Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса. Сокровище химического моря.
Внеклассное мероприятие. Сокровище химического моря.
8 класс.
Тип урока: игра
Цель: Обобщить и повторить знания о химических свойствах солей, кислот, основания и оксидов. Повторить типы химических реакций, попрактиковаться в навыках остановки коэффициентов.
Задачи:
Образовательная: повторить знания о химических свойствах солей, кислот, оснований о оксидов.
Развивающие: Развить навыки общения в коллективе, продолжать развивать навыки постановки коэффициентов, применения химических свойств оксидов, кислот, солей.
Воспитательная: Продолжать воспитание эстетических качеств, продолжать воспитание навыков вежливого общения в коллективе.
Оборудование: Проектор, презентация « Сокровище химического моря.», карточки для конкурсов.
Правила игры:
В этой игре участвуют 2команды по 5 человек в каждой. Их цель добраться до конечного пункта, собрав как можно больше кусочков от карты. Части карты команды могут получить лишь в случае победы в конкурсе. На старте игры каждой команде вручается 2000 золотых. Свои сбережения команда может потратить на покупку подсказки у духов моря или укоманда противников. Если 2 команды одновременно выбирают одну и ту же подсказку, то устаивается аукцион. Команда, которая больше заплатит за подсказку, получает на нее право. Если команда в течении игры не воспользовалась не одной подсказкой, то за 200 золотых она может купить у духов моря недостающую часть карты, но только одну.
План игры:
Организационный момент.
Игра.
Подведение итогов.
Ход игры.
Организационный момент. Учитель сообщает тему игры и ее цель. Делит детей на 2 команды. Учащиеся дают название командам и выбирают капитанов.
Игра.
Учитель приступает к первому конкурсу. Использует реквизит в виде карточек с написанными на них химическими элементами.
Учитель: И вот все команды дали названия своим кораблями выбрали капитанов. Отважные мореплаватели готовы отправится в путь за сокровищами. Но злые духи моря уже успели им навредить. Духи приковали ваши корабли к пристани цепочками превращения. И что бы начать свой путь нужно разрубить эти цепи. Перед вами цепочки превращения. И коробочки с веществами. Ваша задача составить уравнения реакций. Не забывайте, что у каждой команды имеется 200 золотых монет, на которых вы можете купить подсказку у духов моря. Итак, кто быстрее, но правильно составит нужные уравнения реакции, тот и получает первый кусок от карты сокровищ. Время пошло. Приложение №1
Учитель проверяет формулы, которые составили команды. Две части карты получает команда, верно и быстро справившая с заданием. Команда менее быстро выполнившая задание получает одну часть от карты.
Учитель приступает ко второму конкурсу, использую реквизиты ( карточки с растворимыми и не растворимыми основаниями).
Учитель: Итак, якоря подняты, команды на борту, командиры за штурвалом. Ну что ж, пора кричать «Полундра!!»
Поймав попутный ветер, два фрегата мчатся по волнам химического моря, то и дело обгоняя друг друга. Но.. Но тут откуда не возьмись из самой пучины черных вод возникла воронка оснований. Воронка оснований смешала всё вокруг. Что бы ваш корабль не затянуло в эту пучину без порядка, команды кораблей из этого хлама должны выбрать основания. Причем, первая команда выбирает только щелочи, а вторая – не растворимые основания. Кто первый справится с заданием, тот и получает еще один кусок от карты. Время пошло. Приложение №2
Учитель проверяет правильность выполнения задания. Две части карты получает команда, верно и быстро справившая с заданием. Команда менее быстро выполнившая задание получает одну часть от карты.
Учитель приступает к проведению третьего конкурса.
Реквизиты: Воздушные шары, внутри которых находятся бумажечки с веществами.
Когда с первым лучом солнца закричали чайки, и корабли уже бороздили просторы химического моря, на горизонте были замечены корабли с черными парусами и пиратскими флагами! Это плывут 2 пиратских корабля под названием « Коварные оксиды» Итак, храбрые искатели сокровищ, защищайтесь!
Перед собой вы видите воздушные шары. Вам нужно лопнуть их и извлечь из них бумажечки с написанными на них веществами. Из веществ, которые вам удалось достать из шаров составьте уравнения реакций взаимодействия оксидов. Та команда, которая составит наибольшее количество правильных уравнений, получает очередной кусок карты.
Приложение №3
Учитель проверяет составленные командами уравнения реакций взаимодействия оксидов. Две части карты получает команда, верно и быстро справившая с заданием. Команда менее быстро, но правильно выполнившая задание получает одну часть от карты.
Учитель приступает к проведению 4 конкурса.
Задает поочередно участникам из каждой команды вопросы о кислотах.
После трудного боя отважные моряки потеряли много сил. Запасы еды и пресной воды в трюмах заканчивается. Матросы в отчаянье допивают последние капли. И тут, капитаны замечают прямо по курсу остров. Это виднеется на горизонте « Кислотный остров надежд». Причалив, судна спустили сваи якоря. Но путешественники не могут вступить на сушу. Причиной этого стала береговая охрана. Их требования заключается в том, что каждый кто хочет попасть на остров должен ответить на вопросы о кислотах. Когда последний участник команды переберется на берег, команда получает кусок карты. Приложение №4
Каждая команда получает по две часть от карты.
Учитель преступает к проведению следующего конкурса. Реквизит: карточки с элементами.
