Конспект урока по русскому языку Прямая речь. Диалог

Цель: повторить учебный материал о прямой речи, диалоге, развивая
логическое мышление, повышая культуру речи учащегося; формирование у
школьников интереса к изучаемому предмету.

Вид урока: игра путешествие.

Оборудование: магнитофон, карточки, телефон, картины, корабль, плакаты.


Ход урока:

Вступительное слово учителя (на фоне музыки).
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Прямая речь. Диалог». Этот урок необычен по своей форме - урок-путешествие.
Сейчас на корабле, который получил название «Русский язык», я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие. Наш корабль стоит в гавани. Мы прекрасно знаем, что ни один капитан корабля, который не знает маршрута движения, никогда не выйдет в открытое море. Позвольте мне сейчас ознакомить вас с маршрутом нашего путешествия. Но что такое? Наш маршрут зашифрован! Мы должны его расшифровать. А чтобы это сделать, нам потребуется знания ранее изученных орфограмм.


Задания: вставить пропущенный буквы, объяснить.
Неувдающий, удвительный, прослвлять, скрпучий, упрвлять, ук..ризна, свтильник.
Никий, моро, берёка, рокий, ватрука, проез, сла..кий.
Наскор, вправ, засветл, занов, досыт, изредк, задолг .

Учитель: Итак, вспомнив раздел науки о языке, где изучается правильное написание слов, то есть орфографию, мы тем самым смогли расшифровать маршрут. Сейчас я вам его зачитаю.

Маршрут.

Согласно плану путешествия мы должны побывать на полуострове «Прямая речь»; вспомнить определение прямой речи и знаки препинания при ней. Потом наш корабль возьмет курс к острову «Диалог», где мы вновь вспомним определение диалога и знаки препинания при нем. Наш корабль вышел в открытое море. Но что это? Шлюпки на воду! На помощь отправятся самые отважные члены нашего экипажа.


Задания: буквы –е -и – спорят, какой из них стоять в окончании имен существительных.
Расти у речк, побывать в цирк, идти по тропинк, деревья в инее, повернуть с алле.
Учитель: Молодцы! Отважные у нас на корабле моряки. Я думаю, что мы теперь без приключений сможем отправиться в путешествие.
Голос: Товарищ капитан, получена радиограмма.
Учитель: Позвольте взглянуть (зачитывает).

«Я приглашаю вас на остров «Обращение». Ну что ж, вновь небольшая заминка (сделать синтаксический разбор предложения). Остров - м.р., 2скл., ед.ч., И.п.
Учитель: Ну что ж, давайте будем людьми уважительными и вспомним
1.Что такое обращение?
2.Рассказать о знаках препинания при обращении.
Итак, наш корабль направляется к полуострову «Прямая речь». Его величество «Прямая речь» сама вышла нас встречать. Давайте сделаем приятное хозяйке полуострова и покажем, что мы ее давно и хорошо знаем.
1.Что называют прямой речью?
2.Рассказать о знаках препинания при прямой речи.
Учитель: Прямая речь, как ты оценишь ответы членов нашего экипажа?
Прямая речь: Молодцы! Но у меня вновь беда. Пираты похитили с моего полуострова все знаки препинания. Предложения стоят без точек, запятых, кавычек, тире. Помогите вернуть на мой полуостров знаки препинания.
Учитель: Поможем , ребята?


Задания: Расставьте знаки препинания.
(Прямая речь поднимает плакаты с написанными предложениями без знаков препинания, их надо расставить).
Учитель: Ну что скажешь, Прямая речь?
Прямая речь: Спасибо! А сейчас я хочу провести конкурс на лучшего эрудита. Кто быстрее и правильнее составит предложения по схемам.


Задания: Составить предложения по схемам.
(Прямая речь поднимает плакаты, учащиеся составляют по ним предложения).
Прямая речь: Спасибо, ребята! Я довольна вашими знаниями. Удачного вам плавания.
Учитель: Наш корабль берёт курс на остров «Диалог».
Диалог: Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть на своём острове. И сейчас я хочу увидеть и услышать, что вы знаете обо мне?
Учитель: Ребята, скажите что вам известно о диалоге? Расскажите о знаках препинания при нем.


Задание:
1. творческое
Представьте себе, что вы разговариваете со своим другом, подругой. На какие просьбы, советы вы могли бы получить следующие ответы своего собеседника:

Конечно, помогу! О чём разговор?
Спасибо! Обязательно прочитаю!
С удовольствием!
Сегодня, к сожалению, не могу!

2.Расставить знаки препинания (раздаются карточки).
Диалог: Ребята, я слышал, что вы получали домашнее задание- показать возможные формы диалога. Покажите, что вы сделали?
1 ученица- стихотворение Некрасова
2 ученица- разговор по телефону
(учащиеся инсценируют формы диалога).
Учитель: Молодцы! Форм диалога у нас в жизни действительно много. Но что скажешь, диалог?
Диалог: Молодцы, ребята! Я доволен. Мне приятно, что меня вы тоже знаете.
Учитель: Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. Что мы сумели повторить за время путешествия. Расскажите, пожалуйста! Я благодарю экипаж за активную работу в течение всего путешествия. (Оцениваются ответы учащихся). А сейчас наш корабль бросил якорь. Подать трап. Экипаж приглашается к выходу.