Презентация к уроку Программирование на языке Qbasic
Язык программирования QBasic
ВведениеЯзык программирования - это совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, понятном ЭВМБейсик – один из языков программирования высокого уровня.Разработан первый Бейсик в 1964 г. сотрудниками Дартмутского колледжа Дж. Кемени и Т. Курцем. Интересно происхождение названия языка. В прошлом веке один английский миссионер выделил из английского языка триста наиболее употребительных слов, назвал их Basic English и стал обучать туземцев. Опыт оказался весьма успешным, и контакты с аборигенами значительно упростились. Создатели языка Бейсик стремились достигнуть того же эффекта — облегчить понимание между "туземцами" — начинающими программистами, и компьютерами. Аббревиатура BASIC так и расшифровывается — "Beginner's All purpose Symbolic Instruction Code", что в переводе значит "многоцелевой язык символических команд для начинающих".Большое достоинство Бейсика, из-за которого его изучение продолжается в школах и поныне — это возможность создавать диалоговые программы.
Арифметические операцииОперацияОбозначениеПримерРезультатСложение+2+57Вычитание-10-82Умножение*3*412Деление/15/3515/43.75Целочисленное деление\15\43Возведение в степень^2^38Остаток от деленияMOD13 MOD 53Операции отношений > - больше< - меньше = - равно<> - не равно >= - больше либо равно <= - меньше либо равно
Математические функцииКореньSQR(X)Модуль числаABS(X)СинусSIN(X)КосинусCOS(X)ТангенсTAN(X)Целая часть числаINT(X)Натуральный логарифмLOG(X)Запись математических выражений I=U/RT=2*3.14*SQR(L/G)s=v0*t+(a*t^2)/22х32*Х^3(3+4)/(8-6)
Переменные и константы в БейсикеПеременная - это имя ячейки в оперативной памяти компьютера, в котором в каждый момент времени может храниться только одно значение. Имена переменных могут иметь длину до 40 символов, начинаться с буквы, за которой могут следовать любые символы. Примеры правильных имен переменных: А, В, Z, IVAN;IVAN3, S1, T234, LOVE7, R6N8F43.Переменные различаются по типу хранимой в них информации:числовой тип – для хранения различных чисел;строковый тип – для хранения символов и строк (в таком случае к имени переменной добавляется обязательный символ $, например, X$ или QUIKE3$).Постоянная (константа) - величина, записанная в виде конкретного числа. целые – 6; -18вещественные6.2; -18.1564; Строковые (символьные) “Петя”, “Х=“дробная часть отделяется от целой точкой, а не запятой (нельзя 3,14, надо 3.14);в записи десятичной дроби ноль, стоящий перед точкой опускается (вместо 0.123 можно .123);необходимо соблюдать приоритет выполнения действий – действия в скобкахвычисление функцийвозведение в степеньумножение и делениесложение и вычитаниеДля печати больших и малых чисел используется запись с плавающей точкой.Например: 1.234Е-05 равно 0.00001234 1.234Е05 равно 123400
Оператор присваивания LET – задает значение переменнойLET А=1 - в ячейку с адресом А запишется значение 1(читается так – переменной А присвоено значение 1)LET можно опускать и в программе писать А=1Левая часть оператора - имя переменной, правая часть может быть константой или арифметическим выражением:LET С=А+В. Предварительно значения переменным А и В должны быть присвоены оператором LET.Оператор вида LET Х=Х+1 добавляет 1 к текущему значению переменной Х и увеличивает значение переменной на единицу.Новое значение запишется в эту же ячейку с адресом Х
