Интеллектуальный марафон «В тридевятом царстве, в пушкинском государстве»
Сценарий занятия по творчеству А.С.Пушкина "Здравствуйте, Александр Сергеевич!"
Цель: развитие связной речи, используя литературные средства.
Задачи: закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина; закреплять умение давать развёрнутые ответы; учить интонационно-выразительно рассказывать отрывки из сказок; развивать творческие способности.
Оборудование:
проектор; интерактивная доска; сундук с предметами из сказок Пушкина (зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды и т.д.); разрезные карточки для игры “Собери картинку”; магнитная доска, оформленная картинками из сказок писателя; плакат с кроссвордом; маркер; шоколадные медали и грамоты (для каждого ребёнка).
Музыкальное оформление:
музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, К.Сен-Санс “Аквариум”, П.Чайковский “Сладкая грёза” (“Детский альбом”)
В зале оформлена выставка иллюстраций по произведениям А.С.Пушкина.
В центре портрет поэта.
Ход занятия:
Звучит музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, в зал заходят дети, гости.
- Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта. Пушкин не мог не написать свои сказки. То, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям мудрость, заключенную в волшебных образах. Какие сказки Пушкина вам знакомы.
(Дети называют по очереди сказки)
- Александр Сергеевич Пушкин создал удивительный мир сказки, который находится далеко-далеко, на острове Буяне. (Cлайд острова) Лежит этот остров посреди моря-океана, не то на юге, не то на востоке. Там всегда тепло, всегда лето. Потому что на этом острове живет Солнце. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Это родина всего чудесного. Оттуда они разлетаются по всему миру. Бабушки их рассказывают своим внукам, а писатели в свою очередь записывают. А знаете ли вы, кто рассказывал сказки Пушкину, когда он был маленьким? Арина Радионовна Яковлева. (Cлайд няни)
Под музыку П.Чайковского “Сладкая грёза” (“Детский альбом”) дети читают стихи.
Ребенок 1:
Маленькому Пушкину рассказывала сказки его няня Арина Родионовна. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей.
Ребенок 2:
Александр Сергеевич очень любил свою няню и посвятил ей стихи:
Слушать - так душе отрадно.
И не пил бы и не ел -
Все бы слушал да глядел.
Ребенок 3:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто, на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
- Вот какие стихи сочинил для неё Пушкин. Кто знает, может, к Арине Родионовне сказки прилетали именно с острова Буяна? Ребята, а не отправится ли нам в сказочное путешествие, на остров Буян? Но чтобы попасть на этот остров, нам нужен корабль. Ведь не можем мы вплавь перебраться через море. (Cлайд острова, ниже корабль)
Игра "Доскажи словечко"
Вот мудрец перед Дадоном “Уж диковинка, ну право, -
Стал и вынул из мешка Подмигнув другим лукаво,
Золотого … Повариха говорит, -
Город у моря стоит!
Делать нечего. Она, Знайте, вот что не безделка:
Черной зависти полна, Ель в лесу, под елью …
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей, У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
Сенной девушке своей, И днем и ночью … ученый
Весть царевну в глушь лесную Все ходит по цепи кругом.
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение …
Ну, вот мы и на острове. Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется? Дуб.
Но дуб не обычный! Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит кот, у подножия стоит сундук с золотом. Что бы это могло значить? Может быть это очередная загадка? Давайте
(Cлайд дуб с цепью, рядом кот и сундук)
(В сундуке предметы из сказок Пушкина: зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды, лук и стрела царя Гвидона и т.д.)
Игра "Угадай, из какой сказки предмет"
- Молодцы, ребята! Знаете произведения великого поэта. Смотрите-ка, какой необычный лист висит на нашем дубе! (Слайд дуба, на нём лист со скрипичным ключом) И знак на нем какой-то интересный!
- Что-то я никак в толк не возьму: что этот знак обозначает? Это же скрипичный ключ! Какую это он дверь открывает?
