Урок по русскому языку для 6 класса Роль имени прилагательного в речи
Урок по русскому языку для 6 класса «Роль имени прилагательного в речи».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся:
учащиеся должны:
знать речевые функции прилагательного: «рисующую» и «выделительную»;
изобразительно-выразительные возможности прилагательного;
уметь использовать эпитет при выполнении заданий творческого характера;
определять значение прилагательных;
правильно использовать имена прилагательные в речи.
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория 5-9 кл.» В.В. Бабайцева,
Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 6 класс»/ Под ред. Г.К.Лидман-
Орловой, репродукции картин художников: И.Шишкина «Зима» и
И.Грабаря «Февральская лазурь», поэтический сборник К.Бальмонта,
роман А.С.Пушкина «Дубровский», индивидуальные карточки,
мультимедийный проектор, экран.
Приёмы работы: устный опрос, блиц-опрос на компьютере, анализ стихотворения,
творческая работа, зрительный диктант.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационно - целевой блок.
Учитель: Прочитайте текст. (Слайд № 1)
Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит дорогу, лес, деревья. Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, березу. А третий залюбовался пейзажем и унес в памяти куда больше. Он увидел синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белое сияние березовых стволов, увенчанных кронами, наполненных золотым солнцем. У разных людей разный дар видения.
- Какова основная мысль этого текста? Почему у разных людей различный дар видения? Внимательно вчитайтесь и всмотритесь в текст: чем различаются картины, увиденные разными людьми? Какие части речи помогают нам узнать о том, что видят другие, самим представить эти картины?
(ответы учащихся)
- Итак, тема нашего урока – «Роль имени прилагательного в речи». Мы будем говорить о выразительных возможностях прилагательных. Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы на этом уроке? Постарайтесь определить свои задачи и цели.
(учащиеся называют свои задачи и цель урока)
- Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Я приглашаю вас в мастерскую художников слова, но прошу соблюдать главное правило пребывания в ней: «Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно».
- Какую картину вокруг себя вы хотели бы видеть? В ней есть место прилагательным? Тогда давайте беречь наш дар видения, развивать его. Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными. Но чтобы это сделать, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.
III. Актуализация опорных знаний об имени прилагательном.
1. Блиц-опрос проходит в следующей форме: учащиеся отвечают на вопросы за компьютером, оценка выставляется автоматически нажатием на кнопку «Результат».
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
а) Что делать? Что сделать?
б) Какой? Чей?
в) Когда? Где?
- Что обозначает прилагательное?
а) Предмет.
б) Признак предмета.
в) Действие предмета.
- Какие морфологические признаки относятся к прилагательному?
а) Род.
б) Склонение.
в) Падеж.
- Чем, как правило, является прилагательное в предложении?
а) Подлежащим.
б) Сказуемым.
в) Определением.
- Какие морфологические признаки относятся к прилагательному?
а) Род.
б) Склонение.
в) Падеж.
2. Зрительный диктант
В предложение, записанное на доске, необходимо вставить пропущенные слова.
Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы.., обозначает., в предложении является..., в речи выполняет следующие функции.
IV. Изучение нового материала.
1. Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о красоте и богатстве русского языка. Обратимся к словам писателя К.Паустовского.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
- Как вы понимаете эти слова?
Вы, наверное, знаете, что писателей называют художниками слова. Давайте подумаем, почему?
(ответы учащихся)
Учитель: Писатель рисует картины жизни, явления природы, передает свои чувства с помощью слов, которые приобретают особую изобразительную силу. У этих слов есть специальные названия – изобразительно-выразительные средства языка. С некоторыми из них вы знакомы. С какими?
Ученик: Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
Учитель: Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств имеют отношение к сегодняшней теме урока?
Ученик: Эпитеты.
Учитель: Что же такое эпитет?
Ученик: Эпитет – образное определение, показывающее особенные признаки, качества, свойства предмета или явления.
Учитель: Как вы думаете, что труднее: нарисовать картину на полотне ( например, картину природы) или описать её словами? Почему?
Сейчас прекрасное время года – зима, которое для многих из вас самое любимое. Конечно, художники очень часто обращались в своем творчестве к теме зимы. Посмотрите, сколько ярких красок играет на их картинах, хотя, казалось бы, у зимы, в основном, один цвет – белый.
