Методическая разработка: Школьный музей-хранитель воинской славы.
МБОУ Петровская СОШ
Музей – хранитель воинской славы
Работа выполнена
Учителем географии
Тицкой Л.И.
х.Нижнепетровский2012г.
Содержание
1.Введение. Цели и задачи школьного музея.
2.Школьный музей – хранитель воинской славы.
2.1.Система работы школьного музея.
2.2.Экспонаты школьного музея.
2.3.Поисково-исследовательская деятельность.
2.4.Использование краеведческого материала на уроках и внеклассных мероприятиях.
3.Заключения.
4.Список литературы.
5.Приложение.
1
Введение
1.Цели и задачи школьного музея.
В настоящее время важно и актуально помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи – возрождение и будущее Отечества.
Особым местом собирания, хранения и представления предметов и документов, имеющих историческую, научную и художественную ценность является музей. Своеобразное музейное учреждение – школьный музей, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.
Музей в МБОУ Петровская СОШ был создан в 1996 году. Основателем музея стала учитель истории Пынзарь Н.А. С этого дня и до сего времени основным направлением работы школьного музея является патриотическое воспитание школьников.
Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров и молодым людям трудно определиться в жизни.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности.
Школа при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные для социума, но не достаточно востребованные формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Музей как социокультурный институт предлагает более широкий спектр форм и методов, что расширяет возможности школы по направленному воздействию на личность с точки зрения становления патриотически-воспитанной личности.
Наш школьный музей стабильно работает на протяжении шестнадцати лет, совершенствуя работу и пополняя фонды новыми экспонатами (награды, благодарственные письма, удостоверения к наградам погибших воинов, оружие времен ВОВ и другие немые свидетели тех лет (каски, термосы, фляжки, полевые сумки командира и многое другое) - всего около 70 подлинных экспонатов). Ни для кого не секрет, что наглядность производит большее впечатление, наилучшим образом влияет на гражданско-патриотическое
2
воспитание личности школьника.
Деятельность школьного музея отражается во всех сферах жизни школы – учебной и воспитательной работе, работе классных руководителей, а также во внешних связях школы. Возможности музея широко используются учителями гуманитарного цикла при изучении вопросов, связанных с событиями Великой Отечественной Войны.
На базе музея проводятся праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, встречи с ветеранами ВОВ, выставки, встречи с интересными людьми. Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Прежде всего воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Цель работы школьного музея : Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:1. Воспитывать гражданственность и патриотизм на использовании краеведческого материала;
2.Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
3. Организовывать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана, Северного Кавказа;4. Проводить экскурсии в школьном музее;5. Организовывать и проводить школьные военно-патриотические праздники;6. Участвовать в районных военно-патриотических мероприятиях.
2.Музей – хранитель воинской славы.
2.1.Система работы школьного музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
- направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея, организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает план работы на год, план месячника оборонно-массовой работы «Традициям нашей Родины верны!», посвящённый празднованию Дня защитника Отечества (см.Приложение . План работы музея на 2012-2013 г., План месячника оборонно-массовой работы).
В Совет музея входит председатель Совета и руководители секций: поисковой,
3
экскурсионной, архивной, оформительской.
Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея.
Следующей структурной единицей школьного музея является актив музея. Актив музея выбирается из наиболее активных учащихся, занимающихся поисковой и архивной работой, но при этом учитываются интерес и склонность к музейной работе, коммуникабельность и чувство ответственности. Выпускники обязаны передать свои знания и опыт начинающим активистам.
Без участия широкого актива учащихся нельзя реализовать полную работа музея : лекции, экскурсии, конкурсы - в той или иной мере интересуют многих школьников. Но актив музея должен состоять из тех, кого интересует и сама работа в музее. Одних привлекает научно - исследовательская работа, других - оформительская, третьих - поисковая и т. д. Поэтому актив школьного музея не является какой - то строго ограниченной группой. Он может увеличиваться и сокращаться в определенные периоды работы музея. В среднем актив музея состоит из 12 человек и проводит работу в разных направлениях: поисковая, оформительская, экспозиционная деятельность.
В соответствии с родом работы члены актива делятся на секции:
• поисковая
• экскурсионная
• оформительская
• архивная (комплектование и учет фондов)
Большое внимание уделяется экскурсионной подготовке актива школьного музея, так как экскурсоводы составляют наиболее значительную группу и их деятельность тесно связана с экспозициями музея, поисковой работой и другими видами деятельности. В школьном музее проводятся обзорные, тематические, учебные экскурсии, уроки-экскурсии.
Все экскурсии готовятся самими учащимися на основе материалов, имеющихся в школьном музее, либо собранных в ходе поисково-исследовательской деятельности. Всё чаще используется Интернет. В музее работает группа экскурсоводов, состоящих из учащихся 8-11 классов, причём количество экскурсоводов с каждым годом увеличивается. На базе музея проводится тематических экскурсий:
1.Сохрани наследие, передай его потомкам.
2. И помнит мир спасенный.
4
3.Дети войны.
4.Летопись хутора Петровского.
5.Афганистан болит в моей душе.
Система управления школьным музеем
Совет музея
Руководитель музея
Актив музея
Экскурсионная
секция
Поисковая
секция
Оформительская
секция
Архивная
секция
экншкоузеОдним из направлений деятельности музея является патриотическое воспитание.
Основные направления деятельности по патриотическому воспитанию
- Сбор материалов по истории Великой Отечественной Войны;
- Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной Войны;
- поисково-исследовательская деятельность.
В работе музея используются различные инновационные технологии:
Проектная технология. Она наиболее часто используется в школьном музее. Технология проекта позволяет расширить возможности учащихся
5
по самостоятельному поиску и использованию информации.
Учащиеся используют данные, обсуждают, исследуют проблему, учатся работать с различными источниками информации, используют компьютерную технику. Использование метода проектов позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся, повышает уверенность в собственных силах, развивает исследовательские способности, умение походить к проблеме с научной точки зрения.
2. Информационные технологии. Результатом проектной и исследовательской деятельности может стать презентация, которая впоследствии используется как учебный материал на уроке или внеурочном занятии в музее и позволяет создать информационное пространство музея. Для сбора материала по теме используются возможности сети Интернет.
3. Игровые технологии. Они используются при проведении праздничных мероприятиях, когда учащиеся участвуют в викторинах, историко-спортивных состязаниях. При подготовке литературно-музыкальных композиций используется и театрализация.
2.2.Экспонаты школьного музея.
В нашем музеи собранно 72 экспоната, из них 30 экспонатов связанны с событиями Великой Отечественной войной.
Собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся награды и боевое снаряжение воинов Советской Армии. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами и журналами, письмами. Особое место занимают воспоминания и материалы о встречах школьников с ветеранами войны: Чумаковым Г.И., Дегтяревым П.З., Ковалевым В.Д. и другими; узниками концлагерей: Приходько П. С. , Калединым С.Я.; учителями - войны Лопаткиным И. Г.; Корнеевым И. Г.; детьми -войны: Величко М. 3., Величко Н. С., Гончаровой Л. С., Корпляковой Л. И.; учителями, детьми — войны : Кравцовым А.В. и Кравцовой Н.П., Приходько К.А., Морозовой А.Ф., Кравцовой О.А.; вдовами войны: Чумаковой А.М., Величко В.С. и другими.
Юные краеведы хотят знать все о воинах, погибших на территории нашего хутора и других хуторов. В музее хранится паспорт
№ 20 на памятник — могилу воинов Советской Армии и партизан, погибших в период Гражданской и Великой Отечественной войн. Решением М - Березовского сельсовета № 13 от 20. 12. 1955 г. за Петровской средней школой был закреплён этот памятник. На памятнике надпись : «Вечная Слава героям, павшим за честь, свободу, независимость нашей Родины.»6
Здесь похоронены воины красногвардейцы Гражданской войны 100 Краснознамённого полка, павшие в 1919 году и воины Отечественной войны, павшие в июле 1942г.
Все экспонаты собраны руками учащихся, учителей и родителей, что только способствует проявления интереса работы с ними. Для разных форм занятий школьный краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами, «соприкоснуться с прошлым вживую».
Наличие фонда экспонатов, являющие свидетельствами войны: (см.Приложение. Фото № 1. Экспонаты музея).1.Каска Советского воина.
2.Снаряды. Гильзы.
3.Гильза от авиабомбы.
4.Медали ветерана войны Деревянченко И.Г.
5.Медали «50-летия Победы в ВОВ 1941-1945г.».
При сборе экспонатов в музей необходимо иметь в виду, что весь музейный фонд подлежит учету и сохранности, поэтому организуя сбор материалов, устанавливают их ценность и учебно-воспитательную значимость. Основным документом учета и охраны материалов музея является инвентарная книга, в которой записывают попредметно все материалы музея. В инвентарной книге каждый музейный предмет получает свой инвентарный номер (см. Приложение. Копия листов инвентарной книги). В школьном музее оформлены действующие экспозиции, посвященные событиям Отечественной войны (см.Приложение. Фото №2 Экспозиции музея): • Наши ветераны; • Сталинградская битва; • Марьевская трагедия;
•История Петровской школы.
2.3.Поисково-исследовательская деятельность
Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе музея. В ходе этой работы достигаются такие цели, как:
-реализация творческих способностей ученика;
-создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
-в процессе работы над темой школьник развивает познавательные,
Такая работа позволяет проводить совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории хутора , района, области, обобщать изученный материал в рефератах, творческих работах, готовить ребят к участию в конкурсах и олимпиадах. Каждый год наши учащиеся принимают участие в муниципальном конкурс «Отечество» , неоднократно занимали
7
призовые места.
(см.Приложение. Фото № 3. Участники районного конкурса «Сохрани наследие, передай потомкам).Темы исследовательских работ:
1.Марьевская трагедия.
2.Дети войны.
3.х.Петровский в годы войны.
4.Летопись хутора Петровского.
5.Звучи, памяти набат.
6.Афганистан болит в моей душе.
Поиск местного краеведческого материала является самой увлекательной частью работы музея. Работа в библиотеке, переписка с архивами, военкоматами, изучение периодической печати, путешествие по родному краю, знакомство с вещевыми, изобразительными объектами наследия – один из путей сбора историко-краеведческого материала. Другими вариантами поисковой работы являются встречи с односельчанами, краеведами района, ветеранами, участниками исторических обществ. Результаты исследований сопровождаются фотографиями, грамотами, газетами и журналами прошлых лет.
Таким образом, деятельность школьников в исследовательской работе на базе школьного музея, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те невостребованные в учебном процессе способности, которые способствует формированию новых компетентностей, следовательно исследовательская работа в школьном музее - это есть ни что иное как еще одна сфера их образования.
2.4.Использование краеведческого материала на уроках и внеклассных мероприятиях.
В школьном музее проходят внеклассные мероприятия, разработанные педагогами школы. На них активно делятся опытом работы по патриотическому воспитанию учащихся. Еще одно действенное направление работы, как показывает опыт, — это проведение в зале музея тематических уроков по истории Великой Отечественной войны.
Традицией стало организация и проведение школьных внеклассных мероприятий военно-патриотической направленности. Например, такие как:1. Праздничные мероприятия к Дню защитника отечества, Дню победы.2. Литературно-музыкальные композиции;3. Конкурсы стенных газет и плакатов;
8
4. Конкурсы чтецов;5. Смотр-конкурс строя и песни.Используются следующие формы внеклассной работы:
- Классные часы.
- Тематические встречи и беседы с ветеранами войн, интересными людьми, выдающимися личностями.
- Беседы.
- Праздничные массовые мероприятия.
Ветеранов войн, к сожалению, осталось не много, и поэтому необходимо максимально использовать возможность общения с ними. Ученики приходят к ветеранам домой с концертами, слушают их рассказы о войне; выступают перед ними при проведении торжественных праздничных мероприятий (см.Приложение. Фото № 4. Митинг 9 мая.).3.Заключения.
Нам, педагогам, сегодня не следует забывать, что патриотическое воспитание — это не столько деятельность по формированию гражданина, знающего свои гражданские права и обязанности, сколько — личности, способной сопереживать, знать и любить Родину, ощущая себя частицей ее истории, ее настоящего и будущего.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы и стал наш школьный музей, который является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании детей, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Будучи планомерной и систематической, эта работа развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. За время функционирования музея проделана большая работа по составлению экспозиций, сбору материала, изготовлению альбомов, стендов. Была проведена исследовательская работа по изучению истории нашего хутора, событий в период Великой Отечественной войны; биографий и воспоминаний ветеранов и участников войн. Многообразны формы краеведческой деятельности: это и поисковые, и походы по местам боевой и трудовой славы; это создание летописей трудовых коллективов, организаций, сбор и хранение экспонатов, участие в создании экспозиций и выставок.
Результатом деятельности школьного музея :- стало увеличение экспонатов и экспозиции;
9
-Разработаны и проводятся тематические экскурсии;
- увеличивается количество учащихся, регулярно участвующих в работе
школьного музея;
-участие в районных конкурсах;
-Проведение мероприятий, конкурсов по патриотической тематике.
- обучающиеся получают знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
В дальнейшей работе школьного музея планируется:
1.Работать в соответствии с разработанной программой: «Растим патриотов России»;
2. Расширять экспозиции;
3. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ района по обмену опытом;
4. Продолжать поисковую деятельность.
10
Список литературы
1. Белкина, О.И., Школьный музей. Воспитание школьников, 2002, №3. С.53.
2.Баринова, И.И., Внеурочная работа по географии. М.: «Просвещение»1988,156с.
3.Борисов, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: «Просвещение» 1982,223 с.
4. Ванслова, Е.В., Музейная педагогика. Воспитание школьников, 2000,
№4 С.11-14.
5.Кудрина, Т.А., Музей и школа. М.: «Просвещение» 1985, 125с.
11
Приложение
План работы музея на 2012-2013 г.
План месячника оборонно-массовой работы.
Фото № 1. Экспонаты музея.
Копия листов инвентарной книги.
Фото №2 Экспозиции музея.
Фото № 3. Участники районного конкурса «Сохрани наследие, передай потомкам.
Фото № 4. Митинг 9 мая.