Исследовательская работа по краеведению Исследование культурного наследия фольклорного коллектива Казачка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа станицы Екатериноградской»
Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской республики
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«За нравственный подвиг учителя»
Номинация «Лучшее педагогическое исследование года»
Исследовательская работа
Изучение культурного наследия фольклорного коллектива «Казачка»
Выполнила:
Заместитель директора по воспитательной работе
МКОУ«СОШ ст. Екатериноградской»
Щербакова Жанна Петровна
2013 г.
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика основных понятий, связанных с исследованием.
Культурное наследие……………………………………………….. 4
Фольклор – народное творчество………………………………....... 4
Музыкальный фольклор…………………………………………….. 5
Жанры казачьего словесно-музыкального творчества……………. 6
Выводы по главе 1………………………………………………………...…7
Глава 2.Фольклорная деятельность ансамбля «Казачка»
2.1 История создания……………………………………………………..7
2.2 Репертуар ансамбля…………………………………………………..8
2.4 Мониторинг и анализ деятельности ансамбля……………………....8
2.4.1 Анкетирование участников ансамбля младшего
поколения и их родителей…………………………………..8
2.4.2 Интервью с выпускниками ансамбля и их родителями… .11
2.4.3 Информация из газетных публикаций …………..….……...13
2.5 Общественное признание деятельности коллектива...……………...15
Выводы по главе 2………………………………………………………... 15
Заключение………………………………………………………………...15
Практическая значимость …………………………………………………16
Литература………………………………………………………………… 16
Приложения………………………………………………………………... 17
Введение
Сегодня весьма актуальна идея возрождения России, как многонационального государства, с его историческими корнями и этническими культурами. В то же время, сегодня, в образовании и воспитании молодёжи мало используется всё духовное богатство, традиции, творчество народа то, что хранится в недрах собственной культуры то, что не так давно впитывалось человеком с детства.
Казачья культура, имеющая многовековую историю своего развития, представляет собой не только огромный самобытный пласт художественного творчества, но и кладезь отечественных духовных ценностей. В ней отразились глубокие философские мысли о жизни, любви к Родине, свободе, ответственности за её судьбу, борьбе с врагами, о нравственности во взаимоотношениях между людьми. Эта культура богато отражена в устных литературных памятниках, прикладном искусстве, песенном творчестве, своеобразной хореографии – всём том, что составляет великое наследие значительной части русского народа - казачества.
Современные дети в условиях насаждения средствами массовой информации элементов чужеродной культуры, насилия и безнравственности, как правило, не всегда имеют возможность изучать богатейшие традиции и опыт культурно-исторического наследия прошлого нашей страны.
В станице Екатериноградской Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики для этого созданы все условия. В школе ведётся курс «История терского казачества», проводятся классные часы по казачеству. В станице имеется музей имени Александра Сергеевича Пушкина, в котором проводятся экскурсии для всех желающих. Кроме того в Доме культуры станицы действует фольклорный коллектив «Казачка» под руководством Долженко Надежды Семёновны. Этот коллектив известен жителям не только нашей станицы и Прохладненского района, но и всей Кабардино-Балкарии и за её пределами по прекрасным концертным программам. Изучение культурного наследия этого творческого коллектива, а также, пропаганда опыта его работы - цель исследовательской работы. В культурном наследии прошлого, которое является объектом данного исследования, мной выделен предмет исследования – деятельность фольклорного коллектива «Казачка». Гипотеза исследования деятельности этого коллектива, предполагает получить доказательства влияния деятельности ансамбля «Казачка» на развитие творческих способностей школьников, формирование духовно-нравственных качеств личности, сохранение традиций казачества.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по теме исследования;
2.Определить методы изучения творческой деятельности коллектива «Казачка»;
3. Провести мониторинг по изучению деятельности фольклорного коллектива «Казачка»;
4. Проанализировать и обобщить результаты выполненного исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:
– изучение и анализ литературы по теме исследования;
анализ и обобщение деятельности фольклорного коллектива «Казачка»;
беседы с участниками ансамбля, анкетирование участников;
статистическая обработка результатов исследования.
