Концепция развития школьного этнографического музея


Концепция развития школьного этнографического музея. Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь ее природу - во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа - это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, нынешние дети создавали крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Очевидно, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее является народная культура. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земле.Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям, а с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.Школьный этнографический музей может стать тем местом, откуда начнётся путешествие к глубинам отечественной культуры.Цели создания музея:
воспитывать чувство любви к своей малой родине, гордость за своих соотечественников;
познакомить с предметами быта XIX-XX века;
использовать экспонаты на уроках и внеклассных мероприятиях;
сохранить старинные вещи.
Можно обозначить следующие основные направления деятельности музея:: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели и становится основой музейно-педагогической программы.Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений. 1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, Оно осуществляется с помощью лекций и консультаций. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и подключением к Интернет.2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников. Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее-мастерской является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие, экскурсия) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея. 3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.4) Общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (день открытых дверей, музейный праздник, ярмарка, и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста, и пр.).Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. Музей относится к этнографическим, и экспозиция представлена в виде фрагмента русской избы. Наряду с подлинными предметами располагаются вещи, выполненные руками детей (куклы, игрушки и др.) Есть ряд экспонатов, связанных с предметами мужского труда (лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса и сосуды из бересты и др.) и женского рукоделия (прялки, веретёна, швейка,).Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они - часть своего народа.Музей хорошо вписывается в общую систему дополнительного образования. Здесь могут проходить дополнительные уроки по крымоведению для учащихся начальной школы, а также факультативы других предметов, по желанию педагогов. Большое место в работе музея занимает приобщение детей к народным праздникам и традициям.Развитие нашего музея-мастерской будет проходить в несколько этапов:1 этап - создание экспозиции, сбор экспонатов, организация экспедиции по селам нашего района, проведение бесед с жителями нашего региона.2 этап - изучение подлинных предметов быта, их описание, художественное оформление этнографического музея.3 этап – может идти параллельно со вторым - проведение экскурсий для учащихся и их родителей, организация и подготовка уголка «Быт народов, которые проживают в Крыму». Выставка вышивки разных областей России.4 этап- перспективный. Планируется выполнить проект по созданию коллекции кукол в различных национальных костюмах; изучение различных способов росписи пасхальных яиц; знакомство детей с обрядовой выпечкой и традиционной кухней, исследовательская работа по темам экспозиции, организация посещения активом музея других школ, организация встреч с местными мастерицами вышивки. Большим и долгосрочным проектом является создание виртуального варианта музея .Программа деятельности этнографического музеяВ нашем музее воспроизведен внешний вид крестьянской избы, ее внутреннее устройство и убранство, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно-бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Предполагается, что фонд экспозиций будет пополняться поделками, изготовленными руками самих учащихся в традициях русских ремесел, и предметами старины от помощников и друзей музея. И все-таки главная цель, которая поставлена организаторами музея, - цель духовно-нравственного воспитания. Учащиеся должны попытаться заглянуть в сердце народного творчества, научиться понимать символику крестьянского быта, разгадывать тайну бытовых орнаментов, в которых скрыта «мудрость избяных заповедей». Акцент сделан на постижение духовного склада и обихода русского народа: рисунки на темы праздников и знаменательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсы на лучшую творческую работу, проектная деятельность.Всё это поможет включить ребёнка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополнительного образования на базе музейной педагогики. Позволит развивать ум и сердце, мышление и чувства, воображение и интуицию, приобретать фундаментальные знания о мире, воспринимать каждое явление и развивать способ деятельности.left0left0Цель деятельности:Зажечь искорку любви и интереса к жизни народов Крыма в разное историческое время
Задачи:
познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой,национальными блюдами;
прививать интерес к духовной культуре разных народов через изучение обычаев, обрядов, праздников, народное творчество, искусство;
формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;
воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
развивать творческие способности детей;
дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой научно-исследовательской деятельности;
налаживать сотрудничество с краеведами различных музеев, архивом, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.;
приобщить родителей к краеведению;
left0left0Содержание деятельности:I. Поисково-краеведческая работа
Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом.