( Слайд № 2 - репродукции картин: И.Шишкина «Зима» и И.Грабаря «Февральская лазурь»)
Учитель: Что изображено на этих картинах?
Ученик: На обеих картинах изображен прекрасный зимний лес.
Учитель: Но не менее выразителен образ зимы у русских писателей и поэтов. Назовите, кто из них обращался к пейзажным зарисовкам.
Ученик: А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, И.С.Никитин
Учитель: Познакомимся со стихотворением К.Бальмонта «Снежинка».
(Один из учащихся читает наизусть, класс следит по тексту – слайд № 4)
Снежинка
Светло - пушистая Под ветром веющим
Снежинка белая, Дрожит, взметается,
Какая чистая, На нем, лелеющем,
Какая смелая! Светло качается.
Дорогой бурною Его качелями
Легко проносится Она утешена,
Не в высь лазурную, С его метелями
На землю просится. Кружится бешено.
Лазурь чудесную Но вот кончается
Она покинула. Дорога дальняя,
Себя в безвестную Земли касается
Страну низринула. Звезда кристальная.
В лучах блистающих Лежит пушистая
Скользит, умелая. Снежинка смелая,
Средь хлопьев тающих Какая чистая,
Сохранно – белая. Какая белая!
- Вам понравилось это стихотворение? Чем? Какое чувство оно у вас вызвало? Какая картина представилась при его чтении?
Встретились ли в этом стихотворении эпитеты?
Ученик: Это стихотворение насыщено эпитетами.
Учитель: Выпишите эпитеты, которые создают образ снежинки и делают его незабываемым.
( учащиеся выписывают эпитеты)
Учитель: Какова роль эпитетов в тексте стихотворения?
Ученик: Эпитеты помогают передать авторскую оценку предмета, в частности снежинки, чувство и настроение, более точно рисуют картину, создают художественный образ.
2. Учитель: Слово – одна из великих загадок поэзии и прозы. Вот что об этом пишут великие люди.
В каждом слове бездна пространства
Н.В.Гоголь
Да, есть слова, что жгут как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна.
А.Т.Твардовский
Живой да будет каждая строка.
Н.Н.Матвеева
- Как вы понимаете смысл этих слов?
Ученик: Слова необходимы людям для того, чтобы передать свои мысли, чувства, чтобы общаться, дружить, радоваться жизни.
V. Практическая работа
Учитель: Попадая в контекст, слово преображается, часто приобретает не одно, а несколько значений. Иногда вы подбираете подолгу слова, чтобы точнее передать содержание книги, образ героя, красоту лирического стихотворения, выразительность картины. Сейчас вы посмотрите на своего соседа, что доброго вы можете о нем сказать?
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово -
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
- Расскажите о своем товарище, используя «добрые» прилагательные.
Учитель: Используя свой дар видения и речи, определите, какую роль играют прилагательные в ваших текстах. Чем отличается роль прилагательных в текстах от роли прилагательных в стихотворении К.Бальмонта?
Ученик: Прилагательные могут использоваться в тексте как при описании природы, так и при описании человека.
VI. Исследовательская работа (по группам)
Учитель: Итак, вы попробовали себя в роли начинающих художников. Но, наверное, большинству из вас стало понятно, как многому еще вам предстоит научиться на этом поприще. Поэтому предлагаю не торопиться покидать мастерскую настоящего художника, а попробовать усвоить урок мастерства. Согласны? Тогда – вперед. Сегодня мастер – класс нам даст А.С.Пушкин. Помните: урок будет лишь в том случае полезен, если вы будете следовать правилу: «Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно». Как уже много раз говорилось литературоведами, критиками и читателями, язык А.С.Пушкина прост и лаконичен. Каждое слово в его произведениях, будь то рассказ, повесть, роман, поэма или стихотворение, употребляется точно и поэтому легко доносит до читателей мысль автора. Посмотрим, как употребляются прилагательные в романе «Дубровский», каковы их выразительные возможности.
Работа с текстом.
Выразительное чтение I главы романа (1 абзац).
