Урок по русскому языку для 6 класса «Личное письмо»


Урок по русскому языку. 6 класс.
Учитель: Пономарева Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №56
Тема урока: Личное письмо.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся со структурой письма, его характеристиками по различным основаниям, видами личного письма, обучать монологической и диалогической речи.
2. Развивать мышление, воображение, речь в процессе общения, дикцию.
3. Совершенствовать навыки вежливого общения, прививать чувства доброжелательности, внимательности к адресату, воспитывать коммуникабельную личность.
Предварительная подготовка:
1. Опережающие задания:
* Из истории письма
* Функции эпистолярного жанра.
2. Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».
3. Написание писем-сочинений:
* «Другу с просьбой приехать на каникулы».
* «Письмо президенту».
* «Поздравления другу с победой в шахматном турнире».
* «Письмо дедушке с благодарностью за присланный подарок».
Оборудование:
Учебник: Учебник русского языка. 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 частях /под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «С-инфо», ООО «Баласс», 2004г.; видеофрагмент.
Ход урока.
I. Мотивация.
1. Приветствие.
2. Дыхательная гимнастика.
Учитель: Как обычно, урок мы с вами начнём с дыхательных упражнений.
· Представим, что мы попали в цветочный магазин. Сколько запахов кругом! Вдохнём глубоко…. Ещё!
· А сейчас каждый из вас стал именинником. Задуем на торте одну свечу… 5 свечей…. 10 свечей.
Молодцы!
3. Мы с вами начали изучение различных речевых жанров: устных и письменных. С одним из них мы познакомимся сегодня на уроке. А вот с каким, догадайтесь об этом сами, просмотрев фрагмент из хорошо известного вам, думаю, любимого мультфильма.
( Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашина»)
- Из какого мультфильма отрывок вы просмотрели?
- С каким речевым жанром мы познакомимся сегодня на уроке?
( жанр письма).
Тема нашего урока – Личное письмо. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с жанром письма, рассмотрим особенности, виды личных писем. Работать вы будете в группах.

II. Изучение нового материала.
1. Учитель: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, зачем нам знакомиться с жанром письма, ведь сейчас век электронной почты и мобильной связи, и жанр письма становится неактуальным. Согласны вы со мной?
(выслушивание ответов)
- С этим утверждением трудно спорить. И всё-таки очень приятно получить письмо от родных и близких. А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?
( им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Н. Кузовлёвой «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…» Надеюсь, вы без труда ответите, в чём смысл эпиграфа?
2.Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А поможет нам в этом словарь иностранных слов. Найдите, пожалуйста, в словаре слово “эпистола». ( работа со словарём)
Эпистола,-ы,ж.(греч. epistole < epistello посылаю,отправляю).Письмо, послание
Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire < греч. — см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).
3.Учитель: Я думаю, вам интересно будет узнать о том, как было написано самое первое письмо. Об этом нам рассказал английский сказочник, писатель Джозеф Редьярд Киплинг.
( индивидуальное задание учащемуся)
Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копье. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.
А в это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка.
Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.
Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако незнакомец прочел эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. “Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон”,- подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. “Я пойду и приведу ему на выручку все его племя”, - решил незнакомец.
И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочла его так: Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно еще его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: “О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие! Придет день, когда люди назовут его умением писать!”.
Учитель: Понравилась вам сказка? Да, видите, как трудно было в древности распространить какое-либо известие. Нужно было либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички.
В сказке Киплинга забавно рассказано и о другой трудности. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой их не понимал или имел ввиду совсем другое.
- Знаете ли Вы из чего изготовляли первые письма?
(из глины, ракушек, из верёвок различной длины)
Учитель: За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах, на каменных плитах, вырезали на костях, чертили на глиняных дощечках. А позже на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде – на бересте. Примерно 5 тыс.лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага – одно их величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в V веке в Китае, затем в XII-XIII вв. в государствах Европы.
4. Учитель: Ребята, куда пишут письма? Кому?
( ответы учащихся)
В зависимости от того, кому мы адресуем письмо, выделяют деловые письма и личные. А вот чем личное письмо отличается от делового? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним упражнение 57 учебника ( стр. 54).
( Чтение писем)
Беседа:
-Кто адресат каждого письма? (адресат – тот, кто получает письма)
(в 1 – близкий человек, друг, неофициальное лицо
Во 2 – лицо официальное, малознакомое или незнакомое)
- Кто адресант писем?
