Эссе — концепция работы школьного краеведческого музея Открой в себе память

..Ни Бог, ни природа не виноваты, что ты стал тем, чем ты стал. Ищи в себе виноватого, тогда не будет виноватых вокруг. Уверти тлеющий фитиль, погаси зло в себе, и оно погаснет в других, только так и не иначе это самый легкий, но и самый сложный путь к людскому примирению. И открой в себе память!
Виктор Астафьев. Из тихого света. Попытка исповеди. “Россия”. Ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный журнал. 1998, № 7.
«ОТКРОЙ В СЕБЕ ПАМЯТЬ!»
Эссе – концептуальный взгляд на развитие музея муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева»

В будущее мы входим,
Оглядываясь на прошлое.
Поль Валери, французский поэт

Слово «музей» происходит от латинского «musaeum» - храм. Храм, который хранит память о человеческом обществе, истории своей малой родины: о людях, их подвигах, быте, о духовных ценностях, о прошлом и о настоящем Память делает человека зрячим, утверждает писатель Виктор Петрович Астафьев и призывает: «Открой в себе память!..» Только приостановившись в потоке неумолимого Времени, оглянувшись с трепетом в прошлое, мы сможем «открыть память в себе» и, прозрев, заглянуть в будущее, постараться сделать его лучше, добрее, честнее. И в этом неоценима роль такого феномена отечественной культуры как школьный музей.
Музей гимназии Без его существования невозможно было бы вести речь о реализации задачи духовно-нравственного, патриотического воспитания Гражданина XXI века, созидателя, творца. Воспитание Гражданина, Интеллигента, Интеллектуала – такие задачи поставлены программой развития нашего образовательного учреждения, и гимназическому музею отводится особое место в открытом культурно-образовательном пространстве гимназии.
Несомненно, инновационному учебному учреждению нужен инновационный музей. Система деятельности такого музея может быть представлена в нескольких концентрах.
В первом концентре – собственно музейные помещения, фонды, выставки, экспонаты. Но это не только физическая составляющая гимназического образовательного пространства, здесь разрабатываются проекты, оформляются витрины и стенды, проходят экскурсии. Здесь сердце музея, хранилище Времени. Музейные страницы определяют, составленный в логической взаимосвязи, тематико-экспозиционный маршрут «Моя малая родина»:
археология,
история края,
моя родословная, быт прародителей,
образование Братска,
alma-mater. страницы истории гимназии
Второй концентр – интегрированные в учебный процесс, в общеобразовательные учебные курсы, в спецкурсы музейные экспонаты, лекции, занятия, которые могут быть проведены как в помещении музея, так и в классе, на улице.
В третьем концентре представлена деятельность, выходящая за рамки учебной, классно-урочной. Это краеведческая поисковая работа, научные исследования, проектная деятельность по направлениям работы музея. Это и специальные курсы, разработанные на основе музейной педагогики и помогающие ученикам самореализоваться, получить некий социальный опыт деятельности.
Четвертый концентр определяет социокультурные связи гимназического музея с культурными и образовательными учреждениями города: это музеи и выставочные залы, центры детского творчества, колледжи и университеты, а также общественные организации, которые помогают школе познакомиться с почетными гражданами Братска, ветеранами войны и труда. В этом социокультурном пространстве – родители наших учеников, несомненные участники всех значимых дел музея, наши верные помощники.
И, наконец последний концентр, не имеющий границ: современное виртуальное пространство школьного музея. Инновационный школьный музей – существует и в виртуальном мире: это и специальные сайты школьных музеев в интернете (http:/museum.npstoik.ru и др.), и знаменитые виртуальные музеи мира, и тот новый круг общения, обмена мнениями, который определяет современный уровень взаимодействия, новые технологии, новые формы и методы музееведения.
Таким образом, инновационный школьный музей – это музей-лаборатория, в котором главное не хранение экспонатов, не организация выставок, не экспонирование, а организация познавательной деятельности Субъекта всего образовательного процесса, Ученика. В свете современных требований к уровню образования, новых федеральных государственных образовательных стандартов на первое место выдвигаются личностные достижения ученика, метапредметные компетенции. В современном музее ученик не слушатель и зритель, а исследователь, создатель, экспериментатор – полноправный Участник Истории, процесса созидания образа Будущего, зиждущегося на Памяти.
Это определяет новые задачи деятельности музея, в основе которых компетентностный поход. Что-то стало уже сегодня реальностью, а над чем-то ещё предстоит работать.
Новые задачи деятельности музея:
Формирование чувства личной ответственности, сознательной гражданской позиции, интереса к отечественной культуре на основе развития исследовательской компетентности гимназистов.
Формирование уважительного отношения к духовным ценностям прошлых поколений, ценностям гимназии, воспитание толерантности.
Развитие коммуникативных и социальных компетенций гимназистов на основе совместной созидательной деятельности, направленной на сохранение культурных богатств своей малой родины.
Принципы деятельности современного музея гимназии:
историзм, научность в освещении фактов и событий;
интегративность, системность, связь с образовательной концепцией гимназии;
опора на субъектный опыт ученика;
системно-деятельностный подход;
открытость, развитие внешних связей.
В соответствии с современными подходами к образованию, изменяется вся система работы музея-лаборатории. В основе – современные технологии и новые формы работы, определяющие системно-деятельностный подход:
Информационно-коммуникационные;
Групповые; технология коллективных творческих дел;
Метод проектов, социальное проектирование;
Исследовательские;
Музейная педагогика.
Инновационные формы работы:
Социальное проектирование и исследовательская краеведческая работа: проведение научного исследования, основанного на поиске, сборе информации, историографическом анализе и оформлении выводов исследования, представление результатов работы не только в музее, но и на научно-практических конференциях. Исследовательские работы хранятся в фондах музея, и к ним при необходимости можно всегда обратиться.
Экскурсионная деятельность: в гимназии традиционные экскурсии, уроки-экскурсии могут проводится не только на русском, но и на английском, немецком, французском языках; результатом проектной, исследовательской деятельности становятся видео-экскурсии как связанные с экспонатами гимназического музея, так и с виртуальными путешествиями в музеи мира и в школьные музеи других учебных заведений. Экскурсии проводятся не только для учеников гимназии, но и для родительской общественности, гостей гимназии (гимназию посещают ветераны, педагогическая общественность городов Иркутской области, атташе и представители французской культурной миссии в Сибири и другие гости).
Проектная деятельность с применением информационно-коммуникационных технологий: создание мультимедийных презентаций, баннеров, стендов, фильмов, панорам и диорам по краеведению, результатам исследований.
Проведение специальных курсов на основе музейной педагогики, формирующих совместную деятельность на материале музейной практики.
Создание медиатеки музея, как части виртуального образовательного пространства гимназии, включающей не только экскурсионно-экспозиционный материал, но и возможность интерактивной деятельности всех субъектов образовательного процесса (на сайте гимназии, на собственном сайте музея).
Таким образом, в музее-лаборатории в творческом созидании изменяются взаимоотношения взрослых и детей: ученик не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь, способный на эмоционально-нравственную оценку, духовный эстетический отклик; а педагог – организатор познавательной созидательной деятельности, организующий общение с миром духовной культуры, содействующий развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей. Но социокультурное пространство гимназического музея не может быть ограничено рамками педагог – ученик, реальными субъектами деятельности становятся и родители гимназистов, жители микрорайона, выпускники, педагоги вузов, выступающие в роли руководителей проектов, пополняющие фонды музея новыми экспонатами, помогающие советами и оказывающие спонсорскую помощь. Особые слова благодарности и низкий поклон – основателю и первому музейному педагогу гимназии, организатору деятельностного подхода в музейном деле – Геннадию Семеновичу Уткину, талантливому, увлеченному историей человеку, сумевшему показать нам, как из Прошлого рождается Будущее.
Очень трудно существовать и развиваться школьному музею в эпоху кризисов и реформ. Кому бы напомнить слова Д.С. Лихачева: «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»? Но мы идем, развиваемся, созидаем
 Концентр - , концентра, м. (от латин. приставки con- - вместе, со-, и centrum - центр) (педаг.). Ступень обучения, связанная с предыдущей, единством содержания и отличающаяся от нее большей сложностью и объемом











15