Внеклассное занятие на тему: В тридевятом царстве, в Тридесятом государстве. Сказки А.Н.Афанасьева
Тема внеклассного занятия:
« В Тридевятом царстве,
в Тридесятом государстве».
Сказки А.Н.Афанасьева.
Цели внеклассного занятия:
1. Раскрытие значения А.Н.Афанасьева, как первого издателя и
систематизатора русских сказочных материалов.
2. Формирование представления учащихся о художественных
особенностях жанра русской народной сказки.
3. Развитие интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной
культуры младших школьников.
4. Реализация основ эстетического и нравственного воспитания детей.
Оборудование: портрет А.Н.Афанасьева; выставка книг; карта сказочной страны;
серия иллюстраций « Герои русских народных сказок»; изображения
старинных ворот, яблони, сказочных предметов (клетки, камня-
указателя); оборудование для игр « Строим теремок», « Расшифруй
слово», « Волшебная клетка»; костюмы сказочных персонажей;
музыкальные записи А.К.Лядова « Про старину», « Баба-яга».
Ход внеклассного занятия:
Орг. момент.
Затих заливистый звонок.
Ребята, сейчас – необычный урок.
Кто в чудо не утратил веру,
Кто с детства сказкою пленён,
Тот угадает без подсказки
Чему урок наш посвящён.
( Урок посвящён сказкам).
Постановка целей урока.
( Звучит запись музыки А.К.Лядова « Про старину»).
За горами, за морями,
За зелёными лесами
Чудесная птица жила,
Сказки сказывать могла.
По свету белому кружила.
Людям сказки свои дарила.
И стар, и млад
Тем сказкам был рад.
Добрая сказка народ потешает,
Да ума-разума прибавляет.
Но страшная случилась беда –
Кощей похитил птицу из гнезда.
И вернуть её тот лишь сумеет,
Кто все трудности преодолеет,
Отправится в Тридесятое государство,
Доберётся до Кощеева царства.
Хотите людям сказку вернуть?
Тогда, не мешкая, отправимся в путь –
В Тридевятое царство,
В Тридесятое государство.
Актуализация знаний.
Игра « Расшифруй слово».
- Вы уже поняли, что нам предстоит неблизкий путь, мы должны отправиться в Тридевятое царство, в Тридесятое государство. Но где находится эта неведомая страна, в которой живут русские сказки?
Если вы правильно выполните задание, то узнаете фамилию человека, подарившего нам удивительный, волшебный мир русской народной сказки.
52
20
55
45
18
33
96
87
12
с
а
ь
а
ф
н
в
е
А
( На доске - портрет А.Н.Афанасьева).
Устные сообщения учащихся.
Учащиеся:
Александр Николаевич Афанасьев родился более 180 лет назад (1826 г.) в городе Богучаре Воронежской губернии в семье мелкого судейского чиновника. Учился на юридическом факультете Московского университета.
После окончания университета Афанасьев служил в архиве, работал с историческими документами.
В свободное время он любил бродить по толкучке, рыться в развалах старых книг. Постепенно у него собралась редкостная библиотека.
Главный труд А.Н.Афанасьева – сборник сказок « Народные сказки». Из каких же материалов сложилась книга? Количество сказок, собранных непосредственно самим Афанасьевым, не более десятка, записывал он их на родине, в Воронежской губернии, но в его распоряжение Русским географическим обществом были переданы « сказочные архивы», собиравшиеся в течение пяти-шести лет от добровольцев со всей России. В книгу вошли сказки, собранные воронежскими друзьями - собирателями, 150 сказок передал В.И.Даль.
В сборнике « Народные русские сказки» помещено около 640 произведений. 88 сказок А.Н.Афанасьев отобрал для детского чтения.
« Сказки Афанасьева» - одно из главных сокровищ нашей национальной культуры. Они переведены на десятки языков, их знают и любят во всём мире.
Учитель: - Побывав сегодня в стране сказок Афанаьсева, вы вспомните хорошо любимые вами сказки и познакомитесь с новыми.
