Технологическая карта урока на тему Эпоха Великих географических открытий (5 класс)
Технологическая карта урока
Дата: 21.03.2014
Тема: «Эпоха Великих географических открытий»
Класс: 5а
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепление знаний) с применением многофункционального оборудования
Цель урока: Закрепление предметных знаний (закрепление знаний обучающихся об эпохе Великих географических открытий и исторических личностях, связанных с этой эпохой; практическое прохождение маршрутов путешествий), формирование УУД
Результативность обучения: безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
Основное содержание: Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан). Значение Великих географических открытий.
Виды деятельности учащихся:
- прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба, В. Да Гама, Ф. Магеллана;
- приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме;
- наносить маршруты путешествий на контурную карту.
- находить информацию (в различных источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий.
- обсуждать значение Великих географических открытий
Планируемые образовательные результаты (в соответствии с ФГОС):
Предметные: умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
Формирование УУД:
Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий классифицировать информацию по заданным признакам
Регулятивные: работать в соответствии с предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Основные понятия: Великие географические открытия, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама. 1492г., 1497г., 1519г.
Технологии: игровая (групповая форма), проблемная, ИКТ, 3D - технологии, здоровьесберегающая, проектной деятельности
Оборудование: презентация “Великие географические открытия”, 3D проектор, интерактивная доска, очки для просмотра 3D, рабочие листы, настенная физическая карта мира, магнитные стрелки, магниты – корабли, цветные карандаши, контурные карты, атласы, учебник, листы с информацией.
Проблемный вопрос: случайно ли Эпоха великих географических открытий наступила в XV веке.
Ход урока
Этапы урока Содержание урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
1.Орг. момент Заходят под музыку из к/ф «Пираты Карибского моря»
- Здравствуйте! Подравнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись! Я рада вас видеть. Садитесь. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Предметные: умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. - В ходе истории наступают эпохи, когда за короткий в историческом плане период времени происходят события, которые становятся переломными в развитии человечества. Их называют Великими. (Музыка затихает)
- А какие события являются Великими в эпохе развития географических знаний?
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (ВГО)
- Что будем делать на уроке? (Была подсказка музыка и картинка) (Путешествовать)
- Молодцы – вы только что определили цель нашего урока.
- На какой период истории пришла эта эпоха? (На 15 век)
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Задание 1.
Проверка теста
1. Самопроверка
2.Взаимопроверка
Физминутка
Алгоритм изучения маршрута - Тогда перед нами возникает проблема. Какая? Проблемный вопрос: случайно ли Эпоха великих географических открытий наступила в XV веке.
– Какие у вас гипотезы?
- Сложились условия для больших путешествий (за доской написать)
- развитие городов и торговли
- книги о путешествиях
- новые карты
- Как их проверить?
(Нужно пройти маршрутами великих путешественников)
-Но для путешествий нужны знания. Давайте проверим их. На столах у вас рабочие листы, где 1-м заданием является тест. На его выполнение дается 2 минуты. (Ставлю песочные часы)
Итак, Задание 1. ТЕСТ (на и/а доске)
Выберите один верный ответ:
1. Как назывался навигационный прибор у средневековых мореплавателей?
А) астрономия
Б) астронавтика
В) астролябия
Г) астрогномика
2. На каких кораблях плавали средневековые мореплаватели?
А) Теплоход
Б) Фрегат
В) Бригантина
Г) Каравелла
3. Каковы били причины поиска европейцами новых земель
А) В Европе резко увеличилось население, необходимы были новые Земли
Б) Стал опасен путь в страны Востока в результате турецких завоеваний
В) Богатые европейцы искали новых развлечений
Г) в результате катастрофы европейцам необходимо было переселиться на новые земли
4. Кто впервые достиг берегов Америки?
А) Х. Колумб
Б) А. Веспуччи
В) Викинги
Г) Крестоносцы
Проверяем и выставляем оценку
- У кого нет ошибок. Встаньте. В рабочий лист получаете 2 балла.
- У кого одна ошибка – 1 балл.
- Кто не справился с заданием?
- Итак, проверим готовность команд! Встали. Хором отвечаете есть. Знания? есть, карты? Есть!Корабль?Есть. Навигационные приборы? Есть. Судовой журнал? – ваш рабочий лист? Есть.
Команды готовы!
