Технологическая карта урока на тему Кодирование информации (5 класс)
Технологическая карта сценария урока по учебному предмету "Информатика"
Ф.И.О. учителя Алефиренко Евгения Александровна ГБОУ"Школа №2121
Тема занятия "Способы кодирования информации"
Класс 5
Цели занятия:
Образовательные
сформировать у учащихся представление о способах кодирования информации, произвести контроль знаний учащихся по пройденной теме.
Развивающие
развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке; развитие творческих способностей.
Воспитательные
развитие познавательного интереса; воспитание командного духа; воспитание самостоятельности, воспитывать интерес к работе на компьютере.
Тип занятия:
урок открытия новых знаний
Форма занятия:
фронтальная, работа в группе
Опорные понятия, термины:
код, кодирование; графический, числовой и символьный способы кодирования; декодирование
УУД
Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные
Планируемые
результаты
Предметные: общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.
Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Метапредметные: понимание необходимости выбора той или иной формы представления информации в зависимости от стоящей задачи.
Формы контроля
Фронтальный опрос
Здоровьесберегающие технологии
Физкультминутка, инструктаж по технике безопасности
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
I этап
Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Способы кодирования информации»
Проблемная ситуация
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все готовы?
Проверка списочного состава. Итак, начнем наш урок.
-Ребята, мне кажется к нам кто - то летит!?
Кто это ребята?
А что приносят почтовые совы?
Давайте вспомним:
Что такое информация?
Какие виды информации вы знаете? (слайд 2)
Молодцы ребята!
Так какое сообщение принесла нам сова, давайте прочтем!? (слайд3 )
- Почему?
Ученики приветствуют учителя стоя.
-Да.
- Сова или птица или почтовая сова.
- письма, конверты, свитки, послания, сообщения, информацию и т.д.
Учащиеся активно отвечают на вопросы.
- А как? Мы не можем!
- Оно непонятное, засекреченное, зашифрованное!
Создание проблемной ситуации
Личностные: смыслообразование, самоопределение.
Коммуникативные: планирование, постановка вопросов и заданий, управление поведением других ребят: коррекция, оценка действия.
Познавательные:
Поиск и выделение информации,
Регулятивные:
целеполагание, планирование
Готовность обучающихся к уроку
II этап
Учебно-познавательная деятельность
Цель – показать учащимся многообразие окружающих человека кодов и объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования информации.
- Правильно ребята! Это письмо закодировано. А для того чтобы его прочитать нам необходимо научиться с вами чему?
- Давайте проверим правильно ли мы раскодировали сообщение (слайд 4)
- Итак, откройте тетради. Запишите число 10 октября 2013г. и тему сегодняшнего урока "Способы кодирования информации".
Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, т.е. в различных формах. Именно люди выработали большое количество форм представления информации. Формы представления (способы кодирования) информации:– разговорные языки (более 2000);– язык мимики и жестов;– язык рисунков и чертежей;– научные языки (математики, программирования);– специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).
Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.
Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.
Скажите, как вы думаете, почему возникла потребность в кодировании информации?
Молодцы! А как вы думаете, кто из людей применяет на работе и лучше всех кодирует и шифрует информацию?
Агент 007 - Джеймс Бонд гость нашего урока, который покажет несколько способов кодирования информации (слайд 5 )
1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);2) числовой (с помощью чисел);3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).
Давайте запишем эти способы кодирования информации в тетрадь.
А теперь давайте приведем примеры из нашей жизни, где мы видим эту закодированную информацию? Привести пример к каждому из способов кодирования.(слайд 6)
Дорожные знаки, автомобильные номера, даже время закодировано и представлено в числовой информации, каждый этаж многоэтажного дома имеет свой код в лифте, так же числовой способ представления информации.
-Молодцы.
- Кодировать, шифровать или дешифровать. Способы кодирования информации
Ученики записывают тему урока
Учащиеся внимательно слушают
- Люди хотят скрыть личную информацию. Сократить информацию и т.д.
- Секретные агенты, шпионы и т.д.
Учащиеся записывают информацию в тетрадь.
Ребята активно отвечают и приводят примеры из жизни.
Объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение.
Познавательные: формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждения.
Личностные: установление обучающимися связи
Постановка целей урока
III этап Физкультминутка
Цель - снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать.
Учитель переключает слайды. (слайды 8-13)
Ребята повторяют движения
коммуникативные
IV этап
Практикум
Цель – закрепление полученных знаний на практике
-А теперь агенты давайте попробуем применить наши знания на практике.
Но перед тем, как приступить к выполнению практики, давайте вспомним правила по техники безопасности.
И теперь предлагаю разделиться на группы. У вас на столе лежат ваши агентские номера. Осталось только их найти. Согласно своему номеру займите свои рабочие места за компьютером.
- На рабочем столе открыто окно где в левом верхнем углу находятся цифры 1-4. Мы выполняем только 2 первых задания. Результаты мы записываем в бланки, которые сдаются учителю и озвучиваются на уроке
Ребята вспоминают правила поведения в компьютерном классе.
Обучающиеся выполняют практическое задание.
Работа в группе
Инструктаж по технике безопасности
Коммуникативные: умение договариваться и находить общее решение, согласование усилий по достижению общей цели
Заполнение бланка ответов
V этап
Домашнее задание
Цель - отработка и закрепление полученных знаний, развить интерес к данной теме
Учебник:1) §7 стр. 49
2-а) № 3, 7, 8 стр.53;
или
2-б) № 9 стр. 53 ,
придумать и записать свой язык кодирования информации в тетрадь.
Ребята записывают домашнее задание.
репродуктивный, эвристический
вариативность
VI этап
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель -способствовать формированию рефлексии, положительных эмоций.
Вы все молодцы!
Итак
У каждого на столе лежит лист, на котором напечатаны фразы. Их необходимо закончить. (приложение 1)
Кодирование информации – это..
Я знаю, 3 способа кодирования информации:
Зашифровать информацию я могу, когда
Каждый обучающийся получает листок со смайликами, на котором он должен оценить своё настроение. Для этого поставить соответственно знак «+» рядом с выбранным смайликом. (приложение 2)
Выставление оценок. Спасибо за урок! До свидания!
Ребята письменно отвечают на вопросы
Ученики озвучивают свои ответы
Изображают своё настроение.
Личностные:
самоопределение - система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях.
Регулятивные:
умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
Приложение 1
Класс_____ литера____Ф.И. обучающегося_____________________________________________ дата______________________
Продолжите фразу:
Кодирование информации – это______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2.Я знаю, 3 способа кодирования:
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
3.Зашифровать информацию я могу, когда ________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Желаю успехов!
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Класс_____ литера____Ф.И. обучающегося_____________________________________________ дата______________________
Продолжите фразу:
Кодирование информации – это______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2.Я знаю, 3 способа кодирования:
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
3.Зашифровать информацию я могу, когда ________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Желаю успехов!
Приложение 2
Моё настроение
(закодируй свое настроение с помощью смайликов)
Моё настроение
(закодируй свое настроение с помощью смайликов)
Приложение 3
Инструкционная карта для выполнения
обучающимися практической работы
Взять ручку и занять рабочее место за компьютером согласно своему идентификационному номеру, который совпадает с номером компьютера.
В левом углу открытого окна находятся номера заданий (1-4).
Необходимо используя алфавит расшифровать 1 и 2 задания.
Результат расшифрованных сообщений записываем в бланк ответов ручкой.
После выполнения заданий бланк с ответами сдать учителю и вернуться на свое рабочее место.
Приложение 4
Бланк ответов
"Расшифруй-Ка"
Задание 1
Задание 2
Заголовок 115