Внеклассное занятие по русскому языку Тема: Фразеологические обороты (фразеологизмы)
МБОУ СОШ №10
Внеклассное занятие по русскому языку
Тема: Фразеологические обороты (фразеологизмы)
Цель:
- познакомить с понятием «фразеологизмы»;
- формировать умение использовать фразеологизмы в речи;
- развивать память, внимание, логическое мышление.
Оборудование: карточки с ребусами, фразеологический словарь, карточки со словосочетаниями, рефлексия.
Ход.
Не спеши языком торопись делом.
Разминка (игровой тренинг на развитие памяти, мышления, внимания).
Игра «Ребусы» (приложение)
- Какие слова называются синонимами?
Игра «Охота за синонимами»
Водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Например, задумывается слово «хорошо», подбираются синонимы: прекрасно, великолепно, чудесно, замечательно, изумительно и т.д. Запомнив синонимы, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.
Можно предложить такие слова: плохо, большой, умный, двигаться, чисто, смелый, хмурый, говорить.
Игра «Повтори синонимы»
Ведущий читает синонимы. Участники игры внимательно слушают. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одному слову. Далее еще раз все вместе слушают слова и дополняют ряд слов пропущенными словами.
Можно предложить синонимы – глаголы, прилагательные, существительные: дорога, путь, тропа, труд, работа, быстрый, скорый, верный, преданный, громкий, звучный, основной, главный, бояться, трусить, приглашать, звать, покупать, приобретать.
Вывод: в русском языке существуют слова, имеющие синонимы.
Хорошая речь слаще меда.
- Назовите слова, которыми называют хорошо работающего человека? (труженик, умелец, мастер)
- А какие синонимы вы можете подобрать к слову «бездельник»? (лодырь, лентяй, лежебока, тунеядец, лоботряс, оболтус)
Но это слова общеупотребительные, которые знают все русские люди. А в каждой области России существует еще множество слов – названий для лодырей. Например: базарник, байбак, гультяй, лында, воропёха и др.
- Как вы думаете, почему слов для названия лентяев больше, чем для названия трудолюбивых людей? ( Трудолюбие – явление нормальное для человека, без него люди не могли и не могут выжить. Лень – это плохая привычка)
- Прочитайте на карточках сочетания слов.
Гоняют лодыря, ловят мух, валяют дурака, палец о палец не ударяют, спят на ходу.
- Про кого так говорят?
Оказывается, даже слов недостаточно и люди придумали целые сочетания слов, которые характеризуют бездельников. Такие сочетания слов появились очень давно. Конечно, они существуют не только для лодырей, а помогают сделать речь более выразительной и яркой.
Называются такие сочетания слов фразеологизмы (можно спросить у детей). Это устойчивые сочетания слов, то есть слова в них не меняются. Чтобы люди слушали вас с интересом, чтобы речь ваша была выразительной, запоминай фразеологизмы и учись употреблять их в своей речи! В этом вам поможет «Фразеологический словарь».
- Познакомьтесь с некоторыми фразеологическими оборотами и объясните их значение.
Скакать во весь опор
Кот наплакал
Сердце ушло в пятки
Мчаться во весь дух
Яблоку негде упасть
Вставлять палки в колёса
Физкультминутка. Упражнения для мышечной релаксации. Пожмите плечами, поднимая их как можно выше. Сделайте ими круговое движение, Расслабьте плечи.
Игра «Найди лишнее» (работа в парах)
- Какое из двух словосочетаний является фразеологическим оборотом?
Золотые зубы, золотые руки.
Медвежья услуга, медвежья берлога.
Волчий хвост, волчий аппетит.
Важная деталь, важная птица.
Попасть в яму, попасть впросак.
Прийти в голову, прийти в школу.
При проверке ученики объясняют значение данных фразеологизмов.
Вывод: в русском языке существуют устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей.
Играть играй, да дело знай
Игра «Прочитай-ка»
Прочитай по транскрипции пословицы и запиши их буквами, проверяя орфограммы.
[ добрайа слава лижыт, а худайа бижыт]
[ утра вэчира мудринэйэ]
Итог. Рефлексия.
Сегодня на занятии:
Научился
Было интересно
Было трудно
Дополнительное усложненное задание.
Сгруппировать фразеологические обороты по признакам:
фразеологические обороты, которые равны предложению;
фразеологические обороты, в состав которых входят устаревшие слова;
фразеологические обороты, в которых есть повторяющиеся слова.
Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. (В.Катаев)(2)
Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. (В.Катаев)(3)
Неприятель разбит в пух и прах. (2)
Пошел Иван-царевич куда глаза глядят. (1)
Ругает старика старуха на чем свет стоит. (1)
15