На первом этапе выявлена проблема исследования, изучена специальная литература и материалы сети Интернет, на втором этапе проведено исследование, обобщение и оформление полученных результатов.
В работе использована литература:
Банин А.А. О собирании и изучении южнорусских (казачьих) былин и былинных песен: итоги и перспективы. — Русский фольклор, вып. XXVIII, С.-Птб., 1995,
А.К. Головская «Введение в песенный фольклор».
Практическая значимость проведенного исследования, по моему мнению, состоит в том, что полученные результаты помогут в какой-то мере разрешить вопросы организации воспитания школьников через изучение культурного наследия казаков. Ведь духовно-нравственное воспитание на традициях казачества – выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента содержания образования и перестройки внеклассной работы на основе ознакомления учащихся с семейно-бытовыми, военными, культурными традициями, закреплёнными в обрядах, песнях, танцах, промыслах, ремёслах. Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный иммунитет против пошлости, аморализма: в них заключено высокое целомудрие, пафос добра и правды, высокой духовно-нравственной культуры, патриотизма, поиски красоты вечной и непреходящей.
Глава 1. Характеристика основных понятий, связанных с исследуемой проблемой
1.1. Культурное наследие
Культурное наследие, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие не только материальное богатство, но и духовная продукция. Это не только материальный продукт, но и процессы, виды деятельности в материальной и духовной сферах общества, это и общественные отношения людей, созданные ими и передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям. Далеко не всё из того, что создано руками и умом человека удостаивается этого имени. Культурное наследие становится фактором сплочения людей, нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности. Общее культурное достояние современной цивилизации покоится на богатстве, многообразии многочисленных культур, характеризующих отдельные народы.
1.2. Фольклор – народное творчество
Фольклор – художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, созданные народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями.
К основным чертам фольклора принадлежит и высокохудожественное единство его видов: в народно-обрядовых действиях сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище – архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое. Термин «фольклор» пришел к нам из староанглийского языка. Быть может, потому что он относится не только к музыке: английское folk – народ, lore – учение. Вместе эти слова folklore переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято сейчас во всем мире называть устное музыкальное и
литературное народное творчество. Название это справедливо. Народная поэзия, тесно связанная с музыкой своей ритмичностью, музыкальностью и характером, является основой музыкального фольклора.
В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей и чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье.
1.3. Музыкальный фольклор
Народная музыка – музыкальный фольклор, вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз, олонхосут, аэд, жонглер, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и другие искусства, уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций, исключительно устойчивы и живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклора – песни, эпические сказания (например, частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Музыкальный фольклорсуществует в одноголосной (сольной), антифонной, ансамблевой, хоровой и оркестровых формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны – от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон), до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе – скандинавская, балтийская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).
Музыкальный фольклор – это не только народная мудрость. Это ещё и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, негритянской. Потому что каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории, его быта. «Песня – душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трёх китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Песнибывают разные: колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки, свадебные песни, песни протяжные, лирические, рассказывающие о
женской доле, былины, повествующие о подвигах древних богатырей. В песнях, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая, то
есть жанровое содержание русской народной песни многообразно. Народные песни поются «белым» звуком, народ не обучался специально звукоизвлечению, пели, как могли, чем громче, тем лучше. В фольклоре больше крика.
Народная песня ивесь музыкальный фольклор - это основа профессионального композиторского творчества. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем, перекладываем на музыку, украшаем», - сказал когда-тоМихаил Иванович Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская и казачья музыка почерпнуты из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой, пронизаны народным звучанием.
1.4. Жанры казачьего словесно-музыкального творчества
В жанровом отношении песенный фольклор терских казаков можно разделить на обрядовые, календарные песни, былины, или героические песни на былинные сюжеты, исторические и лирические песни. Много исторических песен привносили в среду казаков служивые казаки, возвращавшиеся в родные края из дальних походов.
Отличались разнообразием и свадебные песни. Были песни, исполнявшиеся только на вечеринках, песни, распеваемые при расплетении косы, при поездке молодых в церковь и обратно, за свадебным столом. На свадьбах и других праздниках почти повсеместно исполняли общерусские песни: «Вниз по матушке, по Волге», «Ой, вы сени, мои сени», «Гуляет по Дону казак молодой» и др.
