Конспект урока по русскому языку Прямая речь. Диалог
Урок русского языка в 5 классе по теме «Прямая речь. Диалог»
Цель: Закрепление формирования понятия “прямая речь”; закрепление навыка построения схемы предложений; работа над интонацией в предложении с прямой речью. продолжить знакомство учащихся с диалогом;
Задачи:
Образовательная учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге, учить составлять, вести диалог;
Развивающая интонационно правильно читать диалог;
Воспитательная обогащать словарный запас учащихся;
Формы и методы: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Упражнение 183.
Объявление темы урока. Учитель объявляет тему урока: “Прямая речь и диалог”.
На доске спроецирован слайд № 1 с указанием темы урока.
Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.
А)Незнакомец спросил с. . рдитоКоторый час. (флипчарт №1)
Б)Мальчик испуг. . нно прош. . пталНе знаю. (флипчарт № 2)
Сп…сибо, благ…дарю, изв…ните, (до)свидания, пожалу…ста, здра…ствуйте (записать слова, вставить пропущенные буквы, обьяснить их значение., знаки препинания в предложении.)
На меловой доске
3. Фронтальный опрос по теме “Прямая речь”.
Работа по учебнику с. 78-правило. Упражнение 192 – устно.
4. Презентация, прямая речь. Задания-практикум.
Упражнение 197- 2 предложения.
Мама сердито воскликнула: «…!»
«…!»- взволнованно сказал папа.
Электронный учебник 8 класс «Прямая речь»
ФИЗМИНУТКА!!!
1. Работа с дидактическим материалом. Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности диалога.
Ёж фонарик не включилИз лесной гнилушкиИ на ёлку наскочилНочью на опушке.
Как твои иголки? – Ёж спросил у елки. Все целы. А как твой нос?Целый! – ежик произнес.
Извини! – промолвил ёж,Еле сдерживая дрожь. Извини и ты, сосед, - Елка скрипнула в ответ.
Еж и елка при ночнойВстрече на опушкеНе сказали ни однойКолкости друг дружке.
В каких реплика диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
Как это отразилось в пунктуации диалога?
5. Минутка Р. Р. Описание картины ……(Поговорите с другом об этой картине вдвоем. Между вами получился небольшой разговор, т. е. диалог)2. РАБОТА В ПАРАХ
Составьте и запишите диалог с соседом по парте на одну из тем: “Царевна-лягушка”, (иллюстрации на доске).
- Какова задача нашего сегодняшнего урока, исходя из задания?
III. Работа над темой урока
1. Словарная работа. Запись в словарики!!!
Диалог
- диа – два
логос – слово (греч. )правило с. 80-81.
На какие черты характера личности может указать диалог?
Работа со словарем. Учитель читает новые слова, спроецированные на слайде № 11. Несколько учеников проговаривают новые слова, класс записывает слова в “Словарь трудных слов”.
IV. Закрепление изученного.
Учитель предлагает ученикам прочитать рассказ и найти в нем диалог. Задает вопросы к данному рассказу. Один ученик выразительно читает рассказ. Класс находит в данном рассказе диалог. Зачитывают его. Отвечают на вопросы. Слайд № 12.
Работа с учебником: комментированное письмо (упр. 204).-устно.
Реализация межпредметных связей с уроками “Литературы”. Сообщение об анекдотах, как форме диалога. Учащиеся знакомятся с анекдотом про Ходжу Насреддина. Работа со слайдом № 6.
Электронный учебник «Диалог».
ИТОГИ УРОКА. Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге записаны на обороте доски!!!)
Комментирование оценок.
Д/З: слайд № 16.
Самоанализ Урока русского языка в 5 классе по теме «Прямая речь. Диалог»
Цель: Закрепление формирования понятия “прямая речь”; закрепление навыка построения схемы предложений; работа над интонацией в предложении с прямой речью. продолжить знакомство учащихся с диалогом;
Задачи:
Образовательная учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге, учить составлять, вести диалог;
Развивающая интонационно правильно читать диалог;
Воспитательная обогащать словарный запас учащихся;
Формы и методы: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Методические приемы: закрепление знаний о сложном предложении; задания на логическое мышление; проявление интереса к изучению русского языка; синтаксический разбор предложения; работа в группах с дифференцированными заданиями; практическая работа на интерактивной доске, презентация, электронный учебник.
Урок проведен согласно календарно-тематическому планированию с использованием интерактивной доски, презентации, работа в группах с дифференцирующим подходом, электронным учебником. Подобранные задания, беседа, вопросы, творческие задания учащихся научно обоснованны, развивают выразительность речи учащихся, расширяют кругозор, позволяют сформировать аналитические способности, воспитать лучшие нравственные качества через знание синтаксиса.
Выполняя задания, учащиеся использовали материалы учебника русского языка, знания, полученные на предыдущих уроках, справочники. Содержание материала урока соответствует уровню подготовленности учащихся, темп проведенного урока хороший.
На уроке задания чередовались грамотно с методической точки зрения, Присутствовали задания: проверка домашнего задания, повторение изученного, развитие речи, работа в парах, презентация, словарная работа, работа на интерактивной доске с анализом выполненного задания, работа с электронным учебником, прослеживалась связь с уроком литературы. Все задания соответствовали и отвечали теме урока.
В ходе урока учащиеся проявили интерес, внимание было устойчивым, отношения между учителем и учениками были доброжелательными , присутствовало уважение, взаимная помощь, высокая активность.
Урок проведен по плану, все задачи выполнены, цель достигнута.