Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы
Сценарий мероприятия «Уроки истории», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Тема: Нацистская политика геноцида и «выжженной земли»
1. История войн не знает такой концентрации злодеяний и варварства, таких чудовищных преступлений, какие творили фашистские захватчики на оккупированной советской территории. С присущей им садистской жестокостью гитлеровцы уничтожали все живое, разрушали, сжигали все, что было создано нашим народом в течение веков. Главной особенностью их варварских действий было уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. Сотни деревень и других населенных пунктов стирались оккупантами с лица земли, население истреблялось, угонялось в концлагеря или в рабство в Германию, а его имущество подвергалось тотальному грабежу. Человечество было потрясено такими чудовищными злодеяниями и такими преступлениями, которые творили на нашей земле фашистские захватчики.
2. В современной историографии делается попытка представить преступления фашистов как вынужденную меру, которая якобы вызывалась военной необходимостью. В действительности тотальное опустошение советской территории, массовое уничтожение людей проводилось гитлеровцами планомерно, с первых же дней оккупации. Оно было составной частью далеко идущей политики, непосредственно вытекавшей из человеконенавистнической фашистской идеологии, из политических и военно-стратегических планов германского империализма по отношению к СССР.
3. Фашистской Германией истребительная цель войны планировалась заранее. Одним из плановых документов был «Генеральный план «Ост», который предусматривал принудительное выселение с территории Польши и оккупированных областей СССР до 75 85 процентов населения и размещение его в Западной Сибири, на Северном Кавказе и в Южной Америке. На самом деле это означало «физическое истребление всего еврейского населения Европы, массовые убийства поляков, чехов, словаков, болгар, венгров, цыган, физическое уничтожение 25-30 миллионов русских, украинцев, белорусов». Этот документ, как и многие другие, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] возводили зверства по отношению к мирному гражданскому населению в ранг государственной политики.
1. Холокост Впервые это слово было использовано писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. На иврите для обозначения того, что произошло с евреями в годы последней мировой войны, используется слово «шоа» - несчастье, бедствие. В России – Катастрофа. Катастрофа эта всемирная, ибо случилась не только с евреями, но и со всей цивилизацией, дошедшей до такого безумия.
2. Все началось с того, что на пути к своей власти Адольф Гитлер не раз обещал: «Как только я встану у руля государства – покатятся головы врагов нации» И он свое обещание сдержал. Сначала в тюрьмах и концлагерях оказались коммунисты, социал-демократы и буржуазные демократы. Потом настал черед евреев. Нацисты обвиняли евреев в подрыве немецких национальных традиций, германской государственности и основ экономической жизни страны. Фашистское руководство сумело убедить широкие народные массы в том, что еврейство, как и некоторые другие народности, пытаются противостоять «арийской идее». Механизм был запущен.
3. В истории Великой Отечественной войны есть много доказательств, что и в СССР на оккупированных фашистами территориях проводились массовые расстрелы людей, которые принадлежали к еврейству, были дальними родственниками или просто имели внешнее сходство. Вот воспоминания Худяковой Александры Васильевны (в девичестве – Борщевской), проживающей во время войны на оккупированной территории Воронежской области - на станции Евдаково, село Волчье:
1. «Когда 5 июля 1942 года в наше село вошли фашистские солдаты-мадьяры, начались массовые проверки. Они искали евреев, цыган, чтобы расстрелять их. А в нашем селе проживал один еврей, но имевший чисто славянскую внешность. Так после проверки мадьяры вывели его и еще несколько темноволосых человек на сельскую дорогу. С другой стороны вывели нас, оставшихся сельчан, и стали спрашивать, являются ли они евреями или нет. Но мы не выдали их, промолчали. Тогда мадьяры отпустили их, не тронули. Правда, потом мою семью тоже стали подозревать в еврейском происхождении, так как все Борщевские были черноволосыми и смуглыми».
2. Уничтожением «враждебных элементов» в завоёванной зоне занимались фашистские мобильные подразделения - айнзацгруппы. Евреев вынуждали выходить из городов на окраины, заставляли рыть глубокие рвы, а затем расстреливали. Подобным образом в Литве, Белоруссии и на Украине были осуществлены десятки массовых убийств. 29-30 сентября 1941 года в Бабьем Яру, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев.
3. Оставшихся в живых после действий айнзацгрупп евреев выселяли из местечек и городов в гетто. Гетто располагались в самых плохих районах городов. Они обычно отделялись от близлежайших кварталов стеной или колючей проволокой. Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда и за несколько часов. С собой разрешалось брать лишь ручную кладь. Перед переселением в гетто у евреев конфисковывались все ценности.
1. Фашисты не только изолировали евреев, но и запретили им заниматься многими видами профессиональной деятельности. Евреев выгоняли на принудительные работы, за которые чаще всего почти ничего не платили. Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни. Нацисты поставили перед собой цель – сломить дух обитателей гетто. Чтобы противостоять нацистам, жители гетто создавали подпольные общественные, религиозные, образовательные и политические организации. В этом выражалось духовное сопротивление евреев нацистам.
2. Одним из ярчайших примеров необыкновенной храбрости и мужества, справедливого народного гнева является восстание в Варшавском гетто: еврейское вооруженное сопротивление попытке нацистской Германии ликвидировать остатки варшавского гетто в оккупированной Польше во время второй мировой войны. Восстание продолжалось с 19 апреля по 16 мая 1943 года и было подавлено частями СС. Люди перенесли нечеловеческие страдания, но так и не сдались
3. Нацисты не жалели не только взрослых, но и детей. Проходили расстрелы детей и вместе с родителями, и группами, и по одиночке. Нацисты расстреливали детей в детских домах, в больницах. Не гнушались заживо хоронить их в могилах, бросать в огонь, отравлять различными газами. Над детьми проводились чудовищные опыты, у них бралась кровь для немецких солдат. Множество детей погибло в тюрьмах, гестаповских камерах пыток и концентрационных лагерях, где их морили голодом, пытали и заражали различными смертельными вирусами.
1. Настоящим памятником человеческой силы духа и веры в лучшее является «Дневник Анны Франк», написанный самой обыкновенной девочкой. Безмерно трагична история девочки-подростка, несколько лет укрывавшейся вместе с семьей и несколькими другими евреями в нежилых помещениях неработающей фабрики. Более двух лет они ни разу не выходили наружу. Продовольствие им доставляли отважные друзья-голландцы. Потом все же их обнаружили гитлеровцы и отправили в Берген-Бельзен. Там Анна умерла. Но светлая память о ней осталась. Ее отец выжил и сохранил дневник, который был издан в 1947 году и переведен на 32 языка мира.
2. Война наложила неизгладимый отпечаток на все человечество. Миллионы измученных, искалеченных людей, в чьих глазах застыл немой ужас Разруха, пустота, которая поглотила землю. Голод, который пожирал живых людей заживо, мучения, нечеловеческие пытки и унижения. Все это испытало человечество во время Второй мировой войны.
3. «Никогда больше» - было написано на стене барака одного из лагерей смерти. Никогда больше не должно быть массового, безропотного убийства мирных людей. Никогда больше мир не должен быть равнодушным к проявлениям геноцида, потому что нет геноцида против «кого-то», геноцид всегда против всех.