III. Литературная игра
« В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве».
Игра « Отворяем ворота».
( На доске – изображение расписных ворот).
- Перед вами ворота в сказочную страну. Чтобы открыть их, разделите строчки на слова.
- Что за предложения получились?
( Это начало, зачин разных сказок).
- Какие ещё сказочные зачины вы знаете?
( Жили-были Лиса да Заяц; Жил-был мужик за тридевять земель; В Тридесятом государстве жил-был царь)
С зачина сказку начинаем,
Ворота открываем,
В старину попадаем.
( На доске – сказочная карта:)
Тридевятое царство,
Тридесятое государство.
2.« Камень-указатель».
- Перед нами немало дорог, какая же приведёт к Кощееву царству? Укажет верный путь волшебный камень, но надпись-указатель появится на нём лишь после того, как вы ответите на вопрос:
На какие три группы делятся русские народные сказки?
Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки.
Впервые русские народные сказки классифицировал, таким образом, А.Н.Афанасьев. Эта классификация была принята учёными, стала международной и применяется до сих пор.
На доске – рисунок камня - указателя. Дети читают надпись, выбирают на карте нужную дорогу.
3.« Строим теремок». Работа в группах.
По дороге, по пути
Не проехать, не пройти.
Звери строят теремок.
Кто б помочь зверюшкам мог?
Чтоб продолжить дальше путь,
Нужно им помочь чуть-чуть.
Учащиеся работают в группах по карточкам. После коллективной проверки ,они составляют из них изображение теремка.
Карточка № 1.
Вариант 1.
Соедини линией сказочное животное
с его чертой характера в русских сказках.
Лиса верность
Волк доверчивость
Петушок хитрость
Кот глупость
Заяц неуклюжесть
Медведь смекалка
Вариант 2.
Хитёр как
Голоден как
Упрям как
Здоров как
Труслив как
Продолжи эти поговорки.
Вариант 3.
Найди неверное утверждение:
Теремок разрушил медведь
Петушка утащила Лиса.
Хвостом рыбу ловила Лисичка.
Козу-дерезу выгнал Петух
Вариант 4.
Собери название
Сказок.
Петушок
Коза
Журавль
Лиса
Золотой гребешок
лупленная
4.« Волшебная яблонька». Отгадывание загадок.
Нас другое чудо ждёт:
В поле яблонька растёт.
Тяжко яблоне стоять –
Надо яблочки сорвать.
На доске – изображение яблони с яблоками. На каждом яблоке – сказочные загадка. Дети читают загадку, отгадывают и « срывают» яблоко.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
( « Волк и козлята»)
Колотил да колотил по тарелке носом –
Ничего не проглотил и остался с носом.
( « Лиса и журавль»)
Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко!
Но ещё помощники
Скоро прибегут
Победит упрямицу
Коллективный труд.
(« Репка»).
Ах ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
( « Петушок-золотой гребешок»)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
( « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
( «Царевна-лягушка»).
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Всё ж попался
( « Колобок»).
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце-концов
Стало множество жильцов.
( « Теремок»).
« Волшебная ярмарка». Волшебные предметы.
По тропинке шагали,
Да на ярмарку попали.
Чудеса здесь продают-
За отгадку отдают.
Вы товары выбирайте
И скорее покупайте!
- Отгадайте названия волшебных вещей:
Сапоги -
Шапка -
Скатерть-
Меч -
Гусли -
Ковёр -
Музыкальная игра «Там ,на неведомых дорожках».
А вот перед нами дремучий лес,
Деревья растут в нём до самых небес.
Кто ждёт нас в чаще лесной?
Из сказки какой герой?
На доске – изображение сказочных персонажей: Бабы-Яги; Василисы Прекрасной; Машеньки.
- Послушайте музыкальную пьесу. Как вы думаете, какой из этих сказочных персонажей соответствует характеру звучащей музыки?
( Звучит пьеса А.К.Лядова «Баба-Яга»).
