Презентация классного часа Природа — дом, в котором мы живём
Методическая разработка раздела учебной программы по окружающему миру Тема: ПриродаВыполнила:Учитель начальных классов МОУ Можаров-Майданская СОШСелезнёва Людмила Евгеньевна1
Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса.Человек и время года-Это всё вокруг природа.2
Актуальность выбранной темы Природа. Как она прекрасна и в то же время очень ранима. В последнее время мы всё чаще и чаще слышим и произносим слова: «Природа в опасности», «экологическая катастрофа», «гибель человечества». С началом 3-го тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Я выбрала для методической разработки раздел «Природа», т. к. он имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.3
Цель, задачи, новизна программы Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель- воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающегося мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека- доброта, терпимость, ответственность. Особое значение придаётся новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведению в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.4
Содержание раздела Раздел «Природа» составляет первую содержательную линию курса «Мир вокруг нас». В этой теме предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природной среде, следования которым составляет основу экологической культуры личности.5
Отбор учебного материала В разделе «Природа» учебный материал отобран с учётом большой воспитательной, развивающей и практической направленности. Это естественнонаучные и экологические знания. Учебный материал рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке. Учебный курс обеспечен развёрнутым учебно-методическим комплектом. Для учащихся предложены новые виды пособий. Это атлас-определитель «От земли до неба», книга по экологической этике «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», пособие «Зелёные страницы».6
Цели и задачи раздела1. Познавательные. Учащиеся должны знать: -сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;Учащиеся должны уметь:- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;7
2. Развивающие. Развивать мышление, память, внимание; интерес к познанию самого себя и окружающего мира. Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает; экологическую культуру; моральные ценностные ориентации по отношению к природе; вырабатывать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. 3. Воспитательные. Воспитывать наблюдательность; любовь и бережное отношение к живой и неживой природе; уважительное и бережное отношение к природному и культурному достоянию человечества.8
Учёт возрастных особенностей младших школьников Для всестороннего развития познавательных возможностей школьников на уроках раздела «Природа» необходимо учитывать их возрастные особенности:1. Учитывая особенности работоспособности и внимания, среди методов устного изложения рациональнее отдать предпочтение рассказу-беседе.2. Частое применение наглядных методов и приёмов познавательной деятельности репродуктивного характера. Начинает расти удельный вес различных методов самостоятельной работы.3. Стимулирование познавательных интересов учащихся занимательностью содержания учебного материала. 9
4. Достаточно высока степень непосредственного управления учебной деятельностью младших школьников.5. Для поддержания работоспособности и интереса учащихся на уроке следует разнообразить методы обучения.6. Объём учебного материала, предлагаемого для усвоения на одном уроке невелик..10
Результаты усвоения раздела «Природа»В ходе усвоения программного материала раздела «Природа» начинает складываться целостное представление детей об окружающем мире. Начинается формирование бережного отношения учащихся к богатствам природы, навыков и правил поведения в природе. Раскрываются взаимосвязи, существующие в природной среде. 11
Обоснование используемых в разделе «Природа» образовательных технологий В основе методики преподавания раздела лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного раздела. Поэтому рекомендуется использовать разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы, выполняют практическую работу. Можно провести дидактические и ролевые игры.Важны экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается за его пределами (домашние опыты, чтение, наблюдение, внеклассные занятия и др.).12
Календарно-тематическое планирование {D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}№ УРОКАДАТА ТЕМА УРОКАПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫПрирода 22ч.1Неживая и живая природа. Явления природы2Как измеряют температуру?Практическая работа «Измерение температуры»3Что такое погода?4В гости к осени5Неживая и живая природа осеньюЭкскурсия 6Звёздное небо7Заглянём в кладовые земли8Про воздух…13
{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}12Невидимые нити13Невидимые нити в осеннем лесу 14Дикорастущие и культурные растения15Дикие и домашние животные16Комнатные растения17Животные живого уголка18Про кошек и собак19Красная книга20Возьми под защиту!21Будь природе другом!22Обобщение по разделу «Природа»14{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}9…И про воду10Какие бывают растения?11Какие бывают животные?
Проект урокаУрок окружающего мира.Тема урока: « С кем дружит дуб».Раздел программы: «Природа ».Программа: « Школа России» Концепция и программы для начальных классов. Научный руководитель А.А.Плешаков, М., Просвещение, 2008 год.Технология проблемно- поискового урока.Тип урока: Комбинированный урокЦель урока: Знакомство учащихся с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу; воспитывать бережное отношение к природе, учить наблюдательности.Задачи: Обучающая: учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; учить работать самостоятельно.Развивающая: развивать логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности детей, познавательный интерес к изучению предмета; Воспитательная: воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.Средства обучения: Учебник « Мир вокруг нас» для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1, А.А.Плешаков, М., «Просвещение», 2012 год.Тетрадь по окружающему миру для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1, А.А.Плешаков, М., «Просвещение», 2012 год. Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы и приемы обучения: словесные: объяснение, работа с книгой; наглядные: практические: выполнение упражнений в тетради; игра: работа по карточкам Оборудование: Схема пищевой сети в дубовом лесу(картинка); схемы-значки «Правила поведения в лесу»; иллюстрации животных.15
Список используемой литературыАбрамова Г.С.. Возрастная психология. - «Академический Проект», 2005. Плешаков А.А., Учебник « Окружающий мир» для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1, М., «Просвещение», 2012 .Плешаков А.А., « Школа России» Концепция и программы для начальных классов, М., Просвещение, 2008.Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир» к учебному комплекту А.А.Плешакова, М., « Экзамен», 2012г. Ф. А. Сулейманова Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» 2008г.Цифровые образовательные ресурсы.16