В устном творчестве казаков нашли отражение и былинные сюжеты. В конце 19 века были записаны первые былины, которые сами казаки называли «старинными», такие, как: «Богатыри на часах», «Про Александрушку Македонского», «Илья Муромец на червлёном корабле» и др.
В среде казаков бытовали и многочисленны сказки, пословицы, поговорки. Они были неотъемлемой частью разговорной речи казаков. Наибольшее распространение имели пословицы: «Слава казачья, а жизнь собачья», «Хлеб, да вода – казачья еда»…
Танцевальная культура казаков включала в себя старинные русские и украинские танцы, ряд горских танцев (лезгинка). Казаки знали и исполняли «Круговую», «Казачка», «Журавля», «Метелицу» и др. Из европейских танцев – «кадриль», «полька», однако, они были не особо распространены в казацкой среде.
Основные музыкальные инструменты казаков (в конце 19 века) были фабричного производства: гармошка, барабаны. Широко были известны дудки («пищалки») из камыша. В некоторых станицах имелись казённые оркестры. Казённые духовые и струнные оркестры казаков включали в себя и горские музыкальные инструменты – зурну, бубен и др. Скрипки были распространены у казаков, вышедших с Украины.
Некоторые жанры отмирали, другие становились ведущими, более распространенными. К концу 19 века во многих станицах ещё хорошо помнили, но уже не исполняли ряд старинных русско-украинских обычаев, гаданий, колядок, снижалась и торжественность обрядов, в том числе и свадебного.
Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к службе. Особое внимание уделялось умению хорошо ездить на коне, владению в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умению метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приёмы борьбы. Живя в окружении горских народов, терские казаки не могли не перенять у них некоторые игры, в то же время, передавая им свои. Например, казаки восприняли такие игры, как «Перетягивание каната», «Кюри», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», «Наездники и кони».
Игры и состязания проходили на праздники и иногда продолжались несколько дней. Одна из наиболее популярных у казаков игр – «Чижик». В игре участвуют две команды. Для игры требуется 4-хгранная палочка длиной 10-15 см. Эта палочка – «чижик» - ставится на палку, вбитую в землю вертикально. По жребию определяют команды: которая водит и которая бьет. После этого участник второй команды ударяет по «чижику» палкой. Игроки водящей команды стараются поймать летящего «чижика». Если им это удаётся, то партия считается оконченной в их пользу, и команды меняются.
На праздниках казак показывал свою силу, ловкость, выносливость и выдержку (при этом часто использовалась лошадь). Трусость для юноши-казака считалась позором. Характерным моментом казачьих игр были хороводы, песни, пляски. Казацкие спортивные состязания представляли собой интересные массовые зрелища и развлечения.
Выводы по главе 1.
1. Культурное наследие становится фактором сплочения людей, нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.
2. Народная мудрость - именно так, уважительно и даже возвышенно, принято сейчас во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.
3. Музыкальный фольклор – это проявление души народа, порождение всей жизни народа, его истории, его быта.
4. Музыка сопровождала всю трудовую деятельность и семейную жизнь казака. Жанровое богатство народной музыки – результат разнообразия её жизненных функций.
Глава 2. Фольклорная деятельность ансамбля «Казачка»
2.1. История создания
В 1982 году была создана фольклорная группа из 15 человек, которая исполняла обрядовые песни казаков станицы Екатериноградской. Инициатором организациигруппы была Пунаржи Людмила Степановна. Вместе с единомышленницей и первым руководителем ансамбля Долженко Надеждой Семёновной собирали по крупицам песни, восстанавливали обряды казаков станицы Екатериноградской. Надежда Семёновна руководила коллективом с 1982 года по 2012 год. Сейчас «Казачкой» руководит Сурцева Татьяна Викторовна.
Впервые группа выступила 8 марта 1983 года на огоньке, посвящённом Международному женскому дню. «Первое время мы выступали в бригадах колхоза имени Петровых», - вспоминает руководитель коллектива Надежда Семёновна Долженко. Фольклорный коллектив «Казачка», быстро завоевав симпатии жителей станицы, становится участником многочисленных праздников и смотров в районе и за его пределами.