1 группа (Индивидуальные карточки)
Учитель: Предлагаю выполнить ряд заданий по прочитанному отрывку:
- выписать все прилагательные;
- определите значение прилагательного старинный, произведите его морфемный анализ.
- найдите однокоренное прилагательное к слову старинный в 3 абзаце.
(проверка выполненных заданий)
Учитель: На протяжении первых двух глав часто употребляются прилагательные старый и старинный. Запишите предложения:
1) Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров.
2) Кирилла Петрович заезжал запросто в домишко своего старого товарища.
3) Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон.
4) Старинные приятели не всегда их (занятий) избегали.
- Каково значение этих прилагательных?
- Внимательные читатели знают, что на смену пожилым (старым) героям романа приходят молодые герои (их дети). Какое прилагательное все чаще употребляется в тексте в связи с появлением новых героев?
Ученик: Прилагательное старый вытесняется прилагательным новый.
2 группа (Индивидуальные карточки)
Учитель: Запишите предложения:
1) Маша не обратила никакого внимания на молодого француза.
2) Молодой барин не намерен присутствовать на обеде.
3) Наедине с молодою женою князь нимало не был смущен её холодным видом.
- Подчеркните прилагательные. Назовите общее значение прилагательного молодой. Укажите, о каких героях идет речь в каждом из предложений. Сопоставьте значения прилагательных старый и молодой.
Ученик: Старый и молодой – это антонимы.
Учитель: Какую роль они играют в романе?
Ученик: Благодаря этим прилагательным роман словно делится на две части. Героями первой части являются А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров. Главными действующими лицами второй части становятся Маша и Владимир.
3 группа (Индивидуальные карточки)
Учитель: Запишите предложения:
1) Они вошли в холодную, пустую церковь.
2) Наедине с молодою женою князь нимало не был смущен её холодным видом.
3) Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга.
- Определите значение прилагательного холодный в предложениях.
Ученик: Прилагательное холодный в «Дубровском» является многозначным. 1- не нагретый, не содержащий тепла, 2 – равнодушный, 3 – бесстрастный.
Учитель: Какую роль играют эти прилагательные в тексте?
Ученик: Употребление одного и того же эпитета в разных значениях позволяют автору кратко и точно описать и внешнюю обстановку и внутреннее состояние героини.
Учитель: Таким образом, с какой целью А. С.Пушкин использует прилагательные в своем романе?
Ученик: Имена прилагательные в романе «Дубровский» служат для противопоставления, описания внешней обстановки и внутреннего состояния героев, играют важную роль в композиции произведения.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель: Вот и подошел к концу наш сегодняшний разговор о выразительных возможностях прилагательных., их роли в речи. С каким настроением вы работали на уроке? Что было трудно? Легко? Чему научились на уроке? Скоро Новый год, и мне бы хотелось каждому из вас сделать маленький подарок. Пусть эти снежинки напоминают вам о нашей сегодняшней встречи. Но эти снежинки непростые, раскройте их и прочитайте.
- Учитесь работать со словом, старайтесь увидеть яркие строчки – красочные образы, ощутить их неповторимость.
- Используйте изобразительно – выразительные средства языка в своей речи. Говорите красиво!
- Учитесь видеть в обыкновенном необычное, новое.
VIII. Рефлексия
Учитель: Думаю, что слова К.Паустовского « С русским языком можно творить чудеса» наполнились для вас сегодня особым смыслом. Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.
(ученики записывают прилагательное, а потом читают вслух друг за другом)
IX. Домашнее задание (по выбору учащихся)
1. Сравните репродукции двух картин – И.Шишкина «Зима» и И.Грабаря «Февральская лазурь». Какая из них больше соответствует стихотворению Ф.И.Тютчева?
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
2. Изменить и, где нужно, дополнить текст, чтобы осенний лес «превратился» в зимний, используя имена прилагательные.
Встреча с осенним лесом
Я шагнул на усыпанную листьями тропинку и замер от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей – осенью. Вот золотоволосая красавица березка, изящная и стройная в своем черно-белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая березку то ветра. Ярко-зеленая ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивителен и прекрасен.
3. «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы», - утверждал А.С.Пушкин. Подтвердите мысль поэта, продолжив исследование текста романа. (Выписать три прилагательных и определить их значение в романе).