- Чтобы узнать, по маршруту какого великого путешественника вы пройдете - необходимо выполнить задания. За каждый маршрут получаете 1 балл. Напомните алгоритм изучения путешествия. Мы поплывем на разных кораблях. Для этого разделимся на команды.
- А кого не хватает команде? Капитана
- Кто первым отгадает путешественника по его портрету, тот и будет капитаном.
(Капитанам повязываются матросские воротники)
- Но у каждого капитана должен быть штурман, который поможет проложить маршрут. Я предлагаю каждому капитану выбрать штурмана – соседа по парте. А рулевым у нас будет Андрей.
Команды работают в р.листах, капитаны – у доски по ф/карте, штурманы – на интерактивной доске. II. Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
Задание 2.
в изменённой ситуации (конструктивные)
(проблемные задания)
Инструктаж работы с очками 3D
Показ 3D
- проблемные задания
Физминутка
Музыка. Шум прибоя.
- Итак. 1492 год. Чей корабль первым отправляется? «Санта – Мария» - Х. Колумба
- Что мы знаем об этом великом адмирале морей? (Рассказ ученика)
Капитан и штурман работают у карты (на и/а доске), а все остальные в рабочих листах. Задание 2. Нанести на к/карту маршрут путешественника и подписать географические объекты. (За каждый маршрут вы получаете 1 балл).
- Пока вы наносите маршрут Колумба, вас ждет сюрприз. (Прогулка по тропическому лесу Кубы (Хуаны).
- Напомните правила работы с оптическими приборами – очками.
- Что же увидел Колумб?
- Земля Хуаны изумила мореплавателя своей красотой и показалась земным раем. Именно тогда он понял, что эта земля – не Индия.
- Какие географические объекты названы его именем? (Колумбия – страна, река)
- Каково значение данного открытия (Открыл Новые земли европейцам)
- Возникает проблема: Почему Новый Свет не назвали именем Колумба? (Думали, что открыл путь в Индию)
- А кто же по- настоящему открыл морской путь в Индию? (Васко да Гама) Его корабль следующим стоить на пристани.
Встаньте.
- Нам нужно собрать продукты
- натянуть паруса
- Отдраить палубу
Готовы? Мы отправляемся во второе путешествие с Васко да Гама СЛАЙД 7
- Кто расскажет нам об этом великом путешественнике? (рассказ ученика)
- Пока команда стояла в устье Замбези давайте посмотрим, что увидели моряки (ВИДЕО О ЗАМБЕЗИ)
- Что же увидели моряки (водопад)? Но назван он был водопадом Виктория значительно позже.
- Каково значение открытия? и запишите ответ на этот вопрос. Не забывайте ставить баллы!
- У нас на подходе третий корабль.
- Посмотрите в учебнике на стр. 24. Что сохранилось в летописях об этом капитане - воине? (Рассказ ученика о Магеллане)
- Мы ждем капитана и штурмана (работа у доски). Подпишите географические названия, которые назвал сам Магеллан, и названные его именем. (Магелланов пролив, остров Огненная Земля, Тихий океан)
- Каково значение данного открытия?
(доказал, что Земля – шар)
- Убедимся? (Показ 3D)
Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий классифицировать информацию по заданным признакам
Регулятивные: работать в соответствии с предложенным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге
III. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
А маршрутами каких путешественников мы еще не прошли? (Б. Диаш и А. Веспуччи). Поэтому вам - Домашнее задание: стр. 30 – итоги, нанести на карту 2 недостающих маршрута
* Задание 3.
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания Есть возможность заработать еще один балл.
Работа с и/а доской:
Классифицируйте объекты – маркер
Соотнесите объекты и их координаты – стрелки
Какие материки и части света стали известны мореплавателям? – галерея Предметные: умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
ΙV. Итог урока. Сделайте вывод по уроку. Проблемный вопрос: случайно ли Эпоха великих географических открытий наступила в XV веке? (Открываю верные ответы)
- Как вы думаете, мы подтвердили нашу гипотезу? Каким образом?
- Что принесли миру ВГО?
Оцените свою работу.
- Кто получил 10-11 баллов?
- 7-9 баллов?
- 5-6 баллов?
- А есть такие, кто не справился с работой?
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге
V. Рефлексия Наше путешествие подошло к концу. Напишите начальнику экспедиции отчет (музыка. Релакс):
Отчет начальнику экспедиции___________________________
Кто проводил исследование Цель исследования Достижения
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.
ΙΙΙ. Применение нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.
Самоанализ
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)