- Это музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки! Этот знак нам напоминает, что мы должны танцевать под музыку. Кто не любит скучно жить - просим в круг выходить!
Дети под музыку К.Сен-Санса “Аквариум” исполняют небольшой пластический этюд.
игра “Сделай фигуру”
Игра “Сказочные последовательности”
1. На слайде изображены картинки насекомых из “Сказки о царе Салтане”. Дети должны разложить их в “сказочной” последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.
2. На слайде изображены картинки месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки “О мертвой царевне” обращался к ним с вопросом о своей невесте.
3. На слайде изображены картинки: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки “О попе и работнике его Балде” обхитрить чертят.
- Ой, что же я наделала! Да что же теперь будет? Несла я вам, ребята, картинки показать, а они рассыпались! Вы мне поможете их собрать?
Игра “Собери картинку”
(каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики) и назвать название сказки)
Вопросы для остальных участников:\
1. Кому принадлежат слова: «Чего тебе надобно,старче?»
2. С помощью какого предмета царица-мачеха отравила молодую царевну?
3. Назовите имя героя, который вместе со своей матерью попал на необитаемый остров в бочке?
4. За какую плату нанялся работать Балда у попа?
5. Кого подарил царю Дадону Мудрец?
6. Кому принадлежат слова: «Дурачина ты, простофиля!»
7. К кому обращался за помощью королевич Елисей, чтобы отыскать молодую царевну?
8. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон?
9. К кому послал поп Балду за оброком?
10. Как звали собаку из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
11. В кого превращался князь Гвидон, когда летел в царство Салтана?
12. Каким ремеслом занимались старик со старухою, живя в своей землянке?
- Ну, давайте напоследок еще с вами поиграем. Я буду читать строки из сказок Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете угадывать ее название:
- Царь с царицею простился, - ей в приданое дано
В путь дорогу снарядился, Было зеркальце одно;
И царица у окна Свойство зеркальце имело;
Села ждать его одна. Говорить оно умело!
- а балда приговаривал с укоризной: - ветер по морю гуляет
“не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!” И кораблик подгоняет.
- жил старик со своею старухой - белка песенки поет
У самого синего моря. Да орешки все грызет,
Они жили в ветхой землянке А орешки не простые,
Ровно тридцать лет и три года! Все скорлупки золотые!
«Соку спелого полного, “Высока, стройна, бела,
Так свежо и так душисто, И умом и всем взяла;
Так румяно – золотисто, Но зато горда, ломлива,
Будто медом налилось! Своенравна и ревнива”.
Видны семечки насквозь…» О какой героине Пушкина идет речь?
О каком фрукте идет речь, и из какой он сказки?
- У Пушкина в сказах часто встречаются числа. Например, в названии “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
Ответ: 33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 щелчка, 3 раза старик забрасывал невод в море, 3 раза летал царь Гвидон к царю Салтану и т.д.
- Александр Сергеевич Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Я с удовольствием приглашаю Вас и всех ребят в литературную гостиную. Здесь мы будем читать, и слушать стихи Александра Сергеевича Пушкина.
(Дети читают отрывки из сказок)
- Сегодня мы еще раз почувствовали волшебную силу пушкинского стиха; увидели, как в его сказках добро одерживает победу над злом. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать и перечитывать сказки Пушкина, брать пример с положительных героев. А когда вы будете взрослыми, с наслаждением будете перечитывать эти сказки своим детям.
- Наше путешествие заканчивается и нам пора прощаться с островом Буяном
- Открывайте глаза, мы с вами дома. Что это? Неужели ещё одно задание от Кота?
(Магнитная доска с кроссвордом, который дети разгадывают и самостоятельно записывают ответы)
- Понравилось вам наше сказочное путешествие. А чтобы вы его запомнили надолго, Ученый Кот оставил вам в подарок вот эти медали (шоколадные) и похвальные листы за активное участие в проекте “Здравствуй сказка”.
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Даже если мы уже не дети,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.