Оператор ввода данных INPUTпозволяет вводить данные в ходе выполнения программыINPUT «Введите 3 значения переменных»; А,В,СВстретив в программе INPUT компьютер приостанавливает работу программы, выводит на экран «?» и ждет от пользователя ввода 3-х числовых значений с клавиатуры через запятую.? 5, -10, 456.87 Данные, введенные пользователем, будут последовательно присвоены переменным А,В,С и работа программы продолжится. ВАЖНО! Пользователь должен ввести столько числовых значений, сколько переменных указано в INPUT. Если количество переменных больше или меньше количества значений, то на экране появится информацияREDO FROM START (повторите сначала).Не разрешается вводить арифметические выражения (875+7263), запятые, имена переменных.Оператор вывода результата PRINTвыводит результат работы программы на экранPRINT «Значение С=»; СPRINT без дополнительных данных выводит пустую строку. Это удобный способ выделить заголовок таблицы
Средства автоматизации – это операторы, которые изменяют порядок передачи управления в программе в зависимости от условий.Оператор GO TOОператор безусловного перехода. Передает управление другому фрагменту программы по номеру строки (метке оператора) в прямом и обратном направлении.Разберем программу 10 LET X=0 20 LET X=X+1 30 PRINT X 40 GO TO 20 50 END
Оператор условного перехода IF … THENизменяет порядок выполнения программы при определенных условияхУсловия, которые проверяет оператор IF… THEN:> - больше< - меньше = - равно<> - не равно >= - больше либо равно <= - меньше либо равноЛогические операции AND (И) OR (ИЛИ) в IF … THENиспользуются для сравнения двух и более отношенийПримерыIF X=12 AND Y<0 THEN 100 (если одновременно Х=12 и Y<0, то управление в программе передается строке 100)IF X=12 OR Y<0 THEN 100 (если верно хотя бы одно из этих соотношений, то управление в программе передается строке 100)Оператор IF … THEN … ELSEПараметр ELSE указывает что делать в том случае, если проверяемое условие не выполняется.IF X=45 THEN 100 ELSE PRINT “Неверно”Если Х=45, то управление переходит на строчку 100, иначе (Х<>45) выводится сообщение «Неверно»Примеры правильного употребления оператора IF… THENIF I=33 THEN GO TO 100IF A+B < 16 THEN GO TO 100IF A-2=C THEN GO TO 100IF A>=C THEN GO TO 100IF A<0 THEN GO TO 100Оператор GO TО можно опускать IF A<0 THEN GO TO 100
Операторы FOR … NEXTэта пара операторов образует в программе циклы и управляет имиFOR А=1 TO 10 STEP 1 (читать так : ДЛЯ А от единицы ДО 10 с шагом приращения 1 выполнять действия и перейти к СЛЕДУЮЩЕМУ значению А) тело цикла (действия) Если шаг приращения = 1, то STEP можно опускатьNEXT АNEXT увеличивает значение счетчика и определяет, не привысило ли оно установленной границы. Пока не достигнуто конечное значение переменной, действия в цикле повторяются.Разберем программуFOR X=1 TO 5 PRINT XNEXT XОператор FOR может содержать в правой части переменные и арифметические выраженияПримеры:FOR X=100 TO 1000 STEP 2FOR X=A TO B STEP 5FOR X= 16 TO 32 STEP AFOR X=100 TO 1 STEP -1
Пример программы, реализующей линейный алгоритмНахождение периметра треугольника:CLSINPUT A,B,CP=A+B+CPRINT PEND Для удобства пояснения пронумеруем строки программы и поясним каждую.Внимание! При работе в оболочке QBasic строки нумеровать не обязательно.12345Поясним работу программы:Производится очистка экрана. Оператор ввода INPUT приостанавливает действие программы, выводит на экран «?», ожидая от пользователя ввода 3-х значений переменных А, В, С Выполняется сложение 3-х введённых чисел и результат записывается в ячейку с именем Р.Оператор вывода PRINT выводит значение переменной Р на экран монитора.Оператор END заканчивает работу программы.
Пример программы, реализующей разветвляющийся алгоритмДан фрагмент программы:INPUT “M =” ; MIF M < 10 THEN M = 10 ELSE M = 2 * MN = M + 5PRINT M , NСкажите, что будет выведено на экран, если по запросу введено:а) число 5; б) число 12;в) число10