( в 1 – близкий человек, друг; во 2 – оргкомитет, незнакомая группа людей)
- О чём сообщается в каждом письме? Как?
( в 1 – личная, эмоциональная информация; во 2 – деловая информация)
- Определите коммуникативную задачу каждого адресанта. С какой целью написано письмо?
( в 1 – просьба написать ответ; благодарность за письмо и извинение; во 2 – оповестить (сообщить), что выполнили просьбу)
Учитель: Ребята, подготовьте полный ответ на вопрос: чем отличаются личные письма от деловых? Можете посовещаться в группах.
( выслушивание нескольких монологических ответов учащихся)
5. Учитель: Несмотря на то, что между личным и деловым письмом столько различий, нет ли чего-то общего в этих письмах?
(одинаковые части).
Учитель: Да, письма (будь они личные или деловые) отличаются своей особой композицией. Давайте все вместе выделим композиционные части письма.
Алгоритм написания письма.
1.Каждое письмо начинается с приветствия и с обращения к адресату.
- Какие обращения употребляете вы, когда пишете письмо?
( в зависимости от того, кто адресат: к маме – дорогая моя, мамуля; к подруге – привет,…; к учителю – уважаемая Р.М.)
2.Вступление (извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания)
3.Основная часть (изложение информации, интересующей адресата)
4.Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания)
5.Подпись. Дата.
6. Учитель: Ребята, какая же я забывчивая! Ведь сегодня мне принесли какие-то письма. Обратного адреса на конвертах нет. Давайте прочтём их.
1.Дорогие мои дети,
Очень-очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище,
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним.
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья, ваш Тувим.
- Какого характера это письмо? С какой целью оно написано? Как можно назвать это письмо?
(это личное письмо-просьба, в котором Тувим просит детей соблюдать правила гигиены)
2.Анна Константиновна!
Вам за давней давностью
И не вспомнить неслуха
С чёлочкой торчком.
Шлю Вам запоздалое
Слово благодарности
За мои чернильные
Палочки крючком.
Анна Константиновна!
Если Вы позволите,
К Вам на арифметику
В детство удеру –
Поучиться заново
Крестикам и ноликам
Самой главной грамоте –
Правде и добру.
Анна Константиновна!
А в конце послания
Вам желает радостей
И хороших слов
Ваш не отличавшийся
По чистописанию
С третьей парты – помните –
Лёша Иванов.
- Как назовём это письмо?
(это личное благодарственное письмо, в котором взрослый уже человек благодарит свою первую учительницу)
3.Милые ребята!
Поздравляю вас с наступающим днём всех влюблённых!
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом!
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
- Как можно назвать это письмо?
(это письмо-поздравление, так как в нём адресант желает ребятам счастья)
Учитель: Ребята, все письма, которые пришли нам, личные. В зависимости от коммуникативной задачи, на какие виды делятся личные письма?
( 3 вида личных писем: письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо)
III. Творческая работа
1.Учитель: Написать интересное письмо – настоящее искусство.
- Как вы считаете, каким правилам должно подчиняться написание письма? Нужно ли соблюдать этикет?
( Письмо должно быть грамотным, аккуратным, корректным, не грубым, не обидным, последовательным, чтобы быть понятным)
- Риторик, герой нашего учебника, даёт вам советы и наставления, как писать письмо. Давайте их прочтём ( страница 59)
- Используя советы риторика, знания, полученные сегодня на уроке, алгоритм написания письма, правила заполнения конверта (этому мы учились с вами в 5 классе на уроке русского языка; без адреса ваше письмо не дойдёт до адресата), слова – подсказки в учебнике, каждая группа получает задание написать один из видов письма. Листочки с заданиями у вас на партах.
Задания:
1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.
2. Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
3. Напишите письмо другу, которого вы поздравляете с победой в шахматном турнире.
Не забудьте подписать конверт, чтобы ваше письмо дошло до адресата.
2.Чтение работ.
IV. Подведение итогов.
Подошёл к концу наш урок.
- Для чего нужны письма?
- Как называется жанр письма?
-Какие виды писем вы знаете?
- Какие композиционные части выделяются в письме?
Учитель: Вы сегодня молодцы! Работали все группы на отлично.
V. Домашнее задание.
Напишите личное письмо (любое) кому-нибудь из своих родных или знакомых, поздравив, например, с днём святого Валентина – днём всех влюблённых.