Особым предпочтением пользуется фольклор, который повествует об истории и культуре казачества. Старинные песни узнают и от старожилов станицы, многие песни знают с детства. В 1983 году в Кабардино-Балкарию из Москвы с этнографической экспедицией приезжает Александр Алексеевич Банин, известный московский музыковед, член Союза композиторов СССР. Узнав о коллективе «Казачка», он приехал в станицу. Прослушав ряд песен терских казаков, он пригласил коллектив в Москву на фестиваль народной песни, где «Казачка» получила свою первую награду «Почётную грамоту Министерства культуры СССР».
С каждым годом коллектив «Казачка» становился всё более популярным. Коллектив принимал участие в юбилейных концертах и праздничных мероприятиях в г.Моздоке (Республика Северная Осетия-Алания), в г. Георгиевске, г.Ставрополе, г Владикавказе на фестивале «Казачьей песни», в г.Майкопе на IX региональном фестивале казачьей культуры, посвящённом 2000-летию Рождества Христова. В 1991 году коллектив был приглашён в г. Кисловодск, где выступил с концертной программой в медицинском училище, за что получили благодарственное письмо. С 1991 года фольклорный коллектив «Казачка» принимает участие в фестивале «Прохладненская весна», ежегодно становясь лауреатом и дипломантом конкурса. В 1996 году коллективу присваивается звание «Народный хор».В 2009 году коллектив принимал участие во Всесоюзном фестивале «Казачья удаль» в г. Санкт-Петербурге и был награждён Дипломов Всероссийского фестиваля казачьей песни г С-Петербург и Почётной грамотой Депутата законодательного собрания г.С-Петербурга. В этом же году коллектив «Казачка» принимал участие в международном фестивале «Танцы над Эльбрусом».Коллектив «Казачка» является участником ежегодного праздника «Пушкинский день России», проходящего в станице Екатериноградской, активно сотрудничает с коллективом МКОУ «СОШ ст. Екатериноградской», сотрудниками музея им. А.С.Пушкина.
Творчество фольклорного коллектива «Казачка» не осталось незамеченным, на протяжении многих лет деятельность коллектива отмечена почётными грамотами и ценными призами.(см. Приложения 1).
Сейчас фольклорный коллектив посещают вместе со своими бабушками учащиеся МКОУ «СОШ ст. Екатериноградской» и воспитанники детских садов
«Сказка» и «Солнышко». Старшее поколение с удовольствием передаёт детям традиции казачьих песен и обрядов, прививая любовь к казачьей культуре.
2.3. Репертуар
В репертуаре коллектива «Казачка» множество песен. Это и обрядовые свадебные, песни, сопровождавшие казака на службу, лирические, песни о природе Кавказа, шуточные песни. (Приложение 2).
2.4 Мониторинг и анализ деятельности ансамбля
2.4.1 Анкетирование участников ансамбля младшего поколения и их родителей
Для выяснения уровня заинтересованности детей в занятиях в фольклорном коллективе «Казачка», было проведено три анкетирования.
Анкета 1
Первое анкетирование изучало преобладающие интересы детей к музыке и фольклору.
Цель анкетирования – выявление интересов школьников к народному фольклору.
На вопрос «Что тебя больше всего привлекает в фольклорном коллективе «Казачка»?», следует выбрать один или два из вариантов ответов:
1. Беседы о народных традициях, обрядах.
2. Принимать участие в концертной деятельности.
3. Петь.
4. Танцевать.
Результаты ответов на вопросы анкеты.
1 - 30% , 2 - 90%, 3 - 80%, 4 - 20%.
Из ответов следует вывод: у участников ансамбля имеется интерес к народному фольклору
Анкета 2
Второе анкетирование изучало отношение участников в целом к деятельности ансамбля.
Цель анкетирования – выявление динамики интересов школьников к деятельности ансамбля.
Выбрать один или несколько вариантов ответов на предложенные вопросы о деятельности ансамбля и об участии в ансамбле.
«Что мне нравится в деятельности ансамбля?»
