Методическая разработка игрового мероприятия с использованием активных форм «Веселые художники».


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону

Методическая разработка игрового мероприятия с использованием активных форм
«Веселые художники».
Составитель педагог дополнительного образования
Гоцина Марина Михайловна
2014 г.
Цель и задачи: Создание условий для реализации творческого потенциала детей в игре, развитие навыков коллективного взаимодействия, умения креативно мыслить, логического мышления, внимания, воображения, формирование активной позиции по охране окружающей среды художественными средствами.
План мероприятия:
1. Введение.
2. Загадки о красках.
3. Конкурс «Слепой художник».
4. Загадки перевернутые.
5. Викторина «Знатоки живописи».
6. Конкурс «Лучший экологический плакат».
Ход мероприятия:
Введение.
Педагог: Сегодня наше мероприятие посвящено художественному творчеству, краскам и всему, что с этим связано.
Еще первобытные люди ощущали тягу к творчеству – их наскальные рисунки являлись способом передать свои эмоции и переживания. Зачастую темой для изображения были сцены охоты на животных. Первыми карандашами были обгорелые деревянные палочки, уголь; также люди процарапывали изображения на стенах своих пещер камнями. А первые кисти, наверняка, были сделаны из шерсти животных. С течением времени люди изобретали все новые краски и способы рисования. Рисовать стали не только на стенах, но и на холсте – появились картины, как самостоятельные произведения. Мы знаем огромное число имен гениальных художников, оставивших свой след в мировом искусстве. Многое менялось с течением времени: кисти, краски и карандаши становились другими, более совершенными. Неизменным у людей оставалось одно – стремление к творчеству, к самовыражению.
Ребенок, еще не научившись говорить, рисует – и таким образом передает свои мысли и эмоции.
Послушайте стихотворение, которое написала Елена Стеквашова о карандаше:
Я дрессирую карандаш:Пытаюсь рисовать пейзаж.Но он не слушает меня,Выходит страшная мазня.Петляет малый вкривь и вкось,Где нужно вместе, стало врозь.Но я такой - я не сдаюсь,Упорно над картинкой бьюсь.Испорчен лист, возьму другой - И снова с прежним пылом в бой.Вот карандашик мой устал,Сопротивляться перестал.Упрямства в нем в помине нет -Он оставляет ровный след.
Педагог: Рисунок в детстве – это способ общения. Но становясь старше, многие дети продолжают интересоваться изобразительным искусством и проявляют желание творить. Елена Раннева написала замечательное стихотворение о детском творчестве, которое называется «Вдруг талант мой потерялся»:
Я ужасно испугался,Я грущу четыре дня.Вдруг талант мой потерялся,Убежал вдруг от меня.
Я его искал повсюду:В тёмной комнате, в саду.Что теперь я делать буду?Без таланта пропаду.
Не могу никак жирафаЯ теперь дорисовать.Может, спит талант за шкафом?Как же мне его достать?
Думал, думал я упрямо,Как талант вернуть опятьИ решил, что надо мамуДля него нарисовать.
Я в работу окунулся,Рисовал портрет три дня,И талант ко мне вернулся,Мой талант нашёл меня.
Педагог: На этапе взросления у вас, дети, появляется стремление узнать, как же можно рисовать реалистично, передавать пространство на картине, портретное сходство с натурой и многое другое – вот почему вы посещаете занятия объединения «Краски мира».
Давайте посвятим наше мероприятие художественному творчеству, совместив его с игрой, а заодно и проверим, насколько хорошо вы усвоили материал на занятиях в объединении.
Предлагаю участникам игры разделиться на две команды. Каждая команда должна придумать себе название, так или иначе связанное с художественным творчеством. Задача каждой команды давать как можно больше правильных ответов, быть активными и проявить себя как можно ярче. По завершении игры команда, набравшая большее количество очков признается победителем.
Ход игры:
Педагог: Я буду читать поочередно каждой команде загадки о красках и творчестве, а ваша задача дать максимально большее количество ответов.
А). Мы рисуем стенгазету,
И скажу вам по секрету,
Что рисуем не в альбом,
А рисуем мы на нем.
Лист огромного формата.
Что же это? Белый... (ватман)
 
Они с карандашами схожи,
Цветные, и в коробке тоже.
Пиши ты ими на листке,
Асфальте, стенах и доске.
В использовании легки,
Из воска сделаны... (мелки)
 
Б). Кисточкою лист смочу,
После — краску нанесу.
Красочным рисунок вышел,
Нет на нем деталей лишних.
Я старался, мне поверь.
Ну а краски — ... (акварель)
 
Острый нос чертеж выводит
Аккуратно, не спеша.
Ровно линии проводит
Тонкий нос... (карандаша)
  
В). Стенгазету выпускаем,
В классе — творческий кураж.
Пишем, красим, сочиняем.
Пригодится нам... (гуашь)
 
Все рисунки не цветные
Разукрасит без труда,
Для него дела такие —
Пустяки и ерунда.
Он ведь настоящий мастер.
А зовут его... (фломастер)
 
