Русский язык. Роль имени прилагательного в тексте.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор материала (ФИО) Лариса Константиновна ЗвездинаДолжность Учитель начальных классов (первая категория)
Образовательное учреждение МБОУ «Асовская основная общеобразовательная школа»
Название материала Урок по теме «Роль прилагательных в тексте»
Класс 3 класс
Учебный предмет Русский язык
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс УМК «Школа России»
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник Русского языка, 3 класс – Ч.1,2-М.: Просвещение, 2013 год.
Тип урока Открытие новых знаний
Формы работы Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Цели урока приобретение навыков практического применения прилагательных в тексте;
расширение краеведческих знаний.
Планируемые результаты -ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
-формулируют и выражают свои мысли;
-сотрудничают в поиске и выборе информации;
-распределяют обязанности при взаимодействии в коллективе;
-формулируют проблему, находят способ её решения;
- логически рассуждают, приводят доказательства.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. 1.Приветствие. Оформление записей в тетради.
2. Беседа. Скажите, каким годом объявлен 2017 год? К чему призывает такое название? Как свяжем с уроком русского языка?
Слайд 2 2. Поисковый этап. (актуализация знаний и фиксирование затруднений)
а) Материал по краеведению 1. Беседа. -Где могут расти цветы?
2. Обобщение учителя. В нашей сельской местности можно встретить цветы повсюду – в садах, лугах, полях, лесах, в горшках на окнах. А есть особые места, где растут необычные, редкие растения и такие, которые можно встретить и у нас?
3. Проблема. Может быть, кто-то догадался, о каком месте идёт речь? Какие есть заповедники в Пермском крае?
4. Сообщение. В пермском крае есть 2 известных заповедника «Басеги» и «Вишерский». Там произрастают редкие растения, занесенные в Красную книгу Пермского края, встречаются и известные для нас с вами. Обратите внимание, где расположены заповедники.СЛАЙД 3 и 4 на полянах, в лесу, в поле, в горах, в болоте,..Заповедники
б) Словарная работа 1. Диалог. В нашей местности тоже есть много замечательных растений. Популярное, многими любимое цветущее это-…Еще считаю символом лета. Как называется этот цветок?
СЛАЙД 5 (цветок-ромашка)
Слайд 5 (щелчок) ( Р.ма..к.)
2.Задание. Предлагаю вам дополнить утерянные буквы. Начните с тех, написание которых вы можете объяснить.
(на слайде и на доске записано слово, по мере ответов детей вписываю букву в слово.)
3. Проблема. Я смотрю, мнение детей разделилось. У нас возникла проблема. Как же мы можем её разрешить? Где мы можем посмотреть правильное написание слова?
Почему словарь только у одного на столе? Где смотреть другим?
-Да, он располагается в учебнике на странице 148-149.
4. Работа со словарем. …Один учащийся работает по школьному орфографическому словарю, а ребята по орфографическому словарю учебника.
5. Вывод. Так какую букву мы должны написать?
-Если же вы не смогли подобрать проверочное слово, а стали смотреть написание в словаре. Что нужно сделать с этим словом?
-Как называются слова, написание которых вы должны запомнить?
СЛАЙД 5 (щелчок) (Ромашка)
-Посмотрите внимательно на экран, запомните написание словарного слова РОМАШКА. Образуем однокоренные слова.
6. Словообразование. Ромашка, ромашковый, ромашечка, Во всех словах орфограммы пишутся одинаково. (самооценка) -Ромашка
-Вторая гласная А – ударная
-Согласная Ш- проверочное слово РОМАШЕЧКА
-Третья гласная А –окончание существительных женского рода
-Первая гласная О – нет орфограммы
-В орфографическом словаре.
-В учебнике русского языка есть орфографический словарь.
-Это слово необходимо запомнить.
-Это словарные слова.
(дети записывают самостоятельно)
3. Физкультминутка
(упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся). Звучат звуки природы
Примите удобную для вас позу.
Закройте глаза.
Послушайте звуки «Стрелецкой степи» (на улице за окном… В комнате….) Вдохните и почувствуйте запахи трав, цветов. ( Своё дыхание…). Послушайте биение вашего сердца…Оно наполняется теплом и благодатью.
Вы успешны, доброжелательны, вас окружают друзья, которые всегда помогут в трудную минуту.
У вас всё получится.
Откройте глаза. Продолжаем урок. 4. Практический этап
(определение темы и постановка учебной задачи)
а) Работа с текстом 1. Чтение текста. Предлагаю прочитать текст.