- Композитор, сочиняя музыку, создаёт характер героя, подсказывая слушателю, какое настроение у того или иного персонажа. Какой же предстаёт перед нами Баба-Яга?
Какой голос придумал для Бабы-Яги композитор?
Как музыка изображает её характер?
В каких русских народных сказках нам встречается Баба-Яга?
Всегда ли Баба-Яга – отрицательный персонаж?
Находчивым да смекалистым помогает даже Баба-Яга. И если вы отгадаете её загадки, то смело можете продолжить путь.
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
( Ступа).
В тёмной чаще лесной
Стоит домик непростой.
Может домик повернуться,
Даже в путь отправиться.
Вы, ребята, подскажите,
Как он называется?
( Избушка на курьих ножках).
Вместе с ним Яга летает,
След свой ловко заметает.
Очень нужно ей оно,
Что же это?
( Помело).
« Волшебная поляна». Женские образы в сказках.
На волшебной полянке,
Рано утром спозаранку
Девицы-красавицы
Хоровод водили.
Хоровод водили,
Песню заводили.
Тем, кто имена их скажет,
Верный путь они укажут.
Марья
Василиса
Елена
Алёнушка
крошечка Хаврошечка
( Марья-Маревна, Василиса Прекрасная, Елена Премудрая, сестрица Алёнушка, крошечка Хаврошечка).
Инсценирование сказки. « Рассмешим царевну Несмеяну».
Мы с вами очутились перед царским дворцом. Здесь живёт Несмеяна-царевна. Чтобы рассмешить царевну, нужно позабавить её интересной сказкой.
( Учащиеся инсценируют фрагменты русских народных сказок.)
Закрепление знаний учащихся о художественном своеобразии русских народных сказок. « В Кощеевом царстве».
А вот и царство Кощея.
Сразиться с ним нужно скорее.
Чтоб победу одержать,
Загадку нужно отгадать:
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
( Игла).
Злой Кощей побеждён, и мы можем войти в волшебный сад, где в золотой клетке томится сказочная птица.
На доске – изображение клетки. На клетке – замки с заданиями.
- Выполним задания и откроем 3 волшебных замка.
Вспомните устойчивые словосочетания,
которые встречаются в русских народных
сказках.
( Крепко-накрепко; строго-настрого; жить-поживать)
Соедини старинное слово из народных сказок
с его значением.
Али, аль пучок пряжи
Кудель из коры липы
Дровни неродной
Жерновцы боевая дубина
Лубяной ларь для муки
Названый палец
Палица меленка
Супротив сани
Сусек или
Перст против
Догадайся, о какой особенности
русских народных сказок идёт речь:
дочери,
сына,
дороги,
желания.
( Троекратный повтор).
Вот и птица на свободе
Взмыла в синь небесную.
И теперь расскажет людям
Сказку интересную.
Ну а нам пора прощаться,
Снова в школу возвращаться.
- Но, чтобы покинуть Тридевятое царство, Тридесятое государство, вспомните традиционные концовки русских народных сказок.
Итог урока.
- Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Что нового вы узнали о сказках?
- Чему научились?
- Какие сказки вам захотелось перечитать?
- Какой вы представляете себе птицу сказок? Нарисуйте дома образ сказочной птицы, используя мотивы народных узоров.
( Ученик читает стихотворение:)
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
Чудеса в них происходят,
Люди к счастью путь находят,
И, конечно же, добро
Побеждает ложь и зло.
Литература:
1. Степанов В. Сказочные загадки. – М., 2006.
2. Русские народные сказки. Сост. Аникин В.П. – М., 1987.
3. Фольклор народов России. Сост. Калугина В.И. –М., 2002.
4. Яценко И.Ф. Внеклассное чтение во 2 классе. – М., 2006.
Подготовила и провела
учитель начальных классов:
Пахомова В.В.
МКОУ «Лозовская СОШ»
Внеклассное занятие
по чтению
во 2 классе.Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915