Учитель: Пока наши путешественники отдыхали, в море был отлив. Корабли потихоньку начали отплывать от берега. Чтобы взобраться на судно команде потребуется соленая лестница. Перед вами коробочки с химическими элементами.Вам нужно составить наибольшее количество формул солей за 3 минуты. Причем, одной команде - растворимых, другой – не растворимых. Время пошло. Приложение №5
Учитель проверяет формулы составленных солей. Две части карты получает команда, верно и быстро справившая с заданием. Команда менее быстро, но правильно выполнившая задание получает одну часть от карты.
Учитель приступает к следующему конкурсу. Реквизит: карточки с уравнениями реакций и названиями типов реакций.
Учитель: Молодцы! И вот отважные капитаны снова мчат свои корабли на встречу приключениям. Два фрегата дрифуют по волнам, их белые паруса раздувает сладкий ветер свободы. Но тут ветер поменялся: теплые дуновении сменились порывистыми шквалами северного ветряного потока. И наши 2 одиноких корабля поглотил шторм химических реакций. А что бы выплыть из этого жуткого шторма невредимыми, морякам нужно упорядочить разбушевавшиеся химические реакции. Перед вами карточки с реакциями и с названиями типов реакций. Какая команда первая установит соответствие между реакциями и их типами , та и получит очередной кусок корты.
Приложение №6
Учитель проверяет, соответствуют ли уравнения реакций к типам, предложенным учениками. . Две части карты получает команда, верно и быстро справившая с заданием. Команда менее быстро, но правильно выполнившая задание получает одну часть от карты.
Учитель преступает к следующему конкурсу.
Учитель: И вот тучи расступились, ветер стих, засветило яркое солнце, и из пучины вод всплыло 2 сундука. Открыв этот сундук, мы подойдем к концу скитаний по полному опасностей химическому морю. В нем вы найдете последний, не достающий кусок карты. Для того что бы его открыть надо расшифровать секретный код на замке. Этот код пятизначный. Каждая цифра – это сумма коэффициентов реакции. Вам нужно расставить коэффициенты и подсчитать их сумму в каждой реакции. Получиться последовательность чисел, которая и будет кодом-ключом от сундука. Приложение №7
Учитель проверяет коэффициенты в уравнениях реакций. . Две части карты получает команда, верно и быстро справившая с заданием. Команда менее быстро, но правильно выполнившая задание получает одну часть от карты.
Учитель: Браво! А теперь Капитаны команд собирайте все ваши кусочки от карты в единое целое! На обороте карты вы найдете задание для решения собранного вами кроссворда. Решив его, вы найдете главный приз. Это конверт с листом, в который команда, нашедшая его вписывает свои фамилии.
Подведение итогов.
Учитель поздравляет команду победителя. Участники этой команды получают оценку «5». Участники второй команды получают оценку «4».
Приложение № 1
Цепочки превращений для первой команды:
Fe → FeO → FeSO4
2Fe + O2 = 2FeO
FeO + H2SO4 = FeSO4 + H2O
Цепочки превращений для второй команды:
Al →Al2O3→AlCl3
4Al + 3O2 = 2Al2O3
Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O
Приложения № 2
Выберете щелочи ( растворимые основания):
LiOH KOH NaOH BaOH NH4
Выберите не растворимые основания:
Al(OH)3 Mg(OH)2 Co(OH)2 Zn(OH)3 Cu(OH)2
Приложение № 3
Уравнения реакции которые нужно составить первой команде:
MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O
ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O
NaOH + SO2 = Na2SO3 + H2O
FeO + 2HBr = FeBr2 = H2O
CaO+CO2=CaCO3
Уравнения реакций которые нужно составить второй команде:
CaO+H2SO4 = CaSO4+ H2O
ZnO+2NaOH=Na2ZnO2+H2O
CuO + SO3 → CuSO4.CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O.Na2O + SO3 → Na2SO4.Приложение № 5
Из элементов в коробочке собрать возможные формулы растворимых солей:
BaCl2 K2SO4 NaNO3 FeCl2 Ni(NO3)2 Li2CO3 Pb(NO3)2
Из элементов в коробочке собрать возможные формулы не растворимых солей:
BaSO4 Mg3(PO4)2 NiSO4 Sr3(PO4)2 AlPO4 CaCO3 MnS ZnCO3
Приложение № 6
Реакции для первой команды:
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2 реакция замещения
CaCO3 + HCl = CaCl2 + H2CO3 реакция обмена
CO2 + H2O = H2CO3 реакция соединения
Cu(OH)2 = CuO + H2O реакция разложения
Реакции для второй команды:
Al + Fe3O4 = Al2O3 + Fe реакция замещение
CaCO3 = CaO + CO2 реакция разложения
N2O5 + H2O = HNO3 реакция соединения
FeCL3 + AgNO3 = Fe(NO3)3 + AgCl реакция обмена
Приложение № 7
Расставить коэффициенты и посчитать их сумму в каждой реакции.
Реакции для первой команды:
BaO + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + H2O
P2O5 + 3 H2O = 2H3PO4
Al2O3 + 3SiO2 = Al2SiO3
Al2O3 + 2 NaOH = 2NaAlO3
8Al + 3Fe3O4 = 9Fe + 4Al2O3Реакции для второй команды:
N2O5 + H2O = HNO3
Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O
2NaOH + H3PO4 = Na2HPO4 + 2H2O
3 MnCO3 + KClO3 = 3 MnO2 + KCl + 3 CO2
4 Fe(S)2 + 11 O2 = 2 Fe2O3 + 8 SO2
Кроссворд на карте
пО
Д
О
К
О
Н Н
И
к
По вертикали:
Порядковый номер Li
По горизонтали:
Номер группы в которую входят элементы Ba Ra SrРешите ребус
Co,,,,, НВ,Се,,Т