Разучивать новые песни,
Репетировать концертные номера
Беседовать о старинных традициях, обрядах
Участвовать в концертах
Анализ ответов анкеты 2 позволил сделать выводы:
Ребята с желанием посещают репетиции, им нравятся беседы о традициях, обрядах, проводимые руководителем Н.С.Долженко. У некоторых участников наблюдается снижение интереса к занятиям фольклором, что объясняется возрастными особенностями детей и влиянием массовой молодёжной культуры.
Для сохранения интереса детей к участию в ансамбле следует вводить активные формы деятельности ансамбля «Казачка»: сбор материалов культурного наследия семьи (частушки, песни, обряды из семьи), выступления с сообщениями о традициях в семье, обсуждение репертуара.
Анкета №3
Третье анкетирование изучало мнение родителей о музыкальном развитии детей, посещающих коллектив «Казачка».
Цель анкетирования – выявление музыкальных способностей детей.
Выберите утверждения характерные для вашего ребенка.
Любит петь
Любит быть в центре внимания
Любит слушать о старинных обрядах
Любит слушать старинные песни
Было опрошено 7 родителей детей, посещавших ансамбль в течение одного года. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод: все дети проявляют большой интерес к музыке, любят слушать музыку и петь.
9144048260
2.4.2 Интервью с участниками коллектива старшего поколения, младшего поколения и их родителями.
А было всё словно вчера.
Совсем молодой я пришла в тогда ещё фольклорную группу. Все песни, которые мы пели, были мне знакомы с детства. С этими песнями росли и мои дети. Но настала пора, когда старинные песни стали забываться, на свадьбах пели новые песни, танцевали новые танцы. И мы решили создать фольклорную группу, которая будет хранить песенные традиции казачества. И вот теперь, спустя много лет, я понимаю, что «Казачка» была создана не зря. Песни и обряды сохраняются, мы передаём свои знания нашим внукам и правнукам. Настоящее искусство не может быть фальшивым или честным наполовину. Кроме песен, «Казачка» прививала любовь к стране и её корням. И сейчас я могу сказать, что через казачийфольклорнаши дети смогли прикоснуться к культуре казачьего народа. Это особенно ценно и важно сегодня, в годы беспамятства, когда культ денег уничтожает и вытравляет в нас то, что закладывалось поколениями.
Прошли годы, а время, когда создавался наш коллектив бок о бок с друзьями вспоминается, как лучшее…
Власенко Дарья Кузьминична,
потомственная казачка, участница с 23-летним стажем
Мы родом из «Казачки».
На протяжении многих лет мы являемся участниками фольклорного коллектива «Казачка». С удовольствием принимаем участие во всех мероприятиях станицы и района, будучи членами ансамбля. И вот однажды мы решили создать свою
группу: трио «Сёстры». Мы – это Долженко Надежда Семёновна (старшая сестра), Демьяненко Валентина Семёновна (средняя сестра) и Иванова Антонина Семёновна (младшая сестра). Мы исполняем песни как терских, так и кубанских казаков. В нашем репертуаре много русских народных песен. Деятельность нашего трио не осталась незамеченной, на фестивале «Прохладненская весна-2010» мы стали дипломантами. Мы благодарны коллективу «Казачка» за то, что дал нам возможность самореализоваться.
Трио «Сёстры»
Мне нравится петь.
Мне очень нравится петь. Когда я ходила в детский сад, то там я пела в ансамбле «Родничок». Мы учили много новых песен, участвовали в конкурсах, много раз побеждали. А когда я пошла в школу, моя бабушка Фёдорова Майя Николаевна привела меня в «Казачку». Мне очень нравится петь казачьи песни, изучать разные обряды. Думаю, что, когда я вырасту, то приведу своих детей сюда.
Фёдорова Анастасия, 10 лет
Спасибо за память.
Хочется сказать: «Большое спасибо!» Долженко Надежде Семёновне, за то, что на протяжении многих лет в нашей станице действует такой замечательный коллектив, сохраняющий традиции наших предков казаков. Много добрых и тёплых слов благодарности хочется выразить бабушкам, которые преданны своей «Казачке». Сейчас уже не играют свадеб по казачьим традициям, не провожают на службу так, как провожали когда-то, но песни, сопровождавшие эти обряды живы, жива память о традициях казачества. К сожалению, сама я не посещаю этот коллектив, но моя дочь, ученица 3 класса Голованова Таня и племянница, ученица 8 класса Гамора Анастасия с удовольствием поют в «Казачке». Надеюсь, этот коллектив будет жить ещё очень долго.
