Рабочая программа элективного курса по русскому языку Родное слово в 9 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приреченская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Рассмотрено на заседании
ШМО
Протокол № ______
«_____»_________2016 г.
Руководитель ШМО –
Лукьянчикова Л.П.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
______________________
Е. И. Рязанцева
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Приреченская ООШ»
____________
Е. М.Гридина
Рабочая программа
элективного курса
по русскому языку
«Родное слово»
Учитель: Лукьянчикова Л.П.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе
«Программы по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов» авторы - М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская издательство «Просвещение» 2013 год, г. Москва;
Базисного учебного плана Приказа Департамента образования науки и молодёжной политики Воронежской области №760 от 27.07.12. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».
Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Родное слово" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание обучения
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа оценивается по пятибалльной системе.
Учебно-тематический план
№п/п
Дата
Кол-во
часов
Тема занятия
Форма занятий
Предполагаемый результат
1
1
Слово. Его лексическое значение. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.
Лекция с составлением таблиц-памяток
Уметь распознавать части речи в русском языке
2
1
Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные. Правописание согласных в корне слова.
Семинары-практикумы.
Знать орфограммы в корнях
3
1
Работа со словарями.
Семинары-практикумы.
Знать орфограммы в корнях
4
1
Способы образования слов.
Тестирование по темам
Знать способы образования слов.
5
1
О,Ё после шипящих в корне
Тестирование по темам
Знать правописание согласных в корне слов
6
1
Изменяющиеся на письме приставки. Неизменяющиеся на письме Написание приставок, зависящее от значения приставки.
Лекция. Практическое применение правил
Знать правописание приставок
7
1
Технология написания сочинения
Лекция. Практическое применение правил
Уметь писать сочинение
8
1
Технология написания изложения.
Лекция. Практическое применение правил
Уметь писать изложение
9
1
О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
Лекции с составлением алгоритмов по темам
Знать правописание суффиксов
10
1
Буквы ч, щ в суффиксах существительных
Лекции с составлением алгоритмов по темам
Знать правописание суффиксов
11
1
Правописание суффиксов.
Лекции с составлением алгоритмов по темам
Знать правописание суффиксов
12
1
Правописание окончаний. Правописание личных окончаний глаголов.
Лекции с составлением алгоритмов по темам
Знать правописание гласных в суффиксах глаголов, существительных
13
1
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных, существительных , местоимений, союзов, частиц.
Лекции с составлением алгоритмов по темам
Знать правописание
14
1
Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи
Лекции с составлением алгоритмов по темам
Знать правописание
15
1
Мягкий знак на конце и в середине числительных
Лекции с составлением алгоритмов по темам
Знать правописание
16
1
О, Ё после шипящих в окончаниях слов
Семинары - практикумы
Знать правописание букв о, ё в окончаниях
17
1
Итоговое повторение
зачет
Проверить знания по пятибалльной системе
Всего: 17часов
Литература.
· Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. Проф. Максимова В.И. – М. : Гардарики 2010.
· Борисковская Е.Н. Русский язык. Литература. Пособие для старшеклассников и абитуриентов – М.: ЗАО «Славянский дом книги». 2013.
· Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
· Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. - СПб., 2000.
· Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: Просвещение 2008.
· Скиргайло Т.О. Ахбарова Г.Х. Деловое письмо -.М.: Просвещение 2009.
.
· Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. - М., 1989.
Заголовок 115