Г). Используют школьники в графике.
И живопись тоже нуждается в них,
В этих мелках необычных таких.
От латинского «теста» названье, поверь.
И отвечай, что же это? (Пастель)
 
Краска из сажи для рисования.
В косметике тоже есть это название. (Тушь)
 
Д). Цветы на картине, фрукты и торт.
Картину такую зовем... (натюрморт)
 
Пузатый чайник, расписной.
Он бело-сине-голубой.
Красив рисунок, мне поверь,
Зовется эта роспись... (гжель)
 
Е). Я рисую облака,
А внизу течет река.
Коль не хороша картинка,
Я сотру ее... (резинкой)
 
Краски я на ней мешаю,
Получаю новый цвет.
Не всегда она большая,
Но удобна, спору нет.
С красками она дружна.
Ну, скажите, кто она? (Палитра)
 
Ж). В картинной галерее
Их очень-очень много.
На этой море видим,
А вон на той — дорогу.
Маслом, акварелью
Художников творенья. (Картины)
Альбом, тетрадные листы
На партах у ребят лежат.
Листа размер узнаешь ты
И назовешь его... (формат)
 
З).  Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как... (портрет)
Вырезаны из бумагиБуквы, бабочки и флаги.
Бабочку на лист кладу,
Ручкой смело обведу.
Удобно это. Не секрет —
Мне пригодился... (трафарет)
 
И). Золотой цвет, черный, красный —
В росписи других нет красок.
В птицах и цветах посуда,
В землянике чашки, блюда.
Узнали роспись, детвора?
Конечно, это... (хохлома)
 