С уважением, Голованова Светлана Владимировна
2.4.3 Информация из газетных публикаций.
-57531065405
-67246561595
-118110176530
2.5 Общественное признание деятельности коллектива
1984 год – Почётная грамота Министерства культуры СССР
1994 год – Почётная грамота Министерства культуры КБР
1996 год – присуждено звание «Народный хор»
1997г., 1998г., 1999г.– Дипломы первой степени на фестивале «Прохладненская весна»
2001г. – гран-при фестиваля «Прохладненская весна»
2002г. – специальный приз фестиваля «Прохладненская весна» «За сохранение и популяризацию казачьего фольклора»
2003г. – приз фестиваля «Казачьей и украинской песни» в г.Прохладном
2009г – Диплом «За верность казачьим традициям» на V Всероссийском фестивале казачьих традиций «Слава казачья»
Выводы по главе 2
1. Каждый участник коллектива, приобретая навыки фольклорного пения, видит отдачу своего труда и получает огромное удовлетворение, реализует и развивает творческие способности.
2. Для сохранения интереса детей к участию в ансамбле следует вводить активные формы деятельности коллектива «Казачка».
3. Успешные выступления коллектива «Казачка» дали каждому его участнику бесценный опыт общения и познания культуры казаков.
Заключение
Ценность народной культуры велика и непреходяща, так как включает в себя самобытность, уникальность исторического, духовного и социального опыта жизни каждого народа.
В сегодняшней социальной ситуации, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества, приобретает большое значение, возрастают ценности и значимость деятельности фольклорных коллективов по пропаганде народного творчества.Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выработала существенные качественные основы духовности и нравственности личности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личностной направленности воспитания, приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные ценности. Использование культуры казачества в воспитании учащихся может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной школы.
Анализ деятельности творческого коллектива «Казачка», позволяет сделать вывод: у детей формировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традициях и обрядах казачества, развивается понимание казачьей этики и её роли. Формируется более высокий уровень культуры поведения и самореализации, прививается чувство уважения и гордости к искусству своего народа. Знание давних традиций казачества, хранящих тепло творческого огня тысяч поколений наших предков, даёт сегодняшним девчонкам и мальчишкам уверенность в будущем.
Практическая значимость.
Материал данной работы можно использовать в школе при изучении курсов «Культура народов КБР», «История терского казачества», «Мироваяхудожественная культура», а также на уроках музыки при изучении раздела «Обряды и обычаи в музыке» и изобразительного искусства при изучении раздела «Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством».
Большую ценность данная работа имеет для воспитательной работы при подготовке внеклассных мероприятий и классных часов, воспитывающих патриотизм, любовь к Родине. Использование традиций и культуры казачества в воспитательной работе с подростками поможет воспитанию лучших человеческих качеств: духовности, православия, уважения к старшим. Казачье воспитание исключает даже такой глубоко въевшийся порок российской армии, как дедовщина.Учащиеся - это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции казачества. Богатая культура российского казачества представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического воспитания.
Литература
Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». М. Новая школа 1993.
Назаров Л.Н. «Введение в песенный фольклор», ж-л «Народное творчество» №6,1999, №1, 2000.
Старикова К.Л. «Народные обряды и обрядовая поэзия», Екатеринбург,1994.
Шамина Л.В. «Работа с самодеятельным коллективом», М. Музыка ,1983.
Аникина В.П.Русские народные, песни М., «Детская литература»,1972.
Банин А.А. О собирании и изучении южнорусских (казачьих) былин и былинных песен: итоги и перспективы. — Русский фольклор, вып. XXVIII, С.-Птб., 1995.
http://cossackstan.ru/histori/63-terskoe-kazachestvo.-glava-6.-folklor.html
Приложение 1.