2. Диалог. -Что вы можете сказать об этом тексте? – Интересно читать?
- Какая часть речи более точно и красочно поможет нам описать ромашку?
3. Определение темы. Сформулируйте тему нашего урока. (Пишу на доске)
4. Актуализация знаний по теме. - Что вам известно об этой части речи?
Обозначает…
Вопросы: ...
Подчеркиваем…
Роль…
5. Постановка учебной задачи. Что нужно сделать, что бы текст преобразился? -Какую работу необходимо выполнить?
6. Работа в парах. Договаривайтесь. Посовещайтесь и запишите вместо многоточия имена прилагательные, используя слова для справок.
7. Проверка.
-Читаем по предложению. -А теперь проверим. Внимание на экран .(Слайд 6 )
8. Итог. Каким был текст? (неполный, непонятный, скучный)
-Так какую же роль выполняли прилагательные в данном тексте?
( на доске) Уточняют, украшают, уточняют, конкретизируют… -необходимо в текст добавить прилагательные
-
Подобрать прилагательные.
Без прилагательных
9. Обмен личным опытом. Кто готов сообщить о ромашке что-то интересное?
10. Работа с текстом. Прочитайте текст о ромашке в учебнике. (с.68 упражнение 119) (читаем вслух) -дают авторскую оценку Слайд 7.
11. Есть еще ромашка аптечная, это растение широко используется в лечебных и косметических целях. Очень приятный успокаивающий чай из цветков ромашки.
12. Ромашка встречается и в наших заповедниках
-Кроме ромашки в заповеднике мы можем встретить ещё растения. Они растут и в нашей местности. А вот тут друзья, мне понадобится ваша помощь.
(Работа в группе) Договоритесь о роли. Сигнал об окончании работы.
1.Работа с текстом. Вам необходимо познакомиться с 4 текстами. (Вертушка)
Прочтите его и определите, о каком растении идёт речь, как оно называется.
2. Диалог. О каких растениях читали? СЛАЙД 8 (ветреница дубравная, купальница, ландыш, медуница )-Что объединяет эти растения? (так же занесены в Красную книгу) С наступлением весны и летом вновь увидим эти цветы. Я призываю вас, бережно к ним относится. Не вырывайте их, а лучше любуйтесь.
3. Выборочное письмо. Выпишите прилагательные. Учитель контролирует, проверяет, сколько нашли прилагательных индивидуально по группам.
4. Вывод. -Какую роль выполняют прилагательные в текстах? (самооценка) б) Работа с текстом.
Состав слов. Индивидуальная работа
1. Работа по учебнику. Друзья, откройте страницу 69 ваших учебников и прочтите заголовок текста внизу «Странички для любознательных».
2. Прогнозирование. -Как вы понимаете выражение: «Говорящие» растения.
-Сделайте предположение, о каких растениях пойдёт речь?
4. Постановка учебной задачи.
Если мысль автора в статье вам понятна и знакома – вы ставите на полях карандашом «+»
- Если не знакома – «-»- Если вы не согласны с мыслью автора – «?»
-3. Чтение статьи с карандашом. (жужжащее чтение)
Фронтальная работа.
1. Диалог. Из того, что вы прочли, с чем вы не согласны? -С какими растениями вы не знакомы?-Почему автор употребляет прилагательное говорящие? -Почему растения так называются.
2. Образование словосочетаний. Подберите прилагательные, которые наиболее подчёркивают особенность каждого растения (подходят этим существительным). -Запишите в тетрадь названия этих растений.
(на доске открывается запись: (Слайд 9 )Камнеломка
подснежник
колокольчик
белокрыльник
Слайд 10
3. Итог. Какую роль в этом случае выполняют прилагательные? (разъяснять )1. Разбор по составу. -Какие части слова помогают вам разгадать тайну имени этих растений?
…работает у доски, дети работают в тетрадях.
2. Повторение алгоритма (памятки) (самооценка) Слайд 11 (кошачьи лапки)
1. Наблюдение. Какое растение проиллюстрировано на слайде?
2. Работа с текстом. Используя текст упражнения 120 учебника, докажите, что это изображено растение «кошачьи лапки».
3. Диалог. Что привлекло вас во внешности цветка?- Что интересного в описании цветка вы встретили? -Какое это описание: научное или художественное. -Какие сравнительные обороты использованы в описании? -Какие прилагательные дают характеристику цветка?
4. Вывод: - Какую роль выполняют прилагательные? (слайд 12) Дом. задание Слайд 13 Рефлексия Слайд 14