Если на картине поле и река,
Или горы, лес и облака,
Или домик деревянный наш,
Мы картину назовем... (пейзаж)
Педагог: Хорошо, ребята! Я вижу, что вы много знаете о красках, карандашах и творчестве и дали большое количество правильных ответов. (Педагог подсчитывает количество правильных ответов).
Педагог: А теперь я предлагаю вам поучаствовать в шутливом конкурсе «Слепой художник». Смысл его заключается в том, чтобы нарисовать картину с завязанными глазами. Отберите из каждой команды по три участника, каждый из которых нарисует свой элемент картины. Сегодня я предлагаю проиллюстрировать сказку «Кот в сапогах», где первые участники рисуют пейзаж с рекой и деревьями, вторые – замок, а третьи – самого кота в сапогах. Детям из команды, у которых глаза не завязаны, разрешается дать каждому художнику по одной подсказке о местоположении изображаемого объекта в листе. Нам потребуется два мольберта, шесть шарфов, два листа формата А4 и два маркера. Ну что ж, можно начинать!
Одни дети рисуют, другие им подсказывают. Зачастую этот конкурс проходит очень шумно и весело. Когда иллюстрация дорисована, ребята развязывают шарфы и смотрят, что у них получилось. Обычно рисунок выглядит очень забавно. Так как это конкурс шуточный, то победителя можно не выбирать, а сказать, что победила дружба.
Педагог: Ну что же, ребята, в предыдущем конкурсе вы проявили себя очень ярко. Но у меня для вас приготовлено новое задание на внимание. Я предлагаю вам отгадать перевернутые загадки. Каждая из команд поочередно отвечает на загадку. Начнем:
А). Ночью каждое оконцеСлабо освещает ...
солнце (луна)
Друг зверей и друг детейДобрый доктор ...
Бармалей (Айболит)
Б). Кукарекает спросонокМилый, добрый ...
поросёнок (петух)
Высокий, длинноногий,Летать ему не лень -На крыше из соломыУстроился ...
олень (аист)
В). Лишь только свет дневной потух,заухал в темноте ...
петух (филин)
Чик-чирик! Чик-чирик! -Кто поднял веселый крик?Эту птицу не пугай!Расшумелся ...
попугай (воробей)
Г). Под деревом четыре льва,Один ушёл, осталось ...
два (три)
Нашёл пять ягодок в травеИ съел одну, осталось ...
две (четыре)
Д). Мышь считает дырки в сыре:Три плюс две - всего ...
четыре (пять)
Кто взлетит с цветка вот-вот?Разноцветный ...
бегемот (мотылёк)
Е). С пальмы вниз, на пальму сноваЛовко прыгает ...
корова (обезьяна)
Простой вопрос для малышей:Кого боится кот?..
мышей (собак)
Ж). Хвост веером, на голове корона.Нет птицы краше, чем ...
ворона (павлин)
Мимо улья проходилКосолапый ...
крокодил (медведь)
З). В чаще, голову задрав,воет с голоду ...
жираф (волк)
Дочерей и сыновейучит хрюкать ...
соловей (кабан)
И). Кто грызёт на ветке шишку?Ну, конечно, это ...
мишка (белка)
Ква-ква-ква - какая песня!Что быть может интересней,Что быть может веселей?А поет вам ...
соловей (лягушка)
К). Скорей на берег выбегай!Плывет зубастый ...
попугай (крокодил)
Как? Неизвестно до сих пор:секрет и есть секрет,зверь этот, словно светофор,свой изменяет цвет.В зелёный, жёлтый... Напугай -и покраснеет ...
попугай (хамелеон)
Л). Он гулял по лесу смело,Но лиса героя съела.На прощанье спел бедняжка.Его звали ...
Чебурашка (Колобок)
Много дней он был в пути,Чтоб жену свою найти,А помог ему клубок,Его звали ...
Колобок (Иван-Царевич)
М). Жил в бутылке сотни лет,
Наконец, увидел свет,Бородою он оброс,Этот добрый ...
Дед Мороз (Старик Хоттабыч)
Все меня боятся -Я могу кусаться,Я летаю и пищу -Жертву я себе ищу,Ночью мне уж не до игр,Угадали, кто я? …
тигр (комар)
Педагог: Ну что ж, ребята, давайте подведем итоги этого конкурса и посчитаем, какая команда дала больше правильных ответов. (Подсчёт)
Педагог: А теперь я хочу предложить вам ответить на вопросы викторины «Знатоки живописи». Вам придется вспомнить материал, который мы с вами проходили на занятиях в объединении. Посовещавшись, команды поочередно отвечают на задаваемые вопросы и записывают свой ответ на листке. Выберите правильный вариант ответа на вопросы:
Какие цвета являются ахроматическими?
А. Белый, серый, черный;
Б. Желтый, синий, красный.
Как называется степень светлоты, присущая цвету предмета?
А. Цвет;
Б. Тон;
В. Краска.
Какие цвета являются цветами радуги?
А. Желтый, оранжевый, красный, охра, коричневый, коралловый;
Б. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В. Синий, голубой, фиолетовый, изумрудный, бирюзовый.
Какие три цвета являются основными?
А. Синий, голубой, фиолетовый;
Б. Желтый, оранжевый, красный;
В. Желтый, синий, красный.
Какие цвета относятся к теплым?
А. Желтый, оранжевый, красный, охра, коричневый, коралловый и д.р.
Б. Синий, голубой, фиолетовый, изумрудный, бирюзовый, и д.р.
Какие цвета относятся к холодным?
А. Синий, голубой, фиолетовый, изумрудный, бирюзовый, и д.р.
Б. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Определите три пары дополнительных цветов.
А. Красный-синий, оранжевый-зеленый, желтый-фиолетовый;
Б. Красный-зеленый, оранжевый-синий, желтый-фиолетовый;
Что является основной характеристикой акварели?
А. Непрозрачность;
Б. Прозрачность.
Какие способы работы акварелью вам известны?
А. Лессировки, работа по-сырому, алла прима;
Б. Работа мастехином;
В. Работа фактурными мазками.
В чем заключаются особенности гуаши?
А. Гуашь – это кроющая, непрозрачная краска, которая разбавляется водой;
Б. Гуашь – это прозрачная краска, которая разбавляется водой;
Ключ: 1А; 2Б; 3Б; 4В; 5А; 6Б; 7Б; 8Б; 9А; 10А;
Педагог: Теперь давайте подсчитаем количество правильных ответов и определим победителя этого этапа. (Подсчет. Дети объявляют количество). Ребята, я вижу, что вы большие молодцы, вы были очень внимательны на наших занятиях и хорошо усвоили материал!
Педагог: Я хочу предложить вам принять участие еще в одном конкурсе, который называется «Лучший экологический плакат».
Для вас не секрет, что современная экологическая ситуация и в мире, и в нашей стране очень проблематична. Факторами ухудшения экологии являются: загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, распашка земель под сельскохозяйственные угодья, истребление многих видов животных и птиц. Мы с вами не должны оставаться в стороне от этой проблемы. Сегодня у вас, ребята есть возможность проявить себя в качестве защитников окружающей среды, птиц и животных.
На занятиях в объединении мы говорили о редких видах животных и птиц России и Ростовской области, которые занесены в красную книгу. Давайте перечислим некоторые из них. (Дети перечисляют). В Красную книгу Ростовской области занесены: дрофа, колпица, кудрявый и розовый пеликаны, гигантская вечерница, сайгак, байбак и мн.др.
Сейчас я предлагаю вам за 15-20 мин. придумать и нарисовать групповой плакат гуашью на тему охраны окружающей среды. У какой команды плакат получится более красочным, оригинальным и выразительным, та и будет признана победителем на этом этапе.
После того как команды будут готовы представить свой плакат на суд зрителей, можно будет их оценить и подвести итоги игры по сумме очков за все конкурсы.
Педагог: Ребята, вам понравилось принимать участие в сегодняшней игре? Какие конкурсы вам показались наиболее интересными, и чем они запомнились? (Дети отвечают). Я надеюсь, что у вас всех останется замечательное настроение после нашего мероприятия.
Список ресурсов:
allforchildren.ruRazdeti.ru
Deti.online.com