-661035142240292798515240
86360116205
264541073025-43243573025
2866390128905-432435128905
-3810029870400
-3810164465
Организатор фольклорной группы Пунаржи Людмила Степановна (справа) и первый руководитель Долженко Надежда Семёновна
206311524130
Солисты ансамбля «Казачка» Иванов Михаил Александрович и Сурцева Татьяна Викторовна (руководитель коллектива с 2012 г.)
Сотрудничество с Екатериноградской средней школой
-33718529845
224409033020
-241935118745
-43243581280
Участие в IX региональном фестивале казачьей культуры, посвящённом 2000-летию рождества Христова
1701165161925
-508635144145
2147570145415
Участие в районном фестивале «Прохладненская весна»
231076512065
Участие во Всесоюзном фестивале «Казачья удаль» г.С-Петербург
-52768538735
271081531115
Трио «Сёстры»
-213360130175
Выступление на Дне Прохладненского района 6 октября 2012 г.
Репертуар коллектива.
Обрядовые песни.
Свадебные.
Силеник миленек.
То не с поля, поля из чистого.
Пьяница-пропойница.
У нас Машенька обманщица была.
Течёт речка.
Дубровушка.
Уж вы сени мои сени.
Не трубушка.
Нежданные гости.
Погнулись сени.
Не приступай лютра.
Стелиться трава вьётся.
Выезжала Машенька со двора.
С вечеру звоны звонят.
Во горенке воновой.
А кто у нас холост.
Как пойдём да мы по ряду.
Свадьба будет в станице.
Ты тёмная ты осенняя ночь.
Перелетела перепёлочка.
Машенька по саду ходила.
Как во поле травка стелется.
А кто у нас в садике побывал.
А из поля поля из чистого.
Ходила бродила в зелёном саду.
Ой, верба кучерявая.
Проезды.
Последний нонешний денёк.
Выйду за ворота.
Дорожка дорожка.
Да в саду вишенка цветёт.
Да пора брат пора.
Застольные.
Посидели мои гости.
Все домой все домой.
Пасхальные.
Вниз по морю.
Бытовые.
Ковыль ковылёчек.
Батька добрый.
Ой, станица родная станица.
Как на наших полях.
Уж я травушку кошу.
Вот скрылось солнце за горою.
Посажу я калинушку.
А кто тебе виноват.
Как подула шуря буря.
Уж я травушку кошу.
И кумушки пьют.
Вылетала павица.
Вот скрылось солнце за горою.
Уж вы горы мои вы Кавказские.
Кузя мой.
Чарочка моя.
Полно на хуторе жить.
Бывало выпью стакан водки.
Как во поле есть колодец.
Пройди прескучное времечко.
Травка без дождя.
Стоит гора высокая.
Разошлись на небе тучи.
Зелёная лощиночка.
Частушки.
Горе горе кто кого не любит.
Во поле во полюшке.
Бочечка.
Как сидела Машенька край виконца.
Только я распилася.
Не погода.
Ой ты мой орлик.
Молодкамолодка.
Как летела павица.
Кукушечка моя душечка.
Вечер поздний не погода.
Ой чия та хата чип покосы.
Взойди солнце ярче.
Другие.
Как за доном за рекой.
Шпылына.
Повийвитре на Украину.
Ой ты Галю.
По дону гуляет казак молодой.
Поехал казак на чужбину.
Загадай себе Галю гады ну.
Распрягайте хлопцы коней.
Едут казаки.
Авторские.
Грусть казака.
Мать родная земля.
Гимн станице Екатериноградской.
Лейся песня.
Грусть казака.
Лирические.
Запрягай ка батька лошадь.
Молодая молода.
Ах ты степь широкая
Косынка.
Сизокрылый голубочек.
Военно-патриотические.
Между сырыми камнями.
Полно вам снежочки на талой земле лежать.
Славный пышный Терек быстрый.
Дорожка тарная.
Из лесов дремучих
Там на горе снежок идёт.
Конь боевой.
У реки у Терека.
Между сырыми камнями.
Полно вам снежочки на талой земле лежать.
Славный пышный Терек быстрый.
Дорожка тарная.
Из лесов дремучих
Там на горе снежок идёт.
Конь боевой.
У реки у Терека.