Изготовление стендов, плакатов, карт, схем, стеллажей, витрин, макетов предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды. II. Научно-исследовательская и воспитательно-пропагандистская деятельность
Запись народной лексики, связанной с предметами быта, с устройством русской избы, с орудиями и процессами крестьянского труда, одеждой и обувью, едой и напитками, составление тематических картотек.
Собирание производителей фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
Сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников.
Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.п.
III. Творчество учащихся, ремесло.
Привлечение родителей к оборудованию музея.
Изготовление поделок из дерева, соломы, ниток (пояса), связанных с народной жизнью, старинными праздниками, обрядами (писанки), выполнение народных игрушек (кукол).Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ детей.
Проведение в музее занятий кружков по крымоведению, рукотворчеству и т.д.
IV. Методическая, консультативная работа- Семинары, методические часы для учителей по крымоведению.-Индивидуальные консультации по проведению мероприятий с краеведческой тематикой.
Сбор библиотеки по народной культуре, использование её в работе с учителями, учащимися.
Сотрудничество с музеями , архивом.
V. Образовательно-воспитательная работа
Развитие познавательных интересов и творческих
Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, запись произведений фольклора, составление картотек, творческие работы, экспедиции в деревни, участие в семинарах, научных конференциях).
VI. Работа с фондами
Заполнение инвентарной книги
Составление картотек на музейные предметы
Исследование и описание каждого предмета
Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих работ учащихся.
Требования к оформлению музея:
доступность;
ассоциативность;
наглядность;
рациональность использования площади;
интерактивность и полифункциональность музейного пространства.
left0Тематика бесед и практических занятий.
Заглянем в избушку. Ознакомительная беседа для первоклассников и их родителей.
Наряжаем красну девицу. Сарафан, рубаха, понёва, пояс, головной убор.
Наряжаем добра молодца. Рубаха, порты, пояс, головной убор.
Прочитаем сказку. Чтение русских народных сказок с показом предметов, о которых идёт речь.
Что нам лето принесло. Знакомство с летними поступлениями.
Съедобные игрушки. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки.
Обрядовые блюда народов Крыма.
Гость в дом - радость в нём.. Познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством; вызвать интерес к культуре русского народа и народов Крыма.
Из истории утюга. Познакомить детей с предметами обихода (рубель и скалка, угольные утюги и т.д.).
Из чего ели. Знакомство с крестьянской посудой: деревянной, чугунной и глиняной.
Как рубашка в поле выросла. Познакомить детей с веретеном, прялкой, ткацким станом, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.
Наши руки не знают скуки. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно- прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.
Раз в крещенский вечерок. Занятие с простейшими формами гадания, информацией об этом народном празднике.
Широкая масленица. Познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.
Посиделки у самовара. История русского самовара. Познакомить с чайными обычаями русского народа.
Чудесный сундучок. Познакомить с видами женского рукоделия (поясами, кружевом и т. д.) и с различными видами приспособлений для их выполнения (возможно не одно занятие).
Куколки-помощницы. Познакомить детей с разными народными рукотворными куклами и выполнением их (1-2 по выбору).
Писанки и крашенки. Когда, как и для чего их делали. Что обозначали символы на них, сроки их хранения. Выполнение росписи яиц писаками с воском и красками.
Жемчужины народной речи. Народная лексика, связанная с крестьянским трудом, с одеждой и обувью (пословицы, прибаутки). Народные названия растений.
Съедобные игрушки. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки, колобаны.
Музей-мастерская может принимать посетителей (классы) из школ на экскурсии и мероприятия по предварительной договорённости во внеурочное время.Прогнозируемые результаты:Результатами работы музея-мастерской должны стать:
ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами найденными и подаренными музею,
проведение выставок новых поступлений,участие в профильных выставках и конкурсах (районных, окружных, городских),
отчёт о проведении экскурсий, семинаров, мастер классов и массовых мероприятий,
проведение фотовыставок и выставок детского рисунка,
качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов.