Родительское собрание Утомляемость ребенка и как с ней бороться
Слайд № 1
Родительское собрание
«Утомляемость ребёнка и как с ней бороться»
Школьные учителя часто жалуются на невнимательность, неспособность детей сосредоточиться, от которых страдает успеваемость.
Причиной этого часто является повышенная утомляемость. Утомляемость – свойство организма уставать в результате затраты энергии.
Слайд № 2
Как проявляется утомляемость ребенка?
Головные боли
Бессонница
Ребенок начинает тереть глаза, активно зевать
Движения рук и ног становятся неловкими и неуклюжими
Общая вялость на фоне спада настроения
Агрессивные реакции на вполне обычные явления
Повышенная отвлекаемость, частная смена позы
Плач на пустом месте без видимых причинПочему внешне здоровые дети быстро устают?
Слайд № 3
Давайте разберемся в этом вопросе, определив, от чего зависит выносливость детей.
Во-первых, уровень выносливости определяется возрастом ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее ему привыкать к меняющимся условиям, так как нервная система еще неустойчива.
Во-вторых, от темперамента, заложенного природой. Дети с меланхолическим и холерическим типами темперамента устают гораздо быстрее, нежели дети-сангвиники и флегматики.
В-третьих, от состояния физического здоровья и крепости иммунной системы. Ослабшие дети или дети после болезни быстро утомляются.
В-четвертых, от опыта ребенка, его тренированности. Так, если ребенок ведет активный образ жизни, посещает различные секции и кружки, участвует в развлекательных мероприятиях (театр, цирк и др.), ему гораздо легче перенести изменившиеся условия.
В-пятых, от того, насколько окружающие люди используют такие меры воспитательного воздействия, как похвала и одобрение.
Слайд № 4
Почему возникает переутомление?
Важно помнить, что утомление возникает как из-за интеллектуальных перегрузок, так и из-за общей физической усталости.
Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения. Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему.
Слайд № 5
Когда возникает переутомление?
Можно выявить следующие периоды, являющиеся наиболее возможными моментами для возникновения утомления или переутомления организма: адаптация к учебным нагрузкам, окончание четверти, учебного года и недели. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге отрицательно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.
Слайд № 6
Чем опасно детское утомление?
Если утомление возникает слишком часто, то такое состояние может привести к серьезным нарушениям поведения, снижению успеваемости в школе и даже задержке психического развития. При регулярной усталости возможно возникновение синдрома хронической усталости, которая не проходит даже после сна. Такие синдромы сопровождаются потерей интереса, жалобами на головную боль, потерей аппетита. Если утомление длится более двух недель, у ребенка появились темные круги под глазами, он испытывает трудности засыпания или же, наоборот, сон очень долгий и частый, то необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу или терапевту.
Слайд № 7
Детская усталость подразделятся на физическую, интеллектуальную и эмоциональную.
Слайд № 8
Физическая усталость
Причины усталости у школьников лежат в не соблюдении режима дня, несбалансированном питании, недостатке в организме ребенка витаминов и микроэлементов, качестве питьевой воды.
Слайд № 9
Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д.
Правильный режим – главное условие сохранения здоровья. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.
Основными элементами режима дня школьника являются:
· учебные занятия в школе и дома;
· активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
· регулярное и достаточное питание;
· свободная деятельность по индивидуальному выбору;
· физиологически полноценный сон. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет: в 10-12 лет – 9-10 часов, в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости.
Немалую роль в утомляемости школьников играют большие нагрузки. Избавить ребенка от усталости можно, отменив дополнительные занятия, секции и кружки или рационально распределив нагрузки в течение дня. Разумно перестройте график занятости ребенка, предоставив ему хотя бы час в день спокойного времени и возможности побыть одному.
Слайд № 10
Одной из причин недомогания ребёнка может быть неполноценное питание.
Народная мудрость гласит:
«Какова еда и питье – таково и житье».
«Ешь правильно – и лекарство ненадобно».
Если ребёнок, приходя из школы, жалуется на усталость и головную боль, нужно проанализировать, что он ест на завтрак.
Почему необходим завтрак? В школе дети тратят много умственной и физической энергии, поэтому им необходимо основательно подкрепиться перед занятиями, иначе они будут уставать и не смогут хорошо усваивать учебный материал.
Как лучше организовать завтрак школьника?
Это зависит от физических данных ребенка, пристрастий в еде и его биоритмов. Так у детей "жаворонков" по утрам хороший аппетит, а вот дети "совы" от утренних завтраков часто отказываются. Не стоит впихивать еду насильно - такие действия вместо пользы могут привести к развитию у ребёнка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Лучше дать ребёнку что-нибудь из еды с собой.
В утренний рацион школьника обязательно должны входить продукты, богатые белками, поскольку белки, повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптацией детей к школьным нагрузкам. Помимо белковой продукции на завтрак ребенку желательно давать и что-нибудь из растительной пищи. Не стоит по утрам игнорировать горячее питьё.
Важно, чтобы завтрак ребенка был питательным и разнообразным по составу пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов.
Слайд № 11
Следующая причина утомляемости школьника - качество питьевой воды. Всем известно, что человек более чем на 80 % состоит из воды, и не учитывать этот факт нельзя. Учеными были проведены исследования, в ходе которых доказано, что даже минимальное снижение количества воды в организме человека приводит к снижению его работоспособности почти на треть.
Общий же недостаток воды в организме приводит к расстройству работы кишечника и мочеполовой системы. Причину, так сказать, нервных расстройств тоже нужно искать в первую очередь здесь: нередко уменьшение употребления питьевой воды приводит к снижению способности школьника сосредоточиться, он теряет активность, ему хочется спать, пропадает интерес к занятиям.
Но вода должна быть только хорошего качества.
Снять усталость и стресс у детей младшего школьного возраста поможет детский оздоровительный массаж, общеукрепляющая процедура, стимулирующая защитные силы организма. Вода также поможет снять накопившееся напряжение и усталость у ребенка. Для этого нужно просто принять душ, ванну или умыться под струей воды.
Слайд № 12
Эмоциональную усталость у школьника позволяют снять открытые доверительные отношения с родителями. Важно открыто обсудить с ребенком проблемы, которые его волнуют, возникшие как в семье, так и школьном коллективе.
Здоровье надо понимать как состояние души и тела, не совместимое с безрадостным настроением. Говорят, что минута смеха продлевает жизнь. По статистике, взрослый человек в среднем смеется 15 раз в день, а ребенок, по крайней мере, раз 50. Это означает, что повзрослев, человек теряет восприимчивость ко многим явлениям, которые прежде вызывали смех. Вызываемые же смехом биологические процессы укрепляют иммунную систему организма. Кроме того оптимисты лучше учатся. Для подтверждения этого факта проводился эксперимент: испытуемым предлагалось запомнить определенный список слов, часть группы находилась в приподнятом настроении – люди только что получили неожиданный подарок; остальные же наоборот, были в подавленном состоянии. Выяснилось, что те, кто испытывал радость, запомнили 78% слов, а находившиеся в плохом расположении духа – только 47 %. Оптимисты отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать стратегию решений.
Слайд № 13
Интеллектуальная и физическая усталость у ребенка часто усугубляется долгим проведением времени у компьютера и телевизора. Ограничив время, которое ребенок проводит перед монитором, можно уменьшить нагрузку и тем самым эффективно бороться с усталостью школьника.
Иногда достаточно наладить полноценный отдых и питание ребенку, добавить умеренную физическую нагрузку, начать принимать поливитамины, и его организм придет в норму.
Слайд № 14
Устраняем причины высокой утомляемости
Справиться с появлением быстрой утомляемости ребенка поможет выполнение рекомендаций.
Соблюдать режим дня.
Ежедневно гулять на свежем воздухе.
Проветривать помещение, в котором пребывает ребенок в течение дня.
Разнообразить деятельность ребенка
Соблюдать режим сна — во время сна жизненные силы ребенка восстанавливаются.
Чередовать умственные и физические виды деятельности.
Не рекомендуется резко отрывать ребенка от занятия. Так, если ребенок рисовал, а вам уже пора ужинать, то нужно заранее предупредить об этом ребенка и дать время на завершение.
Нужно дозировать доступ ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми.
Важно осуществлять разнообразие досуга ребенка — по возможности посещать занимательные и спортивные кружки, секции, ходить в цирк, зоопарк и др.
Слайд № 15
Практикум «Родительское «Нельзя»
Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при профилактике утомляемости ребенка. Родители работают в группах в течение 10 минут, записывают законы на полосках бумаги. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «Нельзя».
Нельзя:
- будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
- кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится;
- требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание;
- лишать детей игр на свежем воздухе из – за плохих отметок в школе;
- заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
- кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- заставлять многократно переписывать из черновика в тетрадь;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
- сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день;
- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- ругать ребёнка перед сном;
- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
Слайд № 16
Спасибо за внимание! Всем здоровья!