по два человека. Если скажу: "Из трех атомов", – быстро объединиться по три человека. Сколько атомов назову – столько человек должно объединиться. Кто не успел за 10 секунд найти свою "молекулу" – выбывает из игры. Тренер заканчивает игру объединением всех участников в одну молекулу.
5. Игра «Путанка»
В этой игре задача водящего распутать непонятную фигуру, созданную остальными. Все берутся за руки и встанют в круг. Руки не отпускаются в течение всей игры. Водящий выходит, остальные начинают запутываться. Кто-то проходит под руками двух любых участников (за ним гуськом те, кого он держит за руки), кто-то изобретает свои ходы. Но, руки не отпускаются ни на момент.
Задача тренера: следить за тем, чтобы кто-то не встал в положение, неудобное для соседей – не выворачивал им руки. Тренер первую игру ведет сам, а затем инициатива переходит к подросткам. Чем плотнее группа встает, тем лучше эффект для дальнейшего взаимодействия группы. Желательно, чтобы в роли водящего побывали все.
6. Игра «люблю – не люблю»..
Учащиеся сидят в кругу, по очереди каждому из участников предлагается закончить предложение6 «Я не люблю», затем проиграть вариант: «Я люблю»
2 день:
1.Приветствие.
2.Беседа
Мы сделаем следующее упражнение. Представим себе, что мы эксперты. Нам в темной комнате надо определить на ощупь, что за предмет перед нами, на что он похож. Это слон. Но он большой, и каждый из нас может ощупать только то, к чему он прикоснется. Закрыли глаза. Я прикасаюсь к ноге. Саша прикасается к хоботу. Сережа - к бивню. (Каждому по имени сказать, к чему он прикасается: хвосту, уху, спине, голове). Вы представили себе это?
А теперь по кругу дадим экспертную оценку предмету. Я начинаю. Господа, перед нами нечто похожее на бревно, но только теплое и кожаное. Обсуждение по кругу.
Скажите, ребята, можно ли из всех наших высказываний понять, что мы ощупывали слона? Правильно, нет. Целостной картины так нам не увидеть. Слишком мало информации у каждого. А если мы представим, что каждый не знает, что он ощупал только кусочек предмета? Что будет? Начнется ссора, каждый уверен, что он прав – ведь он собственными руками трогал предмет. Тогда почему же другой говорит совсем иное? Или другой не касался предмета и выдумал все, или он врет. Какие чувства мы будем испытывать друг к другу?
3.Упражнение «Ракурс»
Сейчас мы выполним еще одно упражнение (для выполнения необходимы любые картинки, размер не меньше тетрадного листа).
Возьмем картинку в руки, поднесем к лицу, так, чтобы кончик носа ее касался, и будем ее рассматривать. Ну, как, хорошо видно? А теперь отодвинем ее от себя на расстояние, удобное для нас, и рассмотрим. Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Посмотрим несколько шире на наш опыт.
Уткнувшись носом в проблему или в конфликт, мы в лучшем случае, видим только ее маленький кусочек. Трудно понять кто прав, кто не прав и что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации. Более того, когда мы в таком состоянии, захлестывают эмоции, а информации недостаточно. И что в результате? Очень часто потом мы сожалеем о том, что сделали. Но поступок уже совершен.
Нам нужно учиться анализировать различные ситуации в целом, анализировать чувства, которые у нас возникают, но не принимать скоропалительных решений и не действовать под влиянием сиюминутных чувств.
Для того чтобы мы могли более продуктивно работать в группе, настала пора принять правила поведения здесь в группе.
2. Принятие правил
Давайте попробуем их сформулировать. Как мы только что поняли одну и ту же вещь мы можем воспринимать по-разному (слона) в зависимости от разных обстоятельств. Так?
Предлагаю взять за правило не критиковать друг друга. Каждый в чем-то может быть прав, (ощупывал ухо, а не хобот). Для того, чтобы собрать все куски в единое целое, нужно, чтобы каждый высказался. Иначе часть информации будет безнадежно утрачена, следовательно, каждый должен быть активным и принимать участие во всех занятиях и упражнениях.
Теперь еще одна важная вещь – а если кто-то будет говорить не то, что он чувствует? В этом случае мы все вообще запутаемся. Значит следующее правило – быть искренним и говорить то, что ты чувствуешь. Обсуждение.
Ребята, еще одно очень важное условие. Мы обучаемся в группе справляться с разными ситуациями, а в жизни они далеко не всегда приятные. Поэтому, давайте договоримся, если почувствуете, что из вас лезет агрессия и злость, не запихивайте ее в себя обратно, не делайте вид, что у нас все в порядке.
В таком случае говорите прямо: "Меня злит то-то и то-то..." или "Меня раздражает что-то, но я не пойму, что". И мы будем учиться лучше понимать себя, что именно нас раздражает и выбивает из колеи, и как с этим справляться. Как бы мы не были раздражены, никто из нас не имеет право не только поднять руку на другого, но и унизить словами его чувство собственного достоинства. Кстати, ребята, а что такое – чувство собственного достоинства? Обсуждение.
Какие правила предлагаете вы? Обсуждение. А теперь давайте, перечислим принятые наши правила. Ну, что ж, есть пословица "Не давши слова – держись, а давши слово – крепись!" Будем держать свое слово?
3.Игра «Мышка без норки» (стулья, расставленные по кругу спинками во внутрь, на один меньше чем участников)
Пока играет музыка, вы бежите по кругу, как только она замолкает – мгновенно садитесь на свободный стул. Стульев на один меньше, чем вас. Кто не успел, тот выбывает, прихватывая с собой стул из круга. Игра повторяется до тех пор, пока не останутся двое участников и один стул. Один из них в результате победит. При обсуждении особо обратить внимание на проявленную деликатность – беспардонность. Можно расширить тему, но без назидательности.
4.Упражнение «Рукопожатие»
Пока играет музыка, вы должны пожать руки как можно большему количеству ребят. Желательно посчитать сколько рук вы успели пожать? Кто больше?
Обсуждение. Тренер обращается к группе с вопросами, подводящими, в конечном итоге, к мысли, что выигрыш в количестве привел к потере качества: разве простое хватание за руку можно назвать рукопожатием?
Можно плавно перейти к обсуждению бесцеремонности в нашем обществе и т.п.
5.Игра «Слепой – поводырь» (стулья, расставленные хаотично по комнате).
Делимся на пары. Встаем один за другим. Тот, кто стоит впереди-слепой, сзади - поводырь. Поводырь берет партнера за талию. Слепой закрывает глаза, и не открывает их, пока играет музыка. Поводырь быстро, но очень аккуратно водит слепого по комнате. Задача поводыря вести своего слепого так, чтобы он не наткнулся на другие пары, стены, стулья. Когда музыка замолчит, поменяемся ролями. Обсуждение.
На обсуждении поднять вопрос о доверии в игре и в жизни к окружающим. Может ли быть общение без доверия?
3 день:
1.Приветствие
2. Упражнение «Нет!» (стулья)
Скажите, ребята, легко ли вам сказать: "Нет!" Но не родителям или учителям, а сверстникам? Обсуждение.
А сейчас мы попробуем проиграть ситуацию с отказом. Каждый из вас попробует в роли отказывающего и того, кому отказывают. Задача "непреклонного" отказать в просьбе многочисленным просителям (остальным участникам группы). Задача просителя - добиться, чтобы сказали "да". Разыгрываются самые разнообразные сценки: обыденной жизни, литературы, фильмов и т.п. Обсуждение после каждого "непреклонного": что чувствовал, когда отказывал, и когда получал отказ. Кому из ребят было просто отказать и почему и др.
Особое внимание следует обратить на тон, позу, уверенность отказа, попытку оправдаться. Что перед нами – "нет" – в смысле "нет", или – скорее в смысле "да". Очень информативно и эмоционально насыщенное упражнение.
3.Игра «Смешные рожицы» (зеркало, стулья)
Мы передаем по кругу зеркало. Каждый, к кому оно пришло, начинает корчить рожицы, самые смешные, которые он только может, в течение полторы минуты. Остальные весело смеются. Обсуждение.
Что ты чувствовал, когда строил рожицы? Легко или трудно было тебе и т.д.?
4.Рисунок по кругу
Все садятся в круг. Перед каждым лежит лист бумаги. По моему сигналу (начало музыки) начинают рисовать что-то, что хочется. Как только музыка остановится, передать лист соседу слева. Когда снова заиграет музыка, начинают рисовать на листке, который ним передали. Изменяем и добавляем к рисунку, что хотим. Как только музыка прерывается, передаем рисунок влево и т.д. Играем до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Посмотрите внимательно на рисунок и запомните, какие чувства у вас возникли при виде того, что другие нарисовали на вашем листе.
Пока играет музыка, изменяйте в рисунке все, что захотите. Обсуждение.
5.Игра "Ох" и "Ах" (стулья)
Первый по кругу говорит любую фразу. Следующий за ним должен сказать ее с выражением, добавив восклицание "ах"! Следующий, дальше по кругу, - повторить с восклицанием "ох!". Четвертый скажет новую фразу. Пятый добавит "ах!", шестой - "ох!" и т.д. Например: "Сегодня светит солнышко", - "Ах, сегодня светит солнышко!", - "Ох, сегодня светит солнышко". Обсуждение.
Обсуждение: что меняется от такого пустячка, как "ах" и "ох"? и т.д.
5.Упражнение
Все, кроме водящего, встают в очень плотный круг. Задача водящего пробиться каким-то образом в середину круга. Можно использовать все способы, какие могут прийти в голову. Единственное ограничение – не делать друг другу больно.
Обсуждение. Обратите внимание на то, пришло ли кому-то в голову просто попросить ребят пропустить его.
5.Упражнение
Ребята, для этого упражнения нужен доброволец. Кто им будет? Задача добровольца, с завязанными глазами, только по рукопожатию разделить всех членов группы на тех, кого он причислил бы к своим друзьям и тех, кого он к этому разряду не относит.
Обсуждение. Почему именно эти рукопожатия ты отнес к дружеским? По каким признакам? (Часто указывают на сильное рукопожатие). Дальше можно подойти к обсуждению того, кого мы называем другом.
4 день:
1. приветствие.
2.Игра «Мостик над горной речкой» (мел).
Ведущий рисует на полу мелом четыре линии: две параллельные (мостик) на расстоянии <±5 см., и по их концам еще две параллельные (река) на расстоянии около <:-3 м (река нужна, чтобы подростки не мешали друг другу и не заходили за берега).
Это узкий мостик над бурной горной речкой. Наша задача как можно быстрее перейти на другой берег. Но, возникла проблема – мы, не видя друг друга, одновременно вышли с разных берегов и оказались на середине мостика. Что делать, как решить проблему, если есть два ограничивающих условия:
Нельзя возвращаться назад.
Нельзя разговаривать, в горах может произойти обвал, объясняться только жестами.
Класс разделить на две команды. Одна команда ("первые" на правом берегу – другая "вторые") на левом. Думаю, мы творчески отнесемся к решению проблемы и придумаем каждый свой вариант.
Когда первая пара достигнет (или нет) берегов, запускается вторая и т.д. Наблюдать. Способ решения – отражение реального поведения: столкнул другого – прошел; завязалась борьба – оба упали; проявили взаимопомощь – прошли оба. Обсуждение.
Заострить внимание на негативе, который несет неоправданная конфронтация. Как часто мы ведем себя как герои детского стихотворения: "и на речке утром рано утонули два барана". Похвалить удачно вышедших из ситуации.
3.Игра
Встаньте парами, лицом друг к другу. Ноги поставьте так, чтобы они были на одной линии: правая впереди, левая сзади. Носок левой ноги, должен касаеться пятки правой. А носки правых ног одного и другого партнера касаются друг друга. Положение очень неустойчивое. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты к партнеру.
Задача: прикосновением ладоней к ладоням партнера вывести его из состояния равновесия. Захваты не допускаются, только касание.
4. упражнение.
В течение 5 минут напишите на листочке свое мнение: МУЖЧИНА – это ... (10 слов, которые его характеризуют). Затем переверните листочек. На другой стороне: ЖЕЩИНА – это ... (10 слов, которые ее характеризуют). Обсуждение.
По кругу, в течение полутора минут, каждый из нас расскажет, что ему нравится в себе, как в мужчине (женщине).
А теперь по кругу, тоже в течение полутора минут каждый расскажет, почему ему трудно быть мужчиной (женщиной). Обобщение.
3.Упражнение «Сказка на новый лад»
На бумажных карточках, в противоположных углах, пишутся имена сказочных героев. Затем бумага разрезается на части. Разрез сделать фигурным, так как по нему участник будет искать своего партнера. Задание для подростков заключается в том, чтобы они проиграли встречу и знакомство своих героев, в свойственной им (по книгам, фильмам) манере поведения. Но, они должны понравиться друг другу и добиться расположения. Предлагаем пары:
Змей Горыныч - Русалочка
Винни Пух - Царевна Несмеяна
Волк ("Ну, погоди") - Белоснежка
Бармалей - Пеппи Длинный чулок
Кот Матроскин - Федора ("Федорино горе")
Барон Мюнхгаузен - Лиса Алиса
Железный Дровосек - Снежная Королева
Инструкция: Ребята, пусть каждый из вас вытянет из коробочки бумажку. На ней написано имя сказочного персонажа. Ваша бумажка – это часть прямоугольного листка. Найдите своего партнера. Ориентируйтесь на линию разреза.
Каждый из вас – сказочный герой, с тем характером, который вам хорошо известен по фильмам, книгам, сказкам.
После того как найдёте свою пару: ваша задача – познакомиться, понравиться друг другу. Разыграем это в сценках. Сначала мы подготовимся. Разойдитесь попарно и отрепетируйте ваш сценарий. На это отводится 5 минут.
После проигрывания - обсуждение. Какой (чей) подход был наиболее удачен и почему? Кто в этой паре, если представить их в дальнейшем мужем и женой, будет главой дома? Что должен сделать и как измениться каждый из них, чтобы семья была счастливой.
4. Упражнение «Здесь ли ты?»
По кругу, громко, не стесняясь никого, назвав свое имя, спросите: "Вовочка, ты здесь?" И так же громко ответьте: "Здесь - здесь!" или "Конечно, здесь!" или так, как вам захочется.
5. прощание.
5 день:
1. приветствие.
2. Упражнение «Превращение»
Представим себе, что каждый человек на Земле превратился в животное. В какое животное хотели бы превратиться вы? Обсуждение. Почему?
Подростки задумываются над собой, ищут аналогию во внешнем мире. Присутствует установка на создание более положительного "Я-образа". Тренер находит нечто положительное в каждом названном животном и выгодно подчеркивает это
3. Упражнение «Чествование»
Инструкция: представим себе, что мы встретились через двадцать лет. Каждый за эти годы стал знаменитым человеком. Коля, ты стал архитектором, Саша - врачом ... каждому сказать профессии.
Сейчас мы находимся на чествовании Коли. Он разработал уникальный проект, который прославил русскую архитектура во всем мире.
Коля, выйди на середину круга. Ребята, сейчас каждый из нас по очереди поздравит, Колю и пожелаем ему то, что захочет. Чествуют каждого. Упражнение дает возможность каждому побыть в роли победителя и прочувствовать успех.
4.Упражнение
инструкция: по кругу каждый скажет о сидящем справа от меня, что ему в нем нравится. Потом, о следующем и так далее – о каждом. Говорить можно только хорошее.
Обсуждение. Легко ли было слушать о себе? Что чувствовал? Что чувствуешь сейчас? Очень важно следить за тем, чтобы говорили только хорошее. Упражнение несет очень мощный психотерапевтический заряд.
5.Рефлексия «Обсуждение игро-тренинга»
А теперь, когда закончились наши занятия, я хочу послушать вас о том, что же все-таки происходило у нас на занятиях. Мне интересно все, что вы по этому поводу думаете. Можно, после высказываний ребят, задать конкретные